Перемещаясь по Коми

Глава минпрома рассказал, как в республике собираются развивать пассажирские перевозки

В ближайшие несколько лет половину автобусных парков Сыктывкара и Ухты должны занимать машины, работающие на газомоторном топливе, будет создана региональная пригородная железнодорожная компания, а «Комиавиатранс» должен пополниться новыми воздушными судами. О том, что в республике в ближайшие три года собираются сделать для того, чтобы автобусные, водные, железнодорожные и авиаперевозки стали доступными, безопасными и удобными для населения, на минувшей неделе обсуждали в Госсовете Коми во время рассмотрения программы развития транспортной отрасли.

AK_04912_filtered

Автобусы

По словам министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта региона Николая Герасимова, автотранспорт в республике уверенно лидирует по пассажиропотоку да еще и наращивает объемы. Официально услугами автоперевозчиков на территории Коми с января по сентябрь этого года воспользовались более 52 миллионов раз. При этом министр охарактеризовал автоперевозки как отрасль «разгромленную и по частям растасканную». Пока здесь вольготно чувствуют себя нелегальные перевозчики, в том числе на междугородных и межрегиональных маршрутах.

В планах министерства на три года – работа по повышению доли государственных перевозчиков в Коми, она должна быть не менее 40 процентов. Особое внимание собираются уделить Сыктывкару и Ухте. В столице Коми до 80 процентов автоперевозок хотят закрепить за единым государственным предприятием (сейчас «казенный» перевозчик закрывает 40 процентов). Это должно поспособствовать выполнению еще одного пункта программы развития отрасли – повышению качества автоперевозок в целях еще большего привлечения потребителей. Также министр напомнил о программе перевода автобусного парка на газомоторное топливо, благодаря чему в Сыктывкаре появилось сорок новых и экономичных автобусов. В ближайшие три-пять лет половину автобусных парков Сыктывкара и Ухты должны занимать машины, работающие на газе.

Кроме того, усилится борьба с нелегалами, в том числе путем «увода» у них клиентов методом запуска дополнительных направлений и возвращения ранее существовавших базовых маршрутов (несколько дней назад появился, например, экспериментальный рейс Сыктывкар – Киров, в планах пустить автобусы от столицы Коми до Ухты, билет на которые будет стоить порядка ста рублей). А муниципалитетам собираются оказывать методологическую поддержку в организации пассажирских автоперевозок.

Поезда

Правительственные планы для железнодорожной отрасли – сохранение социально значимых перевозок в пригородном и дальнем сообщении, то есть в те населенные пункты, куда, кроме как поездом, добраться практически невозможно. А также обновление вагонного парка ОАО «РЖД», курсирующего на территории Коми, организация мультимодальных перевозок, когда прибытие и отбытие поездов стыкуется с автобусными маршрутами, отправлениями паромов и т.д. При этом билеты на оба вида транспорта можно купить одновременно. Кроме того, в планах создание региональной пригородной железнодорожной компании, приобретение рельсовых автобусов (автомотрис) для использования на коротких пригородных маршрутах с низким пассажиропотоком.

Любопытно, что идея использования автомотрис в Коми обсуждается уже четыре года, и то горячо приветствуется, то принимается в штыки. Председатель Контрольно-счетной палаты Елена Филимонова поинтересовалась у Николая Герасимова, почему этот экономичный вид транспорта в Коми так и не внедрен, ведь это позволило бы решить вопросы с немалыми бюджетными расходами на субсидирование пригородных маршрутов. Возможно, автомотрисы не подходят для нашего климата, предположила она. Выяснилось, что подходят, но все три российских завода, которые занимаются разработкой «рельсовых автобусов», до сих пор не получили сертификата на производство этих машин. Стало быть, госзаказ пока невозможен.

Самолеты

Отметив госпрограмму развития транспортной системы как одну из двух эффективных (всего госпрограмм 18), Контрольно-счетная палата тем не менее указала на некоторые проблемы в ее исполнении. Касается это в основном «Комиавиатранса». Елена Филимонова заявила, что из-за неустойчивого финансового состояния компании КСП не исключала возможности ее банкротства. А причиной такого положения дел стала работа во имя развития пассажирских авиаперевозок. После того как были взяты в лизинг самолеты, произошел скачок евро, так что платить за воздушные суда теперь приходится почти в два раза больше, чем планировалось. В прошлом году убытки авиакомпании перевалили за 150 миллионов рублей.

Николай Герасимов заверил, что для «Комиавиатранса» сейчас делается все возможное:

– За девять месяцев этого года мы из кризисной ситуации вышли в рабочее русло. Для этого пошли даже на временное прекращение убыточных рейсов Сыктывкар – Кослан и Сыктывкар – Троицко-Печорск. Договоры по лизингу перезаключили, чтобы получить рассрочку. Материальное положение должно улучшиться, когда «Комиавиатранс» станет полноценной межрегиональной авиакомпанией (тогда можно рассчитывать на федеральные субсидии). Дополнительный миллиард рублей могут принести арендаторы вертолетов.

В планах на 2017-2019 годы вывод авиакомпании на безубыточность, предполагающую частичный или полный отказ от государственного финансирования полетов (в нынешнем году на возмещение выпадающих доходов от межмуниципальных перевозок из бюджета Коми было выделено 196 миллионов рублей, внутримуниципальных – почти 23 миллиона), перенаправление освободившихся средств бюджета на поддержку убыточных аэропортов, содержание которых обходится в 200 миллионов рублей ежегодно. На реконструкции аэропортов Коми сейчас требуется порядка пяти миллиардов рублей, но чтобы получить федеральную поддержку, региону хотя бы проекты за свой счет разработать надо, но на это средств не хватает. При этом, несмотря на нынешнее положение дел с лизингом, все же планируется дальнейшее пополнение парка воздушных судов «Комиавиатранса» – «Эмбраеров» хотелось бы вдвое больше.

Водный транспорт и переправы

В сфере водного транспорта план на три следующих года: поддержание судоходной обстановки на реках регионального значения Печорского бассейна, решение с федеральными ведомствами вопроса по увеличению финансирования дноуглубительных работ, продолжение работы по организации паромных перевозок, обновление и модернизация речного флота.

Едва ли не главная проблема в этой сфере – покупка новых понтонных мостов и паромов: изготавливающие их компании банкротятся одна за другой.

– Ряд паромов уже доведены до такой степени износа, что ими нельзя пользоваться. Часть новых понтонных мостов, паромов, которые мы заказали в 2014-2015 годах, получить проблемно. Например, заказали мост для Заонежья в Архангельской области, деньги заплатили, но до завершения работы предприятие банкротится и исчезает. Мы приехали разбираться, а там даже участок, где эта компания находилась, уже передан под строительство жилья, – рассказал Николай Герасимов во время одной из недавних встреч с депутатами и общественниками. – Чудом уговорили судоходную компанию зацепить наш мост и увезти его, практически без документов. Похожая ситуация с ижемским мостом, нам привезли только треть секций из заказанных. А две трети компания даже сделать до банкротства не успела.

Анна Потехина

Фото из архива «Республики»

IMG_8401 поезд IMG_9326

Добавить комментарий