Народный артист Коми Александр Ветошкин: «Театр – это наша большая семья»

Актер Национального музыкально-драматического театра Коми Александр Ветошкин стал обладателем почетного звания «Народный артист Республики Коми». В театре он не только играет комедийные и трагические роли, но и поет, пишет музыку, а также создает и ремонтирует народные музыкальные инструменты, мастерски владеет игрой на них. В интервью «Республике» Александр Ветошкин рассказал о том, кто повлиял на его становление как артиста, музыканта и мастера.

– Где вы выросли и кем мечтали стать в детстве?

– Родился и вырос я в Сыктывкаре. Но так получилось, что до трех лет жил в корткеросском селе Керос. В детстве мы с друзьями мечтали стать похожими на героев фильмов, поэтому вариантов было множество. А вот об артистической стезе я даже не задумывался. Компьютеров или сотовых телефонов тогда не было, и мы дни напролет проводили во дворе. И вместо гаджетов у нас были клюшки, мячи и рогатки. Еще нам хотелось поскорее стать взрослыми, и мы всеми правдами и неправдами старались затесаться в компанию старших ребят. Ведь там общались на каком-то другом языке, ну а главное – там играли на гитаре и можно было научиться овладеть техникой игры. Наверное, в каждом дворе вечерами сидели такие компании, откуда доносились «три блатных аккорда» и робкий вокал. Там во дворе и началось мое увлечение музыкой. А дальше был школьный ансамбль и первые попытки сочинять песни. Хорошее было время, и еще хорошие были педагоги в школе, которые всячески поддерживали наши начинания. Хотя если говорить о педагогах, то у меня по жизни были только хорошие учителя, которые помогли мне сформироваться как личности.

– Национальному музыкаль-но-драматическому театру в этом году исполнилось 25 лет. Сколько лет вы играете в этом театре?

– После окончания школы в 1990 году я поступил в культ-просветучилище, ныне это республиканский колледж культуры. Одновременно меня зачислили в ансамбль «Парма», которым тогда руководил Михаил Бурдин. Потом два года служил в армии. И когда в 1992 году демобилизовался, то сразу же был зачислен в труппу национального театра. В театр вошел и ансамбль «Парма». Помимо ансамбля в труппу входила драматическая группа, на тот момент это были студенты театрального отделения училища искусств. Мы все быстро подружились, и я даже перевелся на это отделение. Моим мастером был наш великий комик Леонард Ильчуков. Он многому меня научил и, главное, избавил от ряда комплексов, которые мешали в жизни и работе.

Что касается традиционной народной музыки и народных инструментов, то здесь моим мастером стал Михаил Бурдин. Он до сих пор остается моим наставником, и я очень признателен ему. Михаил Николаевич привил мне любовь к национальной музыке, к народным инструментам. Можно сказать, что он меня просто заразил этим.

А третий мастер – это Светлана Горчакова. Она научила нас «ходить» по сцене, думать и анализировать. Я бесконечно благодарен ей за это. Потом были годы обучения в Ярославском театральном институте, куда мы поступили практически всей труппой театра.

– Говорят, что театр – это одна большая семья. В вашем случае это не просто слова. В театре играет и ваша жена. Как уживаются два артиста?

– Да, на самом деле театр – это наша большая семья. А еще можно сказать, что это живой организм со множеством частей и цехов, от слаженной работы которых зависит конечный продукт, результат. Мне кажется, в нашем театре очень развито «чувство локтя», когда каждый член коллектива поддерживает и помогает друг другу. Собственно, так и должно быть. Мы зависим друг от друга, и ответственность лежит на всех нас. У нас в театре замечательные, сильные и крепкие актеры. Каждый из них настолько индивидуален и своеобразен, что выделять кого-то я не могу и не буду, потому что это было бы некорректно с моей стороны. Я их бесконечно уважаю и люблю, ценю их поддержку.

Моя супруга Галина – очень скромный, добрый и мягкий человек. Мне нравятся ее творчество и ее роли. Многих удивляет, как мы уживаемся, поскольку постоянно находимся вместе и на работе, и дома. Дома мы муж и жена, на работе – партнеры. Мы стараемся поддерживать друг друга, подсказывать, если что-то не получается. В общем, обычная семья.

– Среди ваших ролей большинство комедийных. Но есть и роли вполне «серьезные». Как бы вы определили свое артистическое амплуа?

– Я никогда не определял и даже не задумывался над своим актерским амплуа. В нашем театре ставят много комедий, и, естественно, герои в этих спектаклях комедийные. Но есть и серьезные работы, заставляющие думать и сопереживать. На мой взгляд, актер должен быть универсалом, умеющим в любой постановке, будь то комедия или драма, создать убедительный образ. По-моему, если актер работает только в рамках какого-то одного амплуа, то он обречен стать в конце концов неинтересным, пресным, неубедительным. А это страшно. Поэтому я за «открытые границы».

– Какую роль вы хотели бы сыграть?

