Общественность поставила оценку медицине

Как исправить конфликтную ситуацию в лечебном учреждении, как не стать аутсайдером при оценке работы медицинской организации? Эти и другие вопросы обсудили на общественном совете при Министерстве здравоохранения РК, где были подведены итоги независимой оценки качества оказания услуг в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

IMGP9826

Независимая оценка качества оказания услуг, которая проводится не чаще раза в год и не реже чем один раз в три года, является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями. При проведении оценки качества используется общедоступная информация о медучреждениях, размещаемая в том числе в форме открытых данных.

По словам председателя общественного совета Натальи Кораблевой, чтобы проанализировать ситуацию в здравоохранении региона, была создана рабочая группа. Результаты работы группы предоставил ее руководитель, главврач республиканского врачебно-физкультурного диспансера Виталий Ломов. Первая оценка качества была проведена в 2013 году в четырех пилотных амбулаторно-поликлинических учреждениях: Сыктывкарской городской поликлинике № 3, Сыктывкарской детской поликлинике № 3, Эжвинской городской поликлинике, Эжвинской детской поликлинике.

Критерии оценки отражали открытость и доступность медучреждения, комфортность условий предоставления услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями, а также доброжелательность, вежливость и компетентность работников учреждения. В результате лидером в рейтинге являлась Эжвинская городская поликлиника, аутсайдером – Эжвинская детская поликлиника.

В 2014 году общественный совет провел оценку качества уже 20 государственных медицинских организаций. Источником информации для проведения оценки по показателям были официальные сайты медорганизаций, а также результаты опроса граждан на официальном сайте министерства здравоохранения Коми.

По поликлиникам максимальное количество баллов набрал Республиканский госпиталь ветеранов войн и участников боевых действий, минимальное – Интинская центральная больница. По стационарам в лидеры вышла Ухтинская детская больница, меньше всего баллов набрала Усинская ЦРБ.

В 2015 году независимая оценка качества была проведена в 18 медицинских организациях. По ее результатам максимальное количество баллов набрала Койгородская ЦРБ, минимальное – Сыктывдинская ЦРБ.

Опытом повышения качества оказания медицинских услуг и устранения недостатков поделился главный врач Центральной поликлиники Сыктывкара Михаил Акберов. Как отметил главврач, в 2014 году учреждение переживало дефицит площадей, кадров, оборудования, ряд замечаний был и к сайту поликлиники. Первая проблема практически была решена с введением в строй нового здания на улице Карла Маркса, которое к тому же является приспособленным для людей с инвалидностью. Напомним, что при этом второе терапевтическое отделение осталось в старой части города – на улице Ленина, 75, что, несомненно, и помогло разгрузить поликлинику. Стало меньше проблем с получением консультаций узких специалистов, времени ожидания пациентами своей очереди.

Тем не менее, как отметил главврач, даже с учетом того, что количество специалистов увеличилось в два раза, не всегда удается укладываться в установленные нормативы.

Основной провал, как отметил главврач, это такой показатель, как компетентность, вежливость и доброжелательность работников медицинского учреждения. Чтобы разрешить ситуацию, администрацией поликлиники была нанята специальная фирма, занимающаяся вопросами конфликтологии. Сотрудники фирмы провели тайный обзвон регистратуры, промониторили ситуацию. Результаты обзвона были доведены до всех работников учреждения – в воспитательных целях. Сегодня персонал периодически проходит обучение по благожелательному общению с пациентами, к работе привлекаются психологи.

В 2016 году в число 20 учреждений для проведения независимой оценки качества будет включен республиканский консультативно-диагностический центр. По словам заместителя главврача Наталии Кузнецовой, на своем уровне центр уже давно проводит анкетирование пациентов по оценке качества. Внутренняя анкета размещается на сайте учреждения, те, кто не пользуется интернетом, могут заполнить анкету у администратора.

На что жалуются граждане? Обращения часто поступают на несоблюдение сроков обследования. Но, как объяснила Наталья Кузнецова, в ряде случаев этому есть объективная причина. Пациент, получивший направление к специалисту, должен попасть в течение десяти дней, а не в тот срок, когда ему удобнее. Все это в результате не может не отразиться на работе центра. По-прежнему, несмотря на взаимодействие диагностического центра с лечебными учреждениями в плане узких специалистов, потребность в них сохраняется. Есть еще одна проблема, которая носит, скорее, системный характер. Есть ряд процедур, например, УЗИ брюшной полости, которые можно выполнить на местах, но очень многие жители районов предпочитают сделать это именно в диагностическом центре, за счет чего значительно увеличивается поток пациентов и нагрузка на специалистов. Между тем в центре полностью закрыт вопрос с пункцией щитовидной железы, где также задействованы аппараты УЗИ, там же заняты и специалисты соответствующего профиля. Относительно компьютерного и магнитно-резонансного томографов: в центре работает комиссия, которая может посчитать, что пациент направлен на томографию необоснованно. Подобные истории тоже порождают жалобы. Люди приезжают в диагностический центр без анализов, которые они обязаны были сдать на местах, оправдываясь тем, что своим докторам не верят. В плане «верю – не верю» доходит до абсурда. В Микуне, по словам Натальи Кузнецовой, работает отличный молодой эндокринолог. Но пациенты обращаются к нему не за помощью, а за направлением на консультацию в центр.

Подводя итоги работы круглого стола, специалисты пришли к выводу, что независимая оценка качества оказания медицинских услуг позволяет определить болевые точки в работе медицинских учреждений и своевременно принять меры по их устранению.

Марина Щербинина
Фото из архива «Республики»

Добавить комментарий