Ольга Колесник: «Половина пенсионеров в Коми работают»

За 25 лет, с момента открытия 22 декабря 1990 года, республиканское отделение Пенсионного фонда России стало одной из крупнейших государственных структур, оказывающих социальные услуги населению. С чего и как начиналась работа фонда и что изменилось за четверть века для потребителей его услуг, в интервью «Республике» рассказала управляющая отделением Ольга Колесник.

 

Колесник

– Казалось бы, 25 лет не такой уж большой срок, однако вряд ли уже кто-то вспомнит, а кто до 1990 года занимался страховыми пенсионными выплатами, как вообще выглядела эта система, из какого расчета начислялись пенсии.

– До 1990 года в нашей стране действовала советская система пенсионного обеспечения. Пенсии финансировались из так называемых «общественных фондов потребления», складывавшихся из средств госбюджета и платежей, которые перечисляли в него работодатели (от 4 до 12 процентов в зависимости от отрасли). Однако при исчислении размера пенсии платежи работодателя в расчет не принимались. Размер пенсии зависел от продолжительности трудового стажа и величины заработка. Начислением и выплатой пенсии в то время занимались отделы соцобеспечения – собесы.

Потом наступили 90-е годы: распад СССР, сильнейший экономический и демографический кризис. В стране начались рыночные преобразования на фоне массовой безработицы и банкротства предприятий. Стало очевидно, что госбюджет не имеет достаточных средств для выплаты пенсий. Остро встал вопрос о создании внебюджетного фонда, средства которого имели бы целевой характер и не входили в состав бюджета страны.

Таким образом, создание ПФР решало две задачи: первая – средства пенсионной системы выводились в самостоятельный бюджет, вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы, которые уплачиваются работодателями за своих работников. С 2002 года, когда началась модернизация пенсионной системы, именно страховые взносы стали главным фактором, определяющим размер пенсии гражданина. Эта зависимость сохранилась и сейчас – после введения с 1 января 2015 года балльной системы расчета пенсий.

– Как до создания единой информационной базы велся персонифицированный учет? Неужели все данные хранились в картотеках?

– До 1997 года персонифицированного учета не было вовсе. Всю информацию о стаже, заработке и другие сведения на работников, выходящих на пенсию, представляли отделы кадров учреждений и организаций. Неработающие граждане сами обращались в собес и представляли трудовую книжку. На основе этих данных мы назначали выплаты, а все данные заносили в учетную карточку.

Вся работа по внедрению персонифицированного учета началась в 1997 году. Для чего нужна была эта система? Смысл нововведения заключался в том, чтобы зафиксировать в электронной базе ПФР сведения о трудовом стаже, заработке, суммах перечисленных взносов на каждого работающего гражданина. Это позволило бы обеспечить сохранность этих данных на случай ликвидации предприятия или утраты документов, а также существенно упростить процедуру назначения пенсии.

Республика была одним из пилотных регионов по внедрению этой системы. Без преувеличения скажу: работали самозабвенно, не жалея ни сил, ни времени. Ни компьютеров, ни готовых программных продуктов, ни форм документов тогда не было – разрабатывали, творили в процессе работы. Времена тогда были непростые: производства останавливались, предприятия закрывались, заработная плата и пенсии не выплачивались.

И в это сложное время нам нужно было собрать со всех организаций и предприятий республики анкеты на каждого работника. Тогда в 1997-1998 годах мы объехали всю республику, встречались с жителями городов и районов и объясняли им, что такое персонифицированный учет. Люди воспринимали внедряемый проект, как и все новое, неоднозначно. Было и недоверие, негатив со стороны некоторых организаций.

Тем не менее анкеты были собраны, нам предстояло обработать их и внести в базу персонифицированного учета. Этой работой занимались всего три межрайонных центра – в Ухте, Сыктывкаре и Эжве. Анкеты из других районов нам привозили, например, из Воркуты они доставлялись самолетом в чемоданах. Специалистам в этих центрах приходилось работать и в две смены, и по выходным.

Теперь база персонифицированного учета – это система, где хранятся подробные данные обо всех работающих жителях Коми – о трудовом стаже, работодателях и суммах уплаченных взносов. На основании этих данных назначаются пенсии.

– Что изменилось для самих получателей пенсий за эти годы?

– Сейчас обратиться к специалистам Пенсионного фонда и подать документы можно как лично, так и направив обращение по почте, в электронном виде, а также через многофункциональные центры «Мои документы».

Во-вторых, во всех наших управлениях ведется предварительная запись на прием – по телефону и через интернет, а в самых крупных из них – введена электронная очередь. Это позволяет спланировать свой визит и существенно сэкономить время.

Для удобства наших посетителей в каждом управлении установлен гостевой компьютер. С этого компьютера клиенты могут войти в правовую систему «Консультант плюс», а также на сайт ПФР. Для работодателей на гостевых компьютерах установлено программное обеспечение для сдачи документов персонального учета.

Между Пенсионным фондом и региональными и муниципальными органами власти налажена система межведомственного взаимодействия, это позволяет нам обмениваться данными с этими структурами. Что это значит для наших клиентов? Это позволяет существенно сократить перечень документов, которые требуются от гражданина при получении той или иной услуги.

