Трудоустройство инвалидов по-сосногорски

Наличие вакансий и оборудованных мест не гарантирует трудоустройства человека с инвалидностью

Создать и оснастить рабочее место для инвалида в реальности оказывается только половиной дела. Важно, чтобы человек надолго остался работать на этом месте, так как государство выделяет на это немалые средства. А для этого нужно, чтобы работа человеку нравилась и не отнимала у него все силы. Удовлетворить все эти требования – непростая задача, которую вынуждены решать специалисты службы занятости. В этом убедилась журналист «Республики», побывав в Сосногорске.

 

IMG_0343

В прошлом году сосногорец Дмитрий окончил техникум по специальности повар-кондитер. У молодого человека – третья группа инвалидности. Казалось бы, физически он может работать. Однако, по словам директора сосногорского центра занятости Татьяны Донченко, найти работу без помощи специалистов ЦЗН ему было бы очень непросто, потому что у парня серьезные проблемы с речью и общением. Соответственно, кто-то должен был ему помогать. В центре занятости ему предлагали разные вакансии, но Дмитрий хотел работать только по специальности. И когда появилась возможность в рамках квоты трудоустроиться на Сосногорский хлебокомбинат, он с готовностью согласился. На средства программы оснащения рабочих мест для инвалидов на сумму 50 тысяч рублей ему закупили необходимое для работы оборудование – мясорубку, овощерезку, ножи. Дмитрий занимается нарезкой начинок для пирогов. По его словам, работа ему нравится – всегда в тепле, коллектив хороший. А главное, он занимается тем, что ему знакомо и нравится. Во всяком случае, увольняться юноша не собирается.

Такие же проблемы с трудоустройством были у инвалида второй группы Александры. По специальности женщина тоже повар-кондитер, но эта работа ей противопоказана, так как сопряжена с постоянным нахождением возле горячей плиты, а в ее карте реабилитации прописано условие – работать только под присмотром. Все работодатели отказывались ее брать, потому что ей противопоказаны большие физические нагрузки, работа в ночные смены. То есть ни охранником, ни дворником ее не примешь. Специалисты центра занятости подобрали ей работу уборщицей в гостиничном комплексе. На средства специальной программы ей закупили оборудование, которое значительно облегчает выполнение рабочих функций. В частности был приобретен специальный прибор для мытья окон, которым можно мыть окна и с уличной стороны, и изнутри, не вставая на стремянку. Также ей купили тележку для перевоза моющих средств и всего необходимого для уборки и оборудовали помещение для отдыха. Работа Александре нравится, никто ее не торопит, и она не спеша в течение дня справляется со своими обязанностями.

Эти два случая – не такой уж частый вариант благополучного трудоустройства. Как рассказала «Республике» директор сосногорского центра занятости Татьяна Донченко, удержать инвалида на рабочем месте не всегда получается. Теоретически они вроде бы хотят трудоустроиться, а когда начинают работать, оказывается, что им либо трудно, либо еще какие-то проблемы возникают. Поэтому центр занятости заключает с трудоустроенными людьми договоры, согласно которым они должны проработать хотя бы год. А то ведь на оборудование рабочих мест тратятся немалые государственные средства, и было бы жаль, если бы оборудование простаивало.

– Проблема в том, что инвалидность всегда сопряжена с каким-то заболеванием, а это порождает разные непредвиденные обстоятельства. То человеку предложат путевку в санаторий, то он уходит на длительный больничный, то вовсе решает, что ему тяжело работать, и увольняется, –  рассказала директор ЦЗН. – Если на место уборщицы мы всегда можем найти замену, то заполнить вакансию квалифицированного сотрудника бывает намного сложнее. К примеру, у нас бывали случаи трудоустройства инвалидов инженерами, кадровиками. И когда они увольнялись, найти замену им было очень сложно.

Случается, что специалистам ЦЗН приходится лихорадочно подыскивать нового претендента на место из числа инвалидов. Дело осложняется тем, что необходимо не только наличие соответствующей профессии и согласие самого человека, но и чтобы работодатель захотел этого человека принять. А самое главное – чтобы условия, прописанные в карте реабилитации, соответствовали этой работе.

