Одуванчик воркутинский золотой

Скульптору Вениамину Смирнову исполнилось бы 80 лет

30 августа исполнилось бы 80 лет одному из самых легендарных, талантливых, ярких художников нашего времени – скульптору, поэту Вениамину Смирнову. В экспозиции выставки «Молодое искусство 1970-х», открывшейся в день рождения республики, представлены работы художника из фондов Национальной галереи Коми.

Десять лет назад благодаря сотруднице галереи специалисту по скульптуре Ольге Орловой и подключившимся к ней добровольным помощникам из числа бывших воркутинцев, а также сыктывкарцев был воплощен в жизнь мощный проект, посвященный художнику. В проект, эпицентром которого стала выставка работ – скульптура, батик, графика, живопись, вошли также книга его стихов «Пора на крыло», альбом с песнями в исполнении автора, где в числе прочих пронзительная «Одуванчик воркутинский золотой», каталог творчества, в котором также были опубликованы дневниковые записи скульптора, помогающие острее и правдивее понять суть творчества и счастливо-драматическую его судьбу. Тогда на открытии выставки Ольга Орлова призналась, что одним из посылов, побудивших ее взяться за проект, стало знакомство с архивными документами Союза художников. Это протоколы собраний. В некоторых из них читалось явно предвзятое, ревностное отношение к творчеству скульптора со стороны коллег. Причем удары были, как говорится, в одни ворота. Практически все, кто хорошо знал Вениамина Смирнова при жизни, отмечали его ранимость и абсолютную незащищенность.

Вениамин Смирнов родился в Ленинграде в рабочей семье. В детстве мечтал стать летчиком-истребителем. После восьмого класса в 1952 году учился в Ленинградском художественном училище имени Серова, после которого поступил и успешно окончил Академию художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина).

В Воркуту Вениамин Смирнов попал по приглашению Рема Николаевича Ермолина, также выпускника Академии художеств, который приехал в Ленинград набирать художников для работы в республике. Большое значение для Вениамина Смирнова имело знакомство с московским искусствоведом Ольгой Вороновой, которая, оценив талант молодого скульптора, организовала его первую персональную выставку в Москве, давшую стимул для последующей интенсивной выставочной деятельности. Особое значение для художника имели также поездки в Дом творчества имени Залькална в Дзинтари (Латвия). Работа с признанными мастерами из Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Армении и непрерывное творческое общение сыграли неоценимую роль в формировании и расширении его профессиональных и мировоззренческих установок.

Вениамин Смирнов относился к новому поколению художников-«шестидесятников», драматизм судеб которых известен. Целью их творческих экспериментов было создание такого пластического языка, который представлял бы контраст серости, натуралистичности, бездуховности, ангажированности официального искусства 1950-х.

Художник обращался и к жгучим международным темам: Второй мировой войне и узникам концлагерей, трагедиям Вьетнама, Чили, Хиросимы. Батики середины 1960-х – начала 1970-х – одна из сильных и интересных сторон творчества художника. От небольших камерно-декоративных до огромных многометровых полотен-фресок с надрывно звучащими темами («Напалм», «Циклон-Б», «Седая Япония»).

Невероятно, как, проживая уже в Воркуте, художник изготавливал двадцатиметровые батики в крошечной ванне. В этой же ванне он спал после пожара, когда окна его крошечной однокомнатной квартиры были выбиты.

Еще десять лет назад, когда обнаружился сын Вениамина Смирнова – Денис, который, будучи телеоператором, взялся снимать фильм о своем, как оказалось, знаменитом отце, эта ванна была еще «жива», хотя во время съемок в той самой квартире шел ремонт.

Появление Дениса в рамках проекта «Пора на крыло» необычно. Его родители расстались, когда он был еще младенцем, так как мать мальчика не смогла принять выбор супруга, неожиданно влюбившегося в Заполярье, поменять Ленинград на Воркуту. В идее Ольги Орловой разыскать и пригласить Дениса на выставку помог журналист телеканала «Юрган» Роман Истомин, который в свое время успел поработать на НТВ. Роман откликнулся на просьбу Ольги и через известного спортивного комментатора Кирилла Набутова отыскал на питерском телевидении оператора Дениса Смирнова. Когда Денис вошел в зал, где шла презентация выставки, присутствующие обомлели, – это была копия Вениамина Смирнова.

Творческая судьба Вениамина Смирнова оказалась короче его жизненного пути. В 1980-е он пережил целую цепь потерь, происходивших на фоне драматических событий в жизни страны. В 1989 году он создал ряд произведений-размышлений. Одни только названия свидетельствуют о настроениях автора: «Путь», «Горящий крест», «Горящее колесо», «Мертвая ноосфера». Последняя персональная выставка художника состоялась в Воркуте в 1991 году.

Об истории последних лет жизни художника написано немало. Но и по сей день слухи о судьбе его творческого наследия не перестают тревожить умы людей, неравнодушных к личности и творчеству мастера. Так, наряду с версией, что все содержимое мастерской художника, включая скульптуру, огромные батики и прочее, было однажды варварски вывезено на свалку, бытует и другая: о том, что это было хорошо спланированное ограбление, и не исключено, что рано или поздно эти работы всплывут в частных коллекциях, возможно и за границей. Но выдержки из документального фильма Владимира Полянского, снятого при жизни художника, невозможно смотреть без слез. В кадрах – измученный уже захватившей его болезнью Вениамин Смирнов в страшную пургу на свалке пытается отыскать свои работы.

22 сентября 2015 года в Воркуте был установлен мемориальный знак скульптору и художнику. На могиле установили памятник-крест, на который сбрасывались всем миром. После проекта «Пора на крыло» это был второй высокий акт в честь памяти художника.

Марина ЩЕРБИНИНА

В материале использованы отрывки из аналитической работы Ольги Орловой

Оставьте первый комментарий для "Одуванчик воркутинский золотой"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.