Тренинги в режиме реалити

Проект с необычным названием «Тренировочная квартира» начали реализовывать активисты сыктывкарской общественной организации «Особое детство». Участники проекта решили научить детей с ментальными нарушениями жить самостоятельно.

Как рассказала «Республике» руководитель «Особого детства» Юлия Посевкина, инициатива создания тренировочной квартиры исходила от родителей особых детей. Общественная организация существует уже более десяти лет и объединяет родителей, имеющих детей с нарушениями развития.

– На базе детского оздоровительного лагеря «Гренада» мы проводили правовые тренинги для родителей с целью научить их продвигать интересы своих детей. В ходе этих занятий образовались группы родителей, объединенных какими-то общими проблемами. Самой активной оказалась группа родителей, которых волновал вопрос, как научить подрастающего ребенка самостоятельной жизни, – рассказала Юлия Посевкина. – Дело в том, что это требует не только времени, но и терпения, и самое главное – знания психологических особенностей детей с подобными нарушениями. Обсудив эту тему, мы совместно пришли к идее сопровождаемого проживания. Такая форма адаптации давно развита в Европе и уже практикуется в некоторых регионах нашей страны. В России есть даже целые деревни, где такие ребята живут и работают.

В основе проекта – создание для подростков и молодежи с ментальными нарушениями своеобразной площадки по обучению навыкам самообслуживания, которая на время станет для детей домом. Этой группе детей уделено такое внимание, потому что, как считают авторы проекта, детям с физическими формами инвалидности намного проще научиться самостоятельной жизни при условии создания для них доступной среды. А вот детям с ментальными нарушениями намного сложнее уже хотя бы потому, что они очень доверчивы и не видят намерений других людей. Их легко обмануть, поэтому первоочередная задача педагогов, которые будут с ними работать, – научить их правилам поведения в этом мире, которые обеспечат им хоть какую-то безопасность.

Группа ребят там будет какое-то время жить отдельно от родителей в сопровождении специалистов, учиться ведению домашнего хозяйства, распределению собственного бюджета, умению пользоваться социальными благами. Кроме того, с ними будут проводить профориентационную работу и обучать их несложным ремеслам.

По словам организаторов, потребность в подобных площадках появилась из-за того, что ни один родитель не желает, чтобы после его ухода из жизни его ребенок остался совершенно незащищенным перед этим миром или жил в специнтернате. Всем хочется, чтобы их чадо могло жить самостоятельно. И в то же время по разным причинам не все родители могут справиться с этой задачей. Нередко трудности возникают от того, что особого ребенка опекали с самого рождения, а потом у него уже выработался определенный поведенческий стереотип, изменить который родители уже не могут и это должен сделать специалист – человек со стороны.

Какое время понадобится для обучения одной группы, покажет практика. Днем с детьми будут находиться и заниматься педагоги, а ночью – ночные няни. Программой обучения предусмотрены образовательные блоки, предусматривающие разные темы. Авторы проекта не сомневаются, что квартира простаивать не будет. На стадии разработки проекта его авторы провели опрос в группе «ВКонтакте», и человек 15 желающих на первое время уже определились. Но, по словам Юлии Посевкиной, для группы это много, ведь детям в квартире должно быть комфортно, как дома. Одновременно проживать там будут 5-6 человек, какое-то время они будут обучаться, потом им на смену придет следующая группа. Основной акцент в работе сделают на социализацию детей. Помимо освоения навыков ведения домашнего хозяйства, вместе с сопровождающим ребята будут «выходить в люди» – в кафе, развлекательные центры, магазины, кинотеатры. В перспективе дети должны научиться ходить самостоятельно по улицам, если возникнет необходимость, обращаться за помощью к прохожим, выбирать и заказывать еду в кафе, расплачиваться за все услуги и т.д.

– С этим проектом мы обратились в Фонд президентских грантов, но не получили денег, – рассказала руководитель «Особого детства». – Видимо, потому что для его реализации нам требовалось очень много, а доля собственных средств у нас была очень невелика. И тогда мы обратились за помощью к руководству города с просьбой подыскать нам помещение под эти нужды. Мэр города Валерий Козлов не остался равнодушен к нашей просьбе, и нам нашли помещение на улице Домны Каликовой, 34 в безвозмездное пользование. Площадь помещения позволяет создать условия не только для проживания, но и для мастерских, где ребята смогут осваивать швейную машину, слесарный станок и другие ремесла. Ведь такие дети часто не могут даже сформулировать свои желания, и потому им нужен особый подход в профориентации. Ключи от квартиры мы еще не получили, договор не заключили, но из администрации нам уже пришло письмо с предложением занять это помещение.

К зиме организаторы тренировочной квартиры планируют сделать ремонт в предоставленном помещении, установить камеры видеонаблюдения и противопожарную сигнализацию. Педагогов, которые будут работать с детьми, направят в одну из подобных организаций в Вологду на стажировку. Возглавит проект педагог-психолог центра «Синяя птица» Надежда Позиховская. Помимо того, что она психолог, она сама мать особого ребенка и имеет большой опыт.

Галина ГАЕВА

Фото из архива Юлии Посевкиной

1 Комментарий для "Тренинги в режиме реалити"

  1. Александр | 07.09.2018 в 15:31 | Ответить

    А может быть лучше по-русски: тренировки в реальном режиме? Задрали уже, сколько можно уничтожать русский язык?

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.