Сейчас в банке вакансий есть работа для швеи на Сосногорской швейной фабрике. И инвалидов, стоящих на учете в ЦЗН в ожидании работы, тоже вроде достаточно. Но опять сложно подобрать человека на эту вакансию. Для этого нужно из числа соискателей найти человека с профессией швеи, да еще и чтобы он смог там работать. Потому что не каждый инвалид сможет несколько часов подряд сидеть за швейной машинкой. В общем, элементарная, казалось бы, профессия, но когда речь идет о трудоустройстве человека с инвалидностью, все оказывается не так уж и просто. Поэтому и вынуждены сотрудники службы занятости для оснащения подбирать такие рабочие места, которые были бы потом сразу же заполнены.

На вопрос, какую работу ищут сами люди с инвалидностью, пришедшие за помощью в центр занятости, Татьяна Донченко отвечает:

– К нам за год больше ста человек с инвалидностью обращаются. Конечно, не все из этого числа на самом деле хотят работать. Есть и те, кто просто хочет получать пособие по безработице. Хоть это и минимальное пособие, но все же какая-то добавка к пенсии. У нас довольно часты такие случаи, когда мы предлагаем человеку работу согласно реабилитационной карте, а он в ответ: «Да вы что! Я туда не пойду!» На вопрос, зачем тогда человек пришел к нам, отвечает: «Мне бы такую работу, чтобы час-два в день работать». А где мы такую работу найдем? Разве что уборщицей, да и то на полставки. Именно поэтому работать с предприятиями по квоте очень тяжело. У нас же город специфический: нефть, газ, ТЭЦ, железная дорога. Предприятий много, а брать инвалидов никто не может. Тяжело им эту квоту выполнить. Но как-то потихонечку справляемся, совместно ищем варианты. На сегодня у нас осталось 22 предприятия, которые не могут выполнить квоту, а еще недавно их было 28. А всего в Сосногорске квотировать рабочие места для инвалидов должны более семидесяти предприятий.

Сосногорскому газоперерабатывающему заводу, где все цеха вредные, а труд тяжелый, выполнить квоту весьма непросто. Не каждому здоровому человеку под силу пройти медкомиссию, а трудоустроить инвалида на это предприятие и вовсе нереально. Но руководство завода все же нашло вариант, и в этом году, согласовав с вышестоящей организацией, было выделено четыре квоты подсобных рабочих. По словам Татьяны Донченко, руководство завода постаралось найти места почище и получше, и сейчас в центре занятости на эти вакансии подбирают людей из числа инвалидов. Казалось бы, работа на заводе – прекрасный вариант для инвалида, так как здесь даже уборщицы получают неплохую зарплату. И тем не менее специалисты ЦЗН вот уже полгода не могут подобрать работников. По их словам, желающие есть, но не все доходят до финиша: медкомиссию не могут пройти.

– Буквально вчера приходили из заводского отдела кадров, смотрели документы претендентов, отбирали по заболеваниям. В общем, даже если инвалид хочет работать и вакансии есть, не всегда представляется возможным его трудоустроить, – сетует Татьяна Донченко.

Впрочем, в отличие от других муниципалитетов ситуация на рынке труда Сосногорска вполне позитивная. По словам директора ЦЗН, уровень безработицы в городе сегодня примерно такой же, как в предкризисный период. Если до начала экономического кризиса на учете по безработице значилось 402 человека, то сейчас – 433.

– Конечно, число вакансий сокращается, но человеку без ограничений в здоровье трудоустроиться можно, – говорит Татьяна Донченко. – А вот с инвалидами сложновато. Недавно к нам на сайт обратился мужчина – инвалид по слуху, токарь по специальности, просит подыскать работу. Требования у него такие: работа в Сосногорске, без командировок, без вахт и с зарплатой не ниже 25 тысяч. Я поговорила с руководством завода, а мне там говорят: «Как мы возьмем его на станок, если он ничего не слышит?» И ведь резонная претензия.

Сейчас у нас есть свободные вакансии дворников. Казалось бы, для инвалида – хороший вариант. Мы же и снегоочистители им покупаем. Но не все хотят идти на эту работу – тяжело им. У нас одно предприятие никак квоту не может закрыть: придет инвалид, поработает месяц-два и уходит. Тяжело, дескать. И опять мы ищем замену.

Галина ГАЕВА
Фото автора

IMG_0335

Оставьте первый комментарий для "Трудоустройство инвалидов по-сосногорски"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.