Школа родительской мудрости

Обретение новой семьи для ребенка из детского дома – событие насколько радостное, настолько же и тревожное. И то, как сложится в дальнейшем его судьба, сможет ли он обрести здесь душевный покой и вырасти полноценным членом общества, во многом зависит от правильного поведения взрослых. Грамотно преодолевать подводные камни на пути к душе ребенка будущих опекунов и усыновителей обучают в Школе приемного родителя, действующей в Сыктывкаре на базе отделения помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О том, что такое замещающая семья и какой он – приемный ребенок, будущим его родителям рассказывает психолог отделения Маргарита Чупрова. Ведь какими бы благими ни были намерения взрослых, зачастую они сильно идеализированы. Даже в воспитании кровных детей почти у всех бывают трудности, а уж ребенок, психика которого травмирована печальным опытом жизни в неблагополучной семье или детском доме, требует особого внимания, терпения и заботы. Тем более когда малыш попадает в новую семью, у него возникает стресс, как у любого нормального человека. И от приемных родителей зависит, насколько успешно пройдет его адаптация в семье.

По словам психолога, прежде всего взрослым необходимо провести ребенка по дому, показать, где что лежит, какие вещи принадлежат ему, а какие – другим членам семьи, что можно брать, а что нельзя. Первое время желательно не приводить в дом гостей – пусть новый член семьи сначала привыкнет к домашним. Желательно взять отпуск, чтобы побыть с ребенком.

Все дети по-разному реагируют на новую обстановку. Некоторые становятся возбужденными и задают много вопросов, иногда эти вопросы повторяются. В этом случае родителям нужно проявить терпение, не игнорировать повторяющиеся вопросы и не раздражаться, а отвечать. Некоторые дети могут, наоборот, замкнуться, стать закрытыми, настороженными, и потребуются правильные действия, чтобы ребенка раскрепостить. Не следует перегружать его впечатлениями, заваливать новыми игрушками. Пусть малыш присмотрится к новой обстановке, привыкнет к родителям, советует психолог. При этом не стоит ожидать от него скорой привязанности и любви: на это требуется время, а сначала он все равно будет насторожен.

Если ребенок еще мал, необходимо определить, насколько у него сформированы навыки самообслуживания: может ли он держать ложку, проситься на горшок. Часто у родителей возникает шок от того, что ребенка приходится учить всему, хотя он уже давно перерос тот возраст, когда эти навыки должны быть сформированы. Но у детей, которым не посчастливилось родиться в благополучной семье, развитие может запаздывать именно по причине плохих условий. Придется терпеливо объяснять, как и что надо делать.

Непредсказуемые реакции могут возникнуть у ребенка на главу семьи, так как в детском доме практически нет мужчин, в основном детей там воспитывают женщины. Поэтому если в семье есть папа, ребенок может либо бояться его, либо, наоборот, постоянно липнуть к нему. От родителей требуется много такта, чтобы скорректировать такое поведение.

Еще один момент, который вызывает беспокойство взрослых, – это отношение приемного ребенка к еде. Чаще всего родители не понимают, как вести себя, когда обнаруживают у ребенка желание делать припасы в укромных местах. Малыш может прятать под подушку хлеб или переедать до рвоты. У родителей возникает вопрос: «Надо ли отучать ребенка от этого или это само пройдет?»

– Тут ничего нельзя сделать, – уверена Маргарита Чупрова. – Такое поведение – следствие недоедания, поэтому надо просто принять, и со временем это само пройдет. Некоторые дети просят, чтобы мама на ночь оставляла еду рядом с кроватью. Эти просьбы надо удовлетворять.

Обучение в Школе приемного родителя – своего рода подготовка к неизбежным трудностям, с которыми сопряжен процесс выстраивания любых близких человеческих отношений. Просто отношения с ребенком – это особо тонкая сфера. Ведь дело приходится иметь с беззащитной детской душой. В адаптационном периоде психологи выделяют три стадии. Первая – знакомство, или так называемый медовый месяц. Это когда ребенок только пришел в семью и испытывает эйфорию. И родители в этот период тоже с особенным вниманием к нему относятся. В общем, всем хорошо, и все друг с другом вежливы и добры. На этом этапе у ребенка может одновременно присутствовать и радость, и тревога. Если малыш с рождения был в детском доме, это будет одно, а если он уже побывал в семье – это другое.

Вторая стадия называется «Возврат в прошлое, или регрессия». На этой стадии эйфория уже прошла, ребенок расслабляется, и проявляются его негативные черты. Вот тут-то и начинается проверка родителей на прочность. Ребенок неосознанно проверяет, будут ли его любить непослушным и плохим. Вероятность такой проверки выше, если такой опыт у него уже есть. Дети могут лгать, воровать, вызывать и проявлять агрессию. Если родители на этом этапе сумеют повести себя правильно и разумно, ребенок успокаивается. Вот здесь-то и понадобятся родителям знания, полученные в школе. Ведь именно отсутствие опыта и психологических знаний делает их беспомощными перед возникающими ситуациями.

К этому времени родители часто уже устают от новых физических и психических нагрузок, им тяжело распределить внимание между ребенком и своими желаниями. И тогда ребенок возвращается к предыдущим этапам развития. Например, если он уже научился разговаривать, вдруг перестает развиваться. Ни в коем случае нельзя стыдить его, сравнивать с другими детьми не в его пользу. Ребенок не виноват, он просто почувствовал напряжение в семье, осмыслить которое в силу своего возраста не может. Бывает, что берут ребенка в семью совсем маленьким, когда характера еще не видно, а потом у него внезапно проявляется гиперактивность, он неусидчив, невнимателен, проказлив. Если родитель не выдерживает, наказывает ребенка, то у него могут развиваться девиантные проявления, агрессия. Нередко родители, недовольные поведением ребенка, угрожают вернуть его в детский дом. Думают напугать его этим, но такое никогда нельзя говорить. Чтобы не истощиться физически и душевно, родителям необходимо обязательно уделять время себе, отдыхать, абстрагироваться, не думать 24 часа в сутки о ребенке.

Если на второй стадии проявить терпение и мудрость, прощать ребенку его оплошности и неудачи, демонстрировать готовность быть с ним всегда, независимо от его успешности, то ребенок станет более спокойным, осмысленным, перестанет вспоминать плохое прошлое.

И вот тогда наступает третья стадия успешной адаптации, которая характеризуется тем, что ребенок уже привык к родителям и понял, что здесь его дом, поверил, что его не выгонят отсюда, несмотря ни на что.

– Приемным родителем может быть не каждый, – уверена Маргарита Чупрова. – Это должен быть человек очень ресурсный, умеющий понимать и прощать. Обижаться на ребенка, а тем более отвергать его – это дорога в никуда. Конечно, это непростой труд, но тем дороже плоды такого труда.

Галина ГАЕВА

 

Оставьте первый комментарий для "Школа родительской мудрости"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.