С песней по жизни

Анатолий Суханов уверен, что оставаться мужчиной и быть счастливым можно и будучи слепым

Сыктывкарец Анатолий Суханов потерял зрение в 13 лет. Сейчас ему 52 года, и на вопрос, с какими проблемами ему приходится сталкиваться, неизменно отвечает: «No problem!» Каждое воскресенье, если позволяет погода и нет мороза, мужчина берет гитару, садится в такси и едет к столичному торговому центру «Калевала». Уличное пение для него не только работа, но и потребность души.

 

IMG_1927

– Дома-то не очень распоешься, – объясняет он. – Мы ведь с женой в малосемейке живем, вокруг – соседи. Кто-то с ночной смены пришел, кто-то просто хочет в тишине побыть. А для меня пение – любимое занятие.

Играть на гитаре Анатолий Суханов выучился, еще будучи зрячим. Как, впрочем, многому, что он сегодня умеет. А для человека незрячего умеет он немало: и дрова колоть, и снег чистить вокруг дома, и рыбу ловить на донки. А в объединении «Мастер» по производству металлических щеток, которое действует при обществе слепых, он, пожалуй, один из немногих, кто может выполнить норму – 500 щеток в месяц. Правда, сегодня он работает по договору. Его приглашают спасать положение, когда предприятие не справляется с планом.

– Нормы сейчас очень сильно увеличили, – говорит сыктывкарец. – Не каждый может с ними справиться. Пока щетку сделаешь, и пальцы все проволокой исколешь, и мозоли набьешь. А я работы не боюсь, я ее сам ищу.
Казалось бы, жизненная история Анатолия Суханова как нельзя лучше подходит под определение «злая судьба», однако сам он так не считает. На этот счет у него своя жизненная философия:

– Я ни о чем не жалею. Любить жизнь можно и нужно всегда. И научиться жить с тем, что есть, тоже можно и нужно.

Мужчина обладает ценным даром оптимизма. Слепота отнюдь не сделала его беспомощным нытиком. Насколько возможно, он старается жить полной жизнью и быть самостоятельным. По городу ходит один с помощью трости. Когда берет гитару, вызывает такси – с инструментом сложно передвигаться на ощупь. Недавно Анатолий Суханов испробовал навигатор для незрячих, которым ему давали попользоваться, и загорелся желанием приобрести его для себя. Правда, тифлотехника нынче вовсе недешевая.

В обществе слепых он один из самых активных спортсменов – не было дня, чтобы он пропустил тренировку по настольному теннису. Анатолий Суханов – постоянный участник городских, республиканских и всероссийских соревнований по этому виду спорта. И пусть не всегда ему удается занимать призовые места, он не отчаивается: главное ведь не победа, а участие. Зато он заслуженно занимает призовые места в конкурсе авторской песни для инвалидов, который в этом году в Сыктывкаре прошел уже в третий раз.

Детство Анатолия Суханова прошло в поселке Мадмас Усть-Вымского района. Он рано освоил мужские ремесла, в 10 лет подстрелил своего первого рябчика, а в 13 уже ходил на охоту с отцовским ружьем. Впрочем, и друзья-мальчишки тоже, как завзятые охотники, ходили промышлять дичь. Одна из таких вылазок в лес и стала для Анатолия роковой. Он с двумя друзьями пошел на охоту. В лесу, прислонив ружья к стволам деревьев, ребята устроили перестрелку шишками. Один из них взял ружье, выстрелил вверх. Ружье, видно, дало осечку, выстрела не прозвучало. Завидев приближающегося приятеля, который прицелился в него шишкой, мальчишка инстинктивно поднял ствол, нечаянно нажал на курок, и ружье внезапно выстрелило дробью прямо Анатолию в голову.

То ли от шока, то ли инстинкт самосохранения сработал, но еще два часа после этого Толя был в сознании. В сопровождении товарищей дошел до станции, которая находилась неподалеку, сам сел в рабочий поезд. И только там потерял сознание.

