На «Еже» раздали колючих «Оскаров»

В Ухте прошел очередной международный экотуристический форум
Вопросы внешнего и внутреннего туризма во всем его разнообразии, дальнейшее развитие отрасли на государственном, коммерческом, а также частном уровне активно обсуждались на III Международном экотуристическом форуме «Ёж», который проходил в Ухте 3-4 сентября.

SIZ_2389

2

Светлана Турова демонстрирует свою продукцию.

SSN_9577

Ресторатор Леонид Гарбар.

Форум, организованный при поддержке правительства республики, набирает обороты, что видно и по количеству прибывающих год от года участников. Открыл форум глава кабинета министров Владимир Тукмаков.
– Наша республика – это край бескрайней тайги и высоких гор, быстрых рек и спокойных озер, чистого воздуха, нетронутой цивилизацией природы и, конечно, открытых душой людей. Убежден, что «Ёж» успел зарекомендовать себя как площадка для обмена опытом, установления контактов, всестороннего развития природного туризма – одного из приоритетных направлений развития республики, обозначенных главой региона Вячеславом Гайзером, и сохранит эту тенденцию и в перспективе, – отметил он.
В церемонии открытия также приняли участие руководитель администрации Ухты Игорь Михель, председатель комитета Госдумы по вопросам развития Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Игорь Шпектор, ректор УГТУ Николай Цхадая. Приветственные слова форумчанам прислали министр культуры России Владимир Мединский, директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская.
Помимо участников из Республики Коми «Ёж» представляли специалисты из Финляндии, Италии, Калининграда, Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы, Пермского края.
Об экологическом
и «диком» туризме
Николай Цхадая напомнил присутствующим, что Ухта – родина первой российской нефти, подчеркнул, что одним из важнейших направлений деятельности университета является экология. В результате проводимых в стенах УГТУ межрегиональных конференций, посвященных экологическому образованию и воспитанию, по его словам, был разработан экологический манифест, который стал своего рода императивом для многих научных российских форумов.
– Современный мир ставит задачи совместить два не просто равноправных, но и формально противоположных вектора: экологичность и экономическую мощь. Экономика требует все большего потребления природных ресурсов, а экология требует их сохранения. Ключом к преодолению этого конфликта является инновационное экотворчество. Экотуризм идеально укладывается в такую инновационную парадигму, настраивает, нацеливает нас на экологическое мышление, на ресурсосберегающий образ жизни, – вывел оптимистичное предположение ректор УГТУ.
Экскурс в потенциал природного и экологического туризма Коми провела и.о. руководителя регионального агентства по туризму Наталья Филина.
– Республика успешно интегрировала свои уникальные природные ресурсы в активную среду российского и международного рынка экологического туризма, – подчеркнула она в своем выступлении.
О том, как обстоят дела с туризмом и туристами на особо охраняемых территориях, рассказал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин. В частности, он отметил, что для дальнейшего развития экологического туризма необходимо снизить рекреационную нагрузку на территориях, пользующихся особым спросом у туристов. Но если, например, по рекомендации ученых Института биологии КНЦ УрО РАН удалось снизить нагрузку на популярный в Сыктывкаре и Сыктывдинском районе комплексный заказник «Белый», то такой уникальный уголок природы, как знаменитые Параськины озера (система карстовых озер с глубинами до 30 метров), продолжает страдать от дикого туризма. Только за нынешнее лето на территории этого заветного уголка шесть раз силами Центра творчества имени Карчевского и работников Ухтинского лесничества проводилась уборка.
Не утрачивает популярности и Уньинский заповедник, что в Троицко-Печорском районе, особенно у пермяков, которые добираются сюда вертолетами для сплава. Уньинский заповедник пользуется популярностью не только у пермских туристов, но и у пермских браконьеров, несмотря на все усилия рыбинспекции. И вот с этим действительно надо что-то делать.
Речь гостьи из Финляндии Минны-Кариты Хаантие была посвящена тенденциям развития туризма в Саамском регионе Финляндии, где, как отметила выступавшая, живет больше оленей, чем людей.
Тем не менее сегодня туризм приносит традиционно живущим оленеводством саамам дохода больше, чем их основная деятельность. В Финляндии и Саамском регионе 5,2 миллиона жителей. В общей сложности порядка 150 тысяч заняты в секторе туризма. Ежегодно здесь принимают более 13 миллионов туристов, которые в среднем бронируют 20 миллионов ночей.