– Как я уже и говорил, актер в театре должен быть готов к работе над любой ролью. Мы не можем отказываться от роли, даже если она почему-то не нравится, и думаешь, что не справишься с ней. Это было бы так, как если бы доктор отказался от пациента на основании того, что тот ему не нравится. Надо понимать, что это прежде всего твоя работа. Поэтому когда режиссер назначает актера на ту или иную роль, он предполагает, что именно он справится с ней. Ведь только режиссер видит и знает, каким в итоге должен быть результат.

– А если бы вы были режиссером, то какой спектакль хотелось бы вам представить зрителям?

– Сложно сказать. Но лично мне всегда очень интересна этническая тематика. В любом случае, хочется надеяться, что все наши будущие постановки вне зависимости от жанра будут интересны зрителю. Мы будем стараться.

– Помимо того, что вы артист, вы еще певец, композитор и член союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов. Что для вас главное?

– Название нашего театра говорит само за себя. В постановках всегда много музыки, поэтому нам приходится не только работать над образами, но и над музыкальным материалом, работать с музыкальными инструментами, танцевать. Все это вкупе работает на конечный продукт – спектакль или концерт. А насчет композитора, мне кажется, что это громко сказано. Да, действительно, в некоторых постановках звучит моя музыка, и мне, конечно же, это очень приятно. Я рад, что Светлана Гениевна доверяет мне эту работу и я могу через музыку выражать свои чувства. В этом плане мне, наверное, проще, так как я сам артист и легко могу погрузиться в атмосферу новой постановки.

– Также вы изготавливаете национальные музыкальные инструменты для театра.

– Это отдельная история. Все началось очень давно, когда я молодым артистом познакомился со знаменитым мастером по изготовлению национальных музыкальных инструментов Александром Забоевым. Он сотрудничал со многими коллективами, в том числе и с нашим театром. Мы подружились. Я иногда приходил в его мастерскую и наблюдал за тем, как рождаются новые инструменты. Все это завораживало, и мне тоже хотелось пробовать сделать что-то подобное. Когда случались мелкие поломки театральных инструментов, то я их самостоятельно чинил. Постепенно это стало моим хобби, которое переросло в работу. Я внимательно стал изучать научные работы, статьи, аудиозаписи. Александр Пантелеймонович стал моим наставником и с удовольствием делился со мной своим опытом, подсказывал, направлял. С тех пор прошло уже много лет. Я стал самостоятельно работать в этом направлении и никогда не считал, сколько было сделано инструментов за это время. Заказы приходили из разных районов республики, иногда мои инструменты «уезжали» за границу. Когда я приезжаю в какой-нибудь город или село и вижу там, как играют на моих инструментах, то мне приятно осознавать, что труд не был напрасным.

– Порой вы сами изобретаете тот или иной музыкальный инструмент. Например, коми диджериду.

– Я не думаю, что современные мастера, занимающиеся народными или этническими музыкальными инструментами, изобретают что-то новое. Все уже давно изобретено нашими предками. Мы только можем что-то усовершенствовать, изменить форму, найти новый материал для изготовления, как это получилось с коми диджериду. Но все это никак не меняет сути того или иного инструмента. Сегодня существует множество различных синтетических материалов, пригодных для творчества. Другое дело, если мастер берется воссоздать инструмент по старинным чертежам, описаниям, рисункам. В таком случае мы стараемся максимально точно воспроизводить инструмент со всеми его нюансами. Так, например, мы с Александром Забоевым восстановили целую серию ивовых дудок, которые когда-то нашел и описал в своей научной работе наш великий ученый Прометей Чисталев. И я этим горжусь. В этом вопросе, с одной стороны, должен быть прогресс, новаторство, поиск новых форм и материалов, а с другой – мы не должны предать забвению первоисточники, ведь это часть истории и культуры народа.

– Если музыкальным символом русского народа со времен Андреева считается балалайка, то у коми это сигудӧк?

– В русской народной музыкальной культуре есть и другие не менее достойные и древние инструменты. Например, владимирский рожок или гусли. А, впрочем, для всего мира Россия ассоциируется с мужиком в лаптях и в ушанке на голове, играющим на балалайке. Выходит, балалайка – это все-таки символ. Что касается народа коми, то и здесь однозначно ответить трудно. И у нас много прекрасных инструментов. И сигудӧк действительно мог бы стать таким символом. Это очень самобытный инструмент с присущим только ему своеобразным архаичным звуком. Но мне кажется, что таким символом вполне могли бы стать наши многоствольные дудки чипсаны и пӧляны. Они намного древнее, и если сигудӧк был более индивидуальным инструментом, не каждый умел играть на нем, то чипсаны и пӧляны использовались массово. Благодаря простоте в изготовлении и в музицировании они были широко распространены и популярны у народа коми.

– Вам присвоили почетное звание «Народный артист Республики Коми». Это, наверное, добавило ответственности перед публикой?

– Да, конечно, любая награда, а тем более звание, добавляет ответственности, еще больше дисциплинирует. Но не стоит об этом постоянно думать, иначе можно просто остановиться в своем дальнейшем развитии. Нужно продолжать трудиться, стараясь честно выполнять свою работу.

Беседовал Артур АРТЕЕВ

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Добавить комментарий