– Я где-то слышал о том, что, чтобы глаз не вытек после травмы, надо его закрыть, и все с закрытыми глазами шел, – вспоминает собеседник.

Семь дней после этого он лежал в коме. Выжил, но зрения лишился. Правда, один глаз видел свет, была небольшая надежда восстановить хотя бы остаточное зрение. В московском институте имени Гельмгольца предложили сделать операцию. Да, видно, в небесной канцелярии были на него другие планы.

В то время Анатолий учился в специальной школе для незрячих в городе Грязовце Вологодской области. Буквально накануне поездки в Москву, когда он выходил из класса, кто-то угодил ему мячом прямо в глаз, который еще хоть немного видел. После этого операция помочь уже не могла. Вспоминая события тех лет, мужчина философски рассуждает:

– Хорошо, что это произошло в подростковом возрасте. В детстве вообще легче ко всему приспособиться и не так впадаешь в депрессию. А представляете, что было бы, если бы я ослеп в 50 лет? Вот где, наверное, была бы трагедия: всю жизнь видел, а тут вдруг все сломалось.

Многое пришлось пережить Анатолию Суханову в жизни: по молодости и по глупости совершил преступление, и на несколько лет домом для него стала зона. А когда вернулся в Сыктывкар, квартиры, в которой он жил с семьей, уже не было, двоих его детей забрали в интернат, жена спилась. Пришлось ему поскитаться без крыши над головой, пока не встретил свою нынешнюю жену Руфину, с которой живет уже много лет.

Однако удары судьбы мужчину не сломили. На вопрос, как ему, слепому, жилось на зоне, он отвечает: «Да везде же люди живут. Одно угнетало: работать мне там не давали. Мол, ну что ты слепой наделаешь, напортишь только. И уж сколько я ни доказывал, что все, что они там производили, я еще мальчишкой умел делать, к работе меня не допускали. Только гитара и спасала от безделья».

Осваивать музыкальный инструмент Анатолий начал еще в детстве. Ребята постарше играли и его учили. В общем, аккорды он уже знал, какие-то нехитрые мелодии наигрывал. Пока отбывал наказание, репертуар свой пополнил значительно. Память у него прекрасная: бывает, два-три раза песню где-нибудь услышит и уже запоминает наизусть.

– Раз глаза свою функцию не выполняют, значит, другие органы должны работать в удвоенном режиме, – со знанием дела поясняет он.

Гитара, без преувеличения, стала для него настоящим другом. В минуты грусти это для него своего рода психотерапия: взял ее в руки, запел – и с пением вся грусть уходит. А в трудные времена с гитарой уж точно без куска хлеба не останешься. А репертуар у Анатолия Суханова – на все случаи жизни и на всякий вкус, от армейских песен до попсы и шансона. Есть у него свои поклонники, которые специально приходят послушать его пение. Они нередко подходят, просят записать им песни. Он и записывает в домашних условиях.

Конечно, не студийная запись, но раз людям нравится, с удовольствием выполняет их просьбы. В общем, как считает мужчина, его жизнь удалась.

– А чего горевать-то? – недоумевает он. – Не каждому человеку выпадает такая удача – чтобы работа приносила радость. Вот вы спрашиваете, что питает мой оптимизм. В жизни всяко бывало, но в трудный момент я всегда думал: не я выбирал себе жизнь, кто-то наверху за меня уже все решил. И если я до сих пор жив, значит, зачем-то это нужно.

Анатолий Суханов давно мечтал открыть свою студию звукозаписи. А недавно в обществе слепых открылись курсы компьютерной грамотности. Анатолий Суханов тоже взялся осваивать компьютер.

– Хочу научиться делать аранжировку на компьютере, чтобы не только гитара звучала, но и другие инструменты, – говорит он.

Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "С песней по жизни"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.