Восток – дело тонкое

«Сыктывкарса тулыс» порадовал зрителя еще одной премьерой

В Государственном театре оперы и балета Коми продолжается фестиваль «Сыктывкарса тулыс». За эту неделю зрители посмотрели три спектакля, два из которых – премьерные.
После премьеры оперы Джузеппе Верди «Риголетто» была представлена вторая премьера – балет «Тысяча и одна ночь»
на музыку Фикрета Амирова в постановке Виталия Ахундова. Зрители приняли «восточное лакомство» на ура.

IMG_0621

IMG_0562 IMG_0820 IMG_0763

 

Впервые балет «Тысяча и одна ночь» был поставлен в 1979 году в Баку. Более десяти лет он был на плаву, восточную сказку ставили практически все ведущие театры Советского Союза. Со временем популярность этого балета сошла на нет, но в последнее время его вновь «подняли на щит». Сегодня спектакль идет в «Кремлевском балете» – в Москве, Чебоксарах, Минске.

Режиссер-постановщик Виталий Ахундов в разговоре с корреспондентом «Республики» отметил, что этот балет всегда был для него легендарным. Он танцевал в самой первой постановке спектакля – на вторых ролях, танцевал и позже – уже главную партию. Сам он прожил в Баку 30 лет, тема востока ему понятна и близка постоянной сменой настроений и человеческих проявлений. Радость, любовь, секс, ярость, нежность – за полтора-два часа на сцене рождается невероятное количество характеров и эмоций.

Александр Максов, который выступает в качестве критика на фестивале, написал либретто с использованием версии Наили Назировой. Она включает три сказки, хорошо знакомые всем с детства: «Синдбад-мореход», «Али-Баба и сорок разбойников» и «Волшебная лампа Аладдина».

Впервые в истории театра вместо задника в спектакле был использован мультимедийный экран. Это позволило не только сохранить площади сцены, но и мгновенно относить зрителя к месту событий, максимально приближая его к атмосфере Востока, ведь герои сказки оказываются то во дворце, то на восточном базаре, то в пещере-сокровищнице. Вся остальная чарующая «восточная» сценография – яркая, с какими-то филигранными деталями, символизирующими то ли изумруды, то ли камни, то ли перья райских птиц, – идея главного художника театра Юрия Самодурова. Сочетание современных технологий и классической сценографии и рождает ощущение чуда. В балете «Тысяча и одна ночь» по замыслу балетмейстера-постановщика задействована практически вся труппа театра, включая хор. В спектакле также звучит и вокализ в замечательном исполнении Галины Маликовой. И все вместе – игра света, оформление, костюмы, а к премьере их было отшито порядка 150, – все направлено на то, чтобы зритель погрузился в чудесную атмосферу сказки, спектакль вообще воспринимается на одном дыхании.

Яркий, зрелищный, динамичный, он будет интересен зрителям разного возраста. Правда, после прогона балета в информации одного из интернет-изданий было сетование на то, что «сказочный балет с эротическим подтекстом» вышел без возрастной маркировки. Действительно, многие, в том числе и массовые сцены в балете, были откровенны. Но ведь чувственность и страсть – это и есть дыхание спектакля, ведь по сути «Тысяча и одна ночь» – это своего рода «Декамерон» в восточном варианте.

Еще одна особенность спектакля – огромное количество верхних поддержек. В интервью «Республике» Виталий Ахундов признался, что, когда он сам танцевал в партии Шахрияра, который буквально не спускает с рук своих возлюбленных, у него кружилась голова от физического напряжения. Возможно, то же самое испытывал и Роман Миронов, блестяще станцевавший и сыгравший роль восточного ревнивца… Как всегда, хороша и убедительна была Наталья Супрун, танцевавшая партию Шахини, с отличным дебютом можно поздравить и Анастасию Маслову в роли Шахерезады.

Невозможно не отметить и безупречную работу оркестра под управлением Азата Максутова,
отыгравшего сложную и тонкую, как арабская вязь, восточную музыку.

На открытии фестиваля Михаил Герцман, посмотревший к тому времени прогон спектакля, отметил, что в театральном плане северу не хватало востока. Поспорить после чудесной премьеры трудно. Востока не хватало.

Марина Щербинина

Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Восток – дело тонкое"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.