Перестройка или переезд?

В столице Коми разворачивается дискуссия по поводу места расположения нового здания театра оперы и балета

Сроки строительства нового здания Государственного театра оперы и балета Коми в связи с кризисом переносятся на более отдаленную перспективу. Однако и медлить, пустив все на самотек, тоже нельзя, иначе можно остаться без федерального софинансирования. При этом события могут развиваться по одному из двух возможных сценариев: либо храм искусства возведут на том же самом месте, либо найдут для него другую площадку, а нынешнее здание передадут под иные нужды.

04

Проект Александра Бреусова понравился и артистам, и общественности.

 

0506

Анастасия Прокудина отстаивает интересы отрасли, Александр Заборский (слева) – города. Фото Дмитрия Напалкова.

 

0809

 

Валерий Марков солидарен с Валентиной Судаковой: театр должен находиться в центре.

14

 

Об этом стало известно в ходе совещания, организованного в комитете по социальной политике Госсовета республики с участием министра культуры, руководства театра, представителей минфина, минархстроя, сыктывкарской мэрии, а также общественников.

Историю вопроса напомнила министр культуры Анастасия Прокудина. В 2012 году эксперты обследовали здание театра и пришли к неутешительным выводам: коммуникации изношены, а сама площадка не отвечает современным требованиям, предъявляемым к концертно-зрелищным учреждениям. В итоге правительство республики приняло решение о реконструкции, а по сути – о строительстве нового здания на месте существующего. В прошлом году минкульт провел конкурс эскизов – проектов театра. Первый его этап прошел безрезультатно, ни одна из работ специалистам и общественности не понравилась. Пришлось конкурс продлевать. В конечном итоге победителем была признана персональная творческая мастерская под руководством Александра Бреусова из Пензы. Предложенный пензенскими архитекторами проект здания в классическом стиле устроил практически всех. В здании – большой многоярусный зрительный зал на тысячу мест и малый зал на триста мест, оркестровая яма, рассчитанная на 70 музыкантов, предусмотрены лифты и специальные места для маломобильных граждан.

Согласно расчетам строительство обойдется почти в два миллиарда рублей. Как сообщила Анастасия Прокудина, два года назад на проектную документацию было предусмотрено 40 миллионов рублей, но, поскольку на тот момент не был готов даже эскизный проект, средства пришлось вернуть в казну.

– В следующем году мы постараемся выделить 63 миллиона на разработку проектно-сметной документации, – пообещала министр.

Разумеется, республика рассчитывает на софинансирование из федерального бюджета, но, как отметила замминистра финансов Коми Ирина Гарезина, «федералы под наши воздушные замки деньги выделять не будут». То есть без конкретных цифр говорить пока не о чем. Эта самая конкретика появится только тогда, когда будет точно известно, что именно предстоит сделать. Как оказалось, на сей счет существуют разные точки зрения.

Закоперщиком дискуссии выступил председатель профильного комитета Михаил Брагин:

– Что касается «внутрянки», то тут все понятно – работали специалисты. Но, может быть, нам стоит выкупить у частников участок под строительство театра в другом месте, а старое здание оставить для нужд Сыктывкара, например, для ТЮЗа? Как вы считаете, Александр Савватьевич? – обратился он за поддержкой к начальнику управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации Сыктывкара Александру Заборскому.

– Здание театра занимает участок 120 метров в ширину и 180 метров в длину, включая фонтаны. Я каждый день слышу упреки: не хватает стоянок, не хватает того, другого. И мы в перенасыщенную часть Сыктывкара собираемся вписать объект, у которого зрительный зал на тысячу мест. При этом снос старого здания будет стоить немалых денег. А между тем в городе есть пустующая территория на берегу Сысолы справа от понтонного моста. Другой вариант – снос шести частных домов по улице Первомайской возле улицы Красных партизан – там территория 120 метров в длину и 100 метров в ширину, – изложил свое видение решения проблемы муниципальный чиновник.

– Если старое здание снесут, то куда переедет театр, пока построят новое? – поинтересовался член совета Общественной палаты Павел Поташов.