Что ищут здесь туристы? В первую очередь, подчеркнула Минна-Карита, аутентичные переживания – «смотреть, слушать, встречаться с местными жителями в их повседневной жизни и платить за это», местная еда, природа. Турбизнес, ничего не скажешь, поставлен здесь на широкую ногу, да и для туристов созданы все условия и удобства, все по максимуму комфортно и продумано.
Одним из самых любопытных и с точки зрения подачи стало выступление гостьи из Калининграда, замдиректора по воспроизводству, сохранению лесов и научной деятельности Национального парка «Куршская коса» Людмилы Поплавской.
Уникальный антропогенный природный ландшафт – узкая и длинная песчаная полоска суши саблевидной формы, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря, была включена в список Всемирного наследия Юнеско как международный (российско-литовский) природно-культурный объект. Докладчица рассказала, какую работу проводит их Визит-центр для привлечения туристов, какие новые объекты построены на этой уникальной территории и что делается для более подробного и интересного знакомства с ландшафтами косы.
Круглые столы и конкурс видеороликов – самые интересные сегменты форума. Именно обсуждение темы в небольших группах сближает, заинтересовывает собеседников, позволяя максимально проникнуться, почерпнуть как можно больше информации и опыта коллег.
Заметное оживление на этом же круглом столе вызвала информация и.о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминики Кудрявцевой о строительстве в заповеднике вертолетной площадки.
В этом году заповедник получил федеральное финансирование, уже проведен аукцион на определение подрядчика на строительство площадки. Им стала пермская компания ООО «Северный Урал», в настоящее время ведутся подготовительные работы.
По словам Кудрявцевой, Печоро-Илычский заповедник и особенно плато Маньпупунер привлекают все большее количество туристов, в том числе и «диких». Необходимо минимизировать ущерб для природы заповедника. Строительство вертолетной площадки, по мнению докладчицы, – первый шаг к тому, чтобы подготовить заповедник как к увеличению потока туристов, так и к возможности регулировать этот поток.
Как продвигать идею
Еще два важных направления, способствующих продвижению и развитию туризма, – сувенирная продукция и гастрономия – обсуждались на круглых столах форума.
В плане продвижения сувенирной продукции наиболее интересной нам показалась история известного в Сыктывкаре мастера, владелицы мастерской узорного художественного вязания «Югыд-арт» Светланы Туровой. Представленный ею проект назывался «Гостевой дом с мастерской как объект этнокультурного туризма».
Можно ли зарабатывать на творчестве? Можно, но везде нужна идея.
В 2009 году Светлана зарегистрировалась в качестве ИП, арендовала мастерскую под художественное узорное вязание. Дело наладилось. В то время мало кто вязал вещи, которые рождались в мастерской Светланы Туровой. Но через три года конкуренты заявили о себе в полный голос, и производство небольшой мастерской пришлось приостановить. Год борясь со стрессом, думали, что делать. Но в России появилось новое вязальное оборудование, и семья Туровых не простила бы себе, если бы не воспользовалась этим моментом. В конечном итоге было принято решение строить дом-мастерскую в деревне. Известного мастера поддержала администрация Корткеросского района, выделив грант на покупку оборудования и участок в аренду с последующим выкупом в поселке Аджером.
А вот чтобы построить фундамент и приступить к строительству, Светлана и Сергей Туровы решили прибегнуть к народному финансированию. О том, как продвигались дела, собирались средства, – в ближайших номерах «Республики». Отметим лишь, что необходимая сумма была собрана. По сути строительство гостевого дома-мастерской в Аджероме – уникальный проект. Ведь помимо всего он предусматривает и мастер-классы, и создание новых рабочих мест. Но главное – весьма способствует привлечению в эти живописные места туристов.
Бренд коми кухни
Гастрономическая составляющая региона играет если не самую главную, то очень важную роль в продвижении туризма. В разных точках земного шара путешественник непременно хочет отведать блюда местной кухни. Организаторы форума настолько серьезно отнеслись к этой теме, что в качестве специального гостя форума пригласили известного в России ресторатора, учредителя и генерального директора компании «Свои в городе», «Русская рюмочная №1», Stroganoff Bar & GriII и т.д., главу Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации гастрономов «Chaine des Rotisseurs» Леонида Гарбара.
Обедая в ухтинском ресторане, Гарбар обратился к национальной кухне, но, к своему сожалению, среди практически двухсот блюд нашел лишь три позиции местной кухни. В их числе рыбу: муксун, нельму и, как он полагал, печорскую, а не норвежскую семгу. Увы, пришлось его разубедить.