Жители республики активно пользуются электронными сервисами на сайте ПФР: через них можно подать заявление о назначении пенсии и выборе способа ее доставки, задать вопрос, поделиться проблемой или мнением о работе сотрудников наших клиентских служб. Для тех, кому до пенсии еще далеко, сервисы дают возможность контролировать формирование своей пенсии. Здесь также можно отследить, сколько взносов перечислил работодатель, сколько баллов на пенсионном счету, увидеть информацию обо всех местах работы и продолжительности стажа.

Для страхователей Пенсионный фонд разработал специальный сервис «Личный кабинет плательщика». И страхователи Коми его успешно осваивают. На сегодня к кабинету подключились практически все работодатели и индивидуальные предприниматели региона. Пользователи «кабинета плательщика» могут в любое время формировать реестры платежей, получать справки о состоянии расчетов, информацию о суммах страховых взносов, а также формировать квитанции и платежные поручения, проводить проверку отчетности (форма РСВ-1 ПФР).

– Насколько востребованы эти сервисы у ваших клиентов?

– Безусловно, есть граждане, которые в силу возраста либо проживания в тех населенных пунктах, где нет  интернета, предпочитают все необходимые документы и информацию получать по старинке – приходят в офисы Пенсионного фонда. Но будущие пенсионеры, большинство из которых владеют компьютером, конечно, активно пользуются услугами нашего сайта. Думаю, что в недалеком будущем все наши клиенты будут использовать только электронные услуги: сегодня ведь уже трехлетний ребенок умеет пользоваться компьютером.

– Пенсионерам, и не только им, будет интересно узнать, что готовит им грядущий 2016 год? Скажется ли как-то экономический кризис на размерах пенсий?

– Согласно бюджету Пенсионного фонда на 2016 год, с 1 февраля на четыре процента будут проиндексированы страховые пенсии неработающим пенсионерам и на 6,4 процента – ежемесячные денежные выплаты. С 1 апреля на четыре процента будут проиндексированы социальные пенсии. По итогам первого полугодия исходя из ситуации, которая будет складываться в экономической и социальной сферах, будет рассмотрена возможность проведения доиндексации пенсий.

– Известие о том, что работающим пенсионерам с 2016 года перестанут индексировать пенсии, шокировало многих. Ведь имей человек хорошую пенсию, разве он стал бы работать? Люди работают в надежде что-то накопить на достойную старость, чтобы потом в случае болезни или каких-то других неприятных обстоятельств не оказаться неплатежеспособным. Эта инициатива действительно будет узаконена?

– 15 декабря в третьем чтении принят федеральный закон, в соответствии с которым прекращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Он должен вступить в силу с 1 января 2016 года. Отмечу, что в случае, если пенсионер прекратит трудовую деятельность, то его право на индексацию пенсии будет возобновлено.

Сведения о том, работает гражданин или нет, в Пенсионный фонд будут передавать работодатели. Сейчас мы располагаем информацией о гражданах, прекративших трудовую деятельность в 1-3 кварталах 2015 года. Поэтому гражданам, прекратившим трудовую деятельность до 30 сентября 2015 года, обращаться в Пенсионный фонд нет необходимости.

А тем, кто попадает в так называемый переходный период: это граждане, которые прекратили работать в четвертом квартале 2015 года или оставят работу в первом квартале 2016 года, нужно будет обратиться в наши территориальные органы после 1 января 2016 года.

На сегодня в Коми 142 тысячи, или 48 процентов, пенсионеров работают (здесь все категории – по старости, инвалидности, СПК).

– И все-таки на чем основывалось такое решение?

– Еще в 2012 году, когда была принята стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, в качестве одного из основных условий сбалансированности и устойчивости пенсионной системы называлось сохранение страховых принципов и, в частности, изменение порядка индексации пенсий.

Принимая такое решение, правительство исходило из самого смысла системы пенсионного страхования. Что такое страховая пенсия? Это пособие, которое выплачивается при наступлении страхового случая (по аналогии со страхованием автомобиля либо другого имущества). Страховой случай в пенсионной системе – это утрата способности к трудовой деятельности. А если человек продолжает трудиться, то значит, он не утратил такую способность. Однако об отмене пенсии работающим пенсионерам речи не идет. Эта категория граждан ограничивается в праве на ежегодную индексацию пенсии.

– Продлится ли в следующем году выплата материнского капитала и будет ли расширен перечень направлений, по которым его можно употребить.

– Третьего декабря президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному Собранию поручил продлить действие программы материнского капитала на два года. 5 декабря минтруд внес в правительство соответствующий законопроект. Что касается возможностей его использования, с 2016 года владельцы сертификата на материнский капитал смогут направить его средства на покупку товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Соответствующий перечень това.

Беседовала Галина ГАЕВА
Фото предоставлено пресс-службой ОПФР по РК

1 ответ на Ольга Колесник: «Половина пенсионеров в Коми работают»

  1. нам интресно:

    В Коми 142 тыс.работающих пенсионеров,а сколько из них получают заработную плату до 8000 руб
    до 15000 руб
    до 30000 руб

Добавить комментарий