Социальная политика УГТУ: от материальной помощи до интеллектуального пространства

Ректор УГТУ Николай Цхадая.

Само содержание феномена «социальное» предполагает его двоякое понимание и действие в социальном пространстве в двух направлениях. Одно из них – социальная работа в узком смысле, нацеленная на компенсацию неизбежных в любом обществе различий в уровне материального благосостояния. Речь в данном случае идет прежде всего о поддержке социально незащищенных категорий граждан.