Путешествуя по миру, ресторатор всегда пытается угоститься именно местной кухней, так как считает, что знакомство через желудок – самый короткий путь к культуре другой страны. Относительно того, какая кухня для него самая лучшая в мире, он ответил, как его кумир, лучший шеф-повар XX столетия Поль Бокюз: «В мире существует только две кухни: вкусная и невкусная».
На «гастрономической» встрече участники посмотрели слайд-фильм о всемирном фестивале «Экспо», который презентовала представительница Москвы и Италии Ирина Петренко, еще раз окунулись в атмосферу праздника «Черинянь гаж», который, безусловно, сегодня мог бы являться гастрономическим брендом Печоры. Но наиболее рациональным выглядело выступление начальника отдела продвижения и развития творческих индустрий агентства по туризму республики Натальи Макаровой. Отметив, что для коми кухни характерны лаконичность, здоровая еда, простота и присутствие блюд из дикоросов, между тем докладчица подчеркнула, что в отличие от Италии «нам еще долго предстоит работать над созданием своей национальной кухни».
В процессе обсуждения несколько раз участники круглого стола упоминали рыбу печорского засола. Это весьма специфический продукт, причем требующий правильного с технологической точки зрения приготовления. Но Леонид Гарбар предположил, что именно эта экзотика сможет стать хорошей приманкой для туристов.
В связи с этим Наталья Макарова вспомнила об одной краеведческой конференции, на которой девушка из семейства оленеводов делала презентацию о еде своих сородичей:
– Мы были шокированы: сваренный глаз, подкопченный ус, оладушки из крови, запеченный копчик. И это реальная, ежедневная нормальная жизнь. И это интересно.
По мнению выступавшей, основная задача в плане гастрономии, которая сегодня стоит перед агентством по туризму, – вывести коми кухню на бизнес-историю. Путей тут может быть несколько. Это и тур выходного дня с посещением фермерских хозяйств, и создание мифов и легенд, связанных с коми кухней, и собирание вполне реальных историй, и создание гастрономических сувениров. Одним словом, построение некоего фундамента, на котором и можно будет строить гастрономический бренд Коми. В связи с гастрономическим сувениром вспомнили о конкурсе на этот самый сувенир. Конкурс выиграл Прилузский район, предложивший паничу – выпаренную, высушенную морковку, которая в былые времена заменяла детям конфеты.
Акцент был сделан и на то, что в республике нет книги коми рецептов, нет национальных ресторанов, и сегодня впору собирать аутентичные рецепты, пока, собственно, есть кому ими поделиться.
Участники круглого стола также послушали и посмотрели презентацию сотрудницы Финно-угорского этнокультурного парка в селе Ыб Сыктывдинского района Марии Крашенинниковой, которая рассказала о том, что с недавних пор гости парка могут отведать в коми подворье травяной чай, приготовленный по старинным народным рецептам.
Уникальный чай в «Финно-угории» появился благодаря сотрудничеству парка со Свято-Вознесенским храмом, в лавке которого можно приобрести разные виды ферментированного чая с добавлением березового листа, лепестков роз и других компонентов. Ферментированный чай готовится из листьев иван-чая по старинному рецепту, созданному в знаменитом Копорье – русском селе, откуда до революции тысячи тонн целебного чая поставлялись в Москву, Петербург и европейские государства.
На восьми ветрах
На следующий день в рамках форума прошла межрегиональная конференция «Обеспечение безопасности туристов как главное условие путешествий». На конференции рассматривались вопросы и предложения по снижению рисков возникновения несчастных случаев и гибели людей на туристских маршрутах, желающие познакомились с правилами и условиями эксплуатации самоходной техники во время организации путешествий.
В заключение форума – «на сладкое» участникам были представлены видеоролики «Лучшие продуктовые практики природного туризма». В результате из нескольких десятков присланных на конкурс работ в финал вышли 17.
В числе победителей, получивших «Ёжеоскаров» из республики: Инга Усачева в номинации «Лучший экотур для семейного отдыха» за фильм «Рябиновые бусы». В номинации «Самое нестандартное применение природных ресурсов» колючего «Оскара» получил Дмитрий Ткач за видеоролик об арт-фестивале «Сено».
Безусловным лидером стал и Иван Волк, снявший ролик о соревнованиях по сноукайтингу «Восемь ветров» в Воркуте. Так называют спортсмены период в Заполярье, когда ветер дует со всех сторон, это считается идеальным условием для соревнований. Зрители, посмотревшие этот небольшой, захватывающий фильм о парусном спорте на снегу, получили неплохой заряд энергии.
Марина Щербинина
Фото Олега СИЗОНЕНКО и Агентства РК по туризму

Оставьте первый комментарий для "На «Еже» раздали колючих «Оскаров»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.