– Этот вопрос уже обсуждался года полтора-два назад: труппа на этот период станет гастролирующей, – пояснила министр культуры. – Сегодня в городе нет здания, куда можно перевезти театр со всеми цехами, декорациями и так далее. Многие театры, в том числе театр драмы, пережили такую историю.

– Как можно пустить людей на гастроли на несколько лет? Они уедут все от нас. Это не выход, это катастрофа, – возмутилась депутат Александра Бушуева.

Такого же мнения придерживается и директор театра Валентина Судакова, которая обосновала свои опасения более чем наглядно:

– Да, драма пережила реконструкцию, но ее численность – 120 человек. В театре оперы и балета – 240. Театр драмы может играть спектакли на любой площадке, а театру оперы и балета нужна оркестровая яма, пол должен быть покрыт линолеумом для артистов балета. И штанкетное хозяйство для декораций необходимо именно такое, какое есть в нашем театре. Гастроли – замечательно, но это не способ выживания труппы. Куда вывезти оборудование, костюмы, реквизит, цеха? Где это хранить? Мы театр-производство!

Не понравилась Валентине Судаковой и идея переезда на берег реки. Но и оставлять все как есть нельзя: нынешнее здание находится в предаварийном состоянии, есть угроза обрушения – от фасада до служебного входа идет трещина, сценическое оборудование изношено на 90 процентов.

– Надо из двух зол выбирать меньшее, – предложил Михаил Брагин. – Может, все-таки найти для театра достойное место, но не ломать старое здание? У реки не так уж и плохо: там будет набережная, планируется дорога.

– Не надо на берегу реки ставить театр, это создаст еще больше проблем, – настаивала на своем Валентина Судакова. – Так мы окончательно отобьем у жителей города желание приходить в театр. Даже поверхностный мониторинг показывает: все оперные театры располагаются в центре городов.

– Театр – это лицо города. Театр на окраине – не театр, – горячо поддержал ее депутат Болеслав Скроцкий.

– Но вы посмотрите, куда город развивается. Он развивается в сторону Эжвы. Пройдет пять лет, и улица Коммунистическая станет южной окраиной города, особенно если мы аэропорт снесем, – не уступал Александр Заборский.

Включившийся в дискуссию первый вице-спикер Валерий Марков постарался расставить точки над i.

– Хотелось бы, чтобы театр был не очень далеко – не стоит отдалять его от центра, ведь это визитная карточка любого города, любой столицы. Традиционно оперные театры располагаются в исторической части городов. Что касается места для парковки. Большой театр, Мариинка, Венский театр, оперный театр в Хельсинки – никаких огромных парковок там нет. Парковка нужна всего на два часа, пока длится спектакль, это слишком нерациональное использование территории в центре города, где земля очень дорогая. Люди это понимают и приезжают на такси. Если же устраивать парковку на 400 мест – это займет площадь как возле торгового центра «Макси». Настоящее расточительство с точки зрения использования земли. Поэтому если мы найдем место близко к центру, это будет идеальный вариант – мы не потеряем ни коллектива, ни театра, – заключил Валерий Марков.

В конце концов все сошлись на том, что необходимо провести еще одно совещание и определиться, сносить старое здание и возводить на этом месте новое либо же найти другую площадку.

– Это место должно быть согласовано с руководством театра, коллективом, с общественностью, депутатами Госсовета. Оно должно устроить всех, – подвел итог обсуждению Михаил Брагин.

Принять решение необходимо до 1 июля, чтобы к августу, когда начнется работа над бюджетом-2016, произвести все необходимые расчеты.

Галина Владис

Фото Дмитрия Напалкова

 

То, что предстоит коллективу Государственного театра оперы и балета РК, пережили труппы нескольких прославленных театров страны и зарубежья, и ничего – справились. Например, как известно, шесть лет продлилась масштабная реконструкция Большого театра, было потрачено 35,4 миллиарда рублей. Все это время коллектив жил в полугастрольном режиме – часть труппы играла на Новой сцене Большого и в Кремлевском дворце, часть – гастролировала за границей и по стране. Разумеется, не обошлось без проблем. Пришлось провести сокращения среди технического персонала и в труппе.

 

Оставьте первый комментарий для "Перестройка или переезд?"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.