Море в судьбе и в творчестве

Владимир Гурьев и Олег Климов.

В Сыктывкаре открылась выставка водной стихии

В пятницу в серебряном зале Центра культурных инициатив «Югор» открылась выставка «Увидеть море». Под таким же названием ровно пять лет назад в этих стенах проходила первая выставка, которая была приурочена к открытию комплекса «Югор» в новом статусе.

Владимир Гурьев и Олег Климов.

Владимир Гурьев и Олег Климов.

За пять лет в выставочных залах центра было реализовано порядка семисот проектов, включая всевозможные выставки, концерты, встречи, мастер-классы. Вторая выставка, обращенная к морской стихии, это своего рода итог пятилетней работы учреждения.

Куратор «морского» проекта – известный сыктывкарский художник, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Сыктывкарского госуниверситета Анжела Разманова, под крылом которой несколько лет в республике проходит и международный пленэр «Клюква». Со стороны «Юг\ра» куратором выступила Ксения Таубина.

«Увидеть море», как отметили ее устроители, – это выставка увлеченных людей, которые воплощают идею в мечту. В экспозиции представлены фотография, живопись, инсталляция, модели кораблей и даже самые настоящие лодки.

Открывает экспозицию огромное полотно норвежца Вемунда Туэ, творчество которого, как было подчеркнуто, можно считать продолжением традиций старой школы неоимпрессионистов конца 1970-х годов. Путешествуя по Баренц-региону от Норвегии до Архангельска, художник создал серию работ о героях северных вод – кораблях. А это конкретное полотно норвежец писал непосредственно для выставки, проработав несколько дней в «Юг\ре».

В числе реалистов-романтиков – художник, орнитолог, ученый, дока в области судомоделизма Владимир Гурьев. Модели кораблей этого замечательного мастера можно разглядывать часами, с такой филигранной изысканностью и точностью они изготовлены. Делает их художник под пение птиц, которых он содержит у себя в мастерской. В числе представленных на выставке работ – фрегат «Святой Николай», галера «Двина», бриг «Меркурий».

О птицах и о кораблях Гурьев может говорить часами. Любовь к пернатым привела его после окончания университета на Дальний Восток, изобилующий разновидностью птиц. А строить копии кораблей он начал еще в школе. Причем не из готовых моделей, а из подручного материала. Но если в детстве это были картон, фанера и олифа, то сегодня мастер выписывает по интернету специальные сорта дерева. Ежегодно в День Военно-морского флота Гурьев со товарищи собираются на каком-нибудь водоеме и проводят соревнования по радиоуправляемым моделям судов. На выставке представлены также живописные работы художника, созданные им на Байкале и в Америке.

Огромную лепту в выставку внесли российские фотографы-путешественники Олег Климов и Александр Аксаков – герои уникальной яхтенной фотоэкспедиции «От Белого до Черного моря».

Идея экспедиции принадлежит капитану яхты «Freelancer» Олегу Климову, который однажды, приобретя судно, предложил российским фотографам совершить реальное двухэтапное путешествие от Петербурга до Белого и Черного моря. Автор проекта, как отметил он сам, поставил задачу осуществить документальное исследование пространства российской провинции, акцентируя внимание на взаимосвязи жизни человека и водной среды, истории мест – поселений вдоль рек, возрождающихся монастырей, заброшенных деревень, населенных островов. Одним словом, изучить особенности каждого из регионов по пути маршрута следования.

Данная фотовыставка представлена работами «умелого моряка» Александра Аксакова, который на открытии экспозиции посоветовал всем присутствующим больше путешествовать по России и меньше смотреть федеральные каналы, по которым практически невозможно составить представление о том, как в действительности живет российская глубинка.

Представление же о том, как проходила сама экспедиция, на выставке можно было получить и по видеосюжетам, демонстрируемым на экране. Особенное впечатление у посетителей выставки вызвали съемки установки мачты на яхту с речного моста и лавирование судна в шлюзах в момент, когда навстречу вышел трехпалубный корабль.

Отлично вписались в контекст выставки и настоящие лодки, изготовленные художником-дизайнером Сергеем Размановым. Одна из лодок – каноэ «Тури» в течение нескольких лет являлась неотъемлемой частью пленэра визуальных искусств «Клюква». Вторую лодку-байдарку с романтичным названием «Птичка» автор смастерил недавно. Лодочных дел мастер мечтает объединить два судна в катамаран и совершить на нем путешествие по Вычегде с остановками в особо примечательных, с его точки зрения, населенных пунктах.

На последних этапах организации выставки к участию присоединились еще два художника, так или иначе связанных с водной стихией. Это известный путешественник, мореход, краевед, исследователь, географ, создатель уникального парусного судна – коча «Зарни ань» Владимир Королев. Без малого четверть века назад этот коч произвел настоящий фурор, впервые совершив плавание по фактически утраченным древним водно-волоковым путям края из бассейна Вычегды на Печору и Северный Ледовитый океан.

Сегодня коч пребывает на даче у Владимира Королева, который не теряет надежды, что когда-нибудь его детище найдет пристанище в музейном комплексе, строительство которого было начато еще в 1991 году, но по причине событий, происшедших тогда в стране, остановлено. На выставке путешественник познакомил гостей и со своей книгой «Биармиа»: от краеведения – к философии биосферного воспитания».

Не без внимания посетителей выставки остались и бумажные макеты коча художника и иллюстратора Леона Рохина, ориентированные, скорее, на детское творчество.

Марина ЩЕРБИНИНА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_6115

Оставьте первый комментарий для "Море в судьбе и в творчестве"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.