Формула успеха из трех составляющих

Специалисты службы занятости готовят выпускников к осознанному профессиональному выбору

Сотрудничество со школами – отдельный большой пласт работы сотрудников службы занятости. Помимо летнего трудоустройства подростков, специалисты ЦЗН ведут с ребятами постоянную профориентационную работу. Журналист «Республики» побывала на одном из таких занятий в Центре занятости Усть-Вымского района.

3tp-taLxWkA

В этот день гостями центра были воспитанники Усть-Вымского детского дома. Занятие по профориентации с девятиклассниками проводила профконсультант – психолог Гюнель Ахмедова. Встреча происходила в форме беседы, которая сразу выявила, что ребята мало знают об очень важных для человека, стоящего перед профессиональным выбором, вещах.

При этом все они после девятого класса собираются поступать в техникумы. Большинство из них, конечно, уже определились с выбором профессии, но вот насколько она востребована сегодня на рынке труда и соответствует их способностям, знали не все.

На вопрос, какие профессии, на их взгляд, сегодня наиболее востребованные, ребята ответить затруднились. Только одна девушка скорее вопросительно, чем утвердительно, ответила: «Адвокат». После недолгих размышлений кто-то добавил, что это профессии, связанные с торговлей.

– Самые востребованные на рынке труда сегодня врачи, средний медицинский персонал, учителя, инженеры и рабочие. А вот юристов, экономистов и менеджеров как раз в переизбытке, – разрушила иллюзии старшеклассников Гюнель Ахмедова.

По словам психолога, разочарование в выбранной профессии – это, как правило, результат не до конца осознанного выбора. А формула осознанного выбора звучит так: «Хочу – могу – надо». Когда все эти три составляющие наличествуют, значит, выбор сделан правильно. Ребята подробно разобрали, что такое «хочу», что такое «могу» и что такое «надо», и пришли к выводу, что «хочу» – это желание делать дело, к которому лежит душа. «Могу» – это то, что мне по силам и соответствует моим возможностям. И «надо» – это показатель востребованности профессии.

Но в мире существуют тысячи профессий. Как же юноше, обдумывающему житье, среди них выбрать свою? Для облегчения этой задачи во многих странах используют специальную классификацию профессий. В России пользуются классификацией Евгения Климова, которая делит профессии на пять типов по объекту труда: человек – человек, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ и человек – природа. При расшифровке этих типов ребята были уже более активны и компетентны. Они подробно разобрали каждый тип, а также какими навыками и качествами характера надо обладать, чтобы работать в той или иной сфере.

По окончании беседы старшеклассникам предложили пройти тестирование на предмет того, к какому же типу профессий они более всего тяготеют. В основном первоначальное желание посвятить себя той или иной профессии и результат тестирования у ребят совпали.

– Я для себя уже решил, что пойду учиться в Сыктывкарский лесопромышленный техникум, где хочу получить специальности газосварщика и автомеханика. Мне очень нравится возиться с техникой, разбирать двигатель, и тестирование показало, что мне больше подходит профессия по типу «человек – техника», – рассказал Руслан Печенкин.

Отвечая на вопрос, почему он решил получить две профессии, если ему нравится автодело, Руслан поразил своей практической сметкой:

– Сварщики в основном неплохо зарабатывают, и мне эта профессия тоже кажется привлекательной. А автомехаником я мог бы подрабатывать в автосервисах. К тому же во время учебы на автомеханика я получу водительские права – а это еще одна возможность заработка. В общем, автомеханик – это будет моя запасная профессия, а газосварщик – основная.

По мнению ребят, такие занятия очень нужны, потому что они дают выпускникам ориентиры, помогают в выборе. Как рассказала директор усть-вымского центра занятости населения Наталья Азизова, профориентационную работу специалисты центра ведут не только со школьниками, но и с гражданами, которые состоят на учете по безработице. Ведь их главная задача не просто трудоустроить человека, но сделать все возможное, чтобы работа соответствовала формуле «Хочу – могу – надо» и чтобы спустя время человек не оказался вновь безработным. И если потребуется для этого поменять профессию, то в центре занятости помогут и с этим: направят на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.

Что касается профориентации школьников, то, по словам Натальи Азизовой, это превентивная мера, помогающая ребятам выбрать профессию по душе и с учетом физических возможностей, склонностей и интересов.

– Воспитанники детского дома приходят к нам ежегодно на профориентационные занятия, где их знакомят с миром профессий, профессиональными учебными заведениями в Республике Коми, рассказывают о том, что такое рынок труда и как на нем ориентироваться, – рассказала директор центра занятости.

Помимо тренингов, тестирований и бесед с психологом, в рамках профориентационных мероприятий регулярно проводятся ярмарки профессий для выпускников школ. Буквально накануне занятий в центре занятости в районе во второй раз прошла такая ярмарка. Цель мероприятия – подведение старшеклассников к осознанному выбору профессий. А поскольку сделать осознанный выбор без тесного соприкосновения с профессией – дело непростое, то для ребят были организованы мастер-классы, встречи с работодателями, представителями профессиональных учебных заведений. О своих профессиях рассказывали полицейские, спасатели, пожарные, землеустроители, менеджеры.

Спасатели знакомили выпускников с тонкостями своей работы, демонстрировали инструмент, которым они пользуются во время спасательных операций. Ребятам предоставили возможность примерить форму пожарного, чтобы они в реальности убедились, что работа эта действительно требует мужества и выносливости. Ведь в общей сложности обмундирование вместе с кислородными баллонами весит почти сорок килограммов. А пожарному еще и тяжелый гидрант приходится таскать.

Представители Коми республиканской академии госслужбы провели со старшеклассниками игру, в ходе которой выявляли, кто из них сможет быть руководителем, а кому больше подходит роль исполнителя. А «на десерт» ребятам оставили мастер-класс, который проводила индивидуальный предприниматель кондитер Тамара Полуницына. Она показывала приемы оформления тортов и пирожных, и все ребята сами могли попробовать оформить выпечку своими руками, после чего с удовольствием съели результат своего кулинарного творчества.

Добавить комментарий