Святые новомученики земли Коми

29 октября, в канун Дня памяти жертв политических репрессий, в Национальной библиотеке республики прошла презентация интерактивной передвижной выставки-размышления «Святые новомученики земли Коми».

Организаторы выставки решили возродить историческую память о подвиге священнослужителей республики, причисленных к лику святых после гонений на православную церковь в советские времена. На именных стендах-постерах размещены иконы и жизнеописания священников, отрывки из писем и воспоминаний родственников, фотоматериалы эпохи. Каждый стенд снабжен QR-кодом для быстрого доступа к интернет-ресурсу, созданному на сайте «Культурная карта Республики Коми». Здесь можно прочитать подробные материалы о новомучениках и местах их служения, увидеть фотографии.

Проект реализован на средства гранта международного открытого конкурса «Православная инициатива». Авторы проекта – ведущий библиотекарь отдела гуманитарной литературы Национальной библиотеки Коми Елена Пальчикова и заведующая отделом Галина Поташева. Они не только описали биографию новомучеников, но и нашли в их житиях яркие моменты.

Павел Елькин – один из немногих коммунистов и борцов за советскую власть, канонизированный Русской православной церковью. Он родился в селе Шошка, вырос у деда в Усть-Сысольске. Некоторое время жил в Петербурге, а вернувшись на родину, работал на заводе. Был одним из активных участников установления советской власти в Коми. С 1918 года являлся членом ВКП(б). Только общение со ссыльным епископом Германом привело бывшего активного коммуниста к вере. Он уверовал и принял мученическую смерть за Христа.

– Выставка посвящена священникам и мирянам, пострадавшим за веру в Коми крае и причисленным к лику святых, – рассказала «Республике» Галина Поташева. – До революции в Коми крае было около 110 священников, и все они были уничтожены к 1939 году. Наибольшее количество расстрелов пришлось на август-сентябрь 1937 года.

Известно, что первым новомучеником в Коми крае стал усть-немский священник отец Дмитрий (Спасский), которого без всякого приговора расстреляли 19 сентября 1918 года. И он единственный, чье место захоронения известно. Священномученик родился в Койгородке. В годы революции батюшка служил в Спасской церкви села Усть-Нем, 15 сентября 1918 года сюда на пароходе «Доброжелатель» прибыл карательный отряд Морица Мандельбаума. Они придрались к тому, что священник не встретил представителей власти колокольным звоном. Дом священника обыскали, а самого его арестовали. Отца Дмитрия пытали и допрашивали несколько дней, затем в лесу в районе села Помоздино заставили выкопать для себя могилу и расстреляли. Местные крестьяне по торчащей из земли кисти руки нашли могилу, а родные после отпевания перезахоронили священника на кладбище в Помоздино. Отпевание совершил настоятель Помоздинской Богородице-Рождественской церкви отец Алексий Тюрнин, впоследствии также расстрелянный. После войны кладбище было снесено, а могила отца Дмитрия оказалась под зданием школы.

Двое из новомучеников были расстреляны в 1937 году в Ижемском районе. Это священники Палладий (Попов) и Иоанн (Павловский). Всех остальных доставили в Сыктывкар из разных районов Коми и расстреляли в городе. Дела священников рассматривались без лишней волокиты. Порой от ареста до приведения приговора проходило всего три недели. Практически все священномученики были сельскими батюшками преклонного возраста. Но никто из них во время следствия вину не признал.

15 сентября 1937 года на окраине Сыктывкара были расстреляны сразу тринадцать человек, приговоренных к высшей мере по делу так называемой «Священной дружины». В этот день мученическую кончину приняли епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии Герман (Ряшенцев), епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии Серапион (Шевалеевский), игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил (Любимов), монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан (Васильев-Жуков), иерей Стефан Ермолин. Участь духовенства разделили и миряне, среди них Павел Елькин и супруга расстрелянного в 1931 году священника села Вотча Прокопия Шаламова Мария Шаламова. Организации этой никогда на самом деле не существовало, а название было взято из письма Марии Шаламовой.

Большинство жертв сталинских репрессий в Сыктывкаре расстреливали в районе Нижнего Чова на берегу реки Човъю (сейчас там около моста стоит поминальный крест) или в районе нынешнего аэропорта (там в тридцатые годы зеленел лес). Но на Тентюковском кладбище столицы сохранилось несколько безымянных могил, в которых, возможно, тайно перезахоронены члены «Священной дружины». Сейчас эти могилы стали местом паломничества.

Выставка представлена в виде больших цветных постеров на мобильных стендах. Чтобы истории новомучеников узнало как можно больше людей, эти стенды отправятся по библиотекам республики.

11 февраля 2016 года вошло в общецерковный календарь православных праздников как День Собора коми святых. Отныне в православных храмах всего мира 11 февраля будут поминать имена святых. С историей Коми края связаны биографии 21 святого. Это четыре святителя – Стефан, Герасим, Питирим, Иона и семнадцать новомучеников, которые были причислены к лику святых после репрессий и гонений на православную церковь в советские времена. Среди них три мирянина и одна женщина – монахиня Елизавета. В 2001 и 2002 годах их имена были включены в Собор новомучеников и исповедников церкви русской.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Святые новомученики земли Коми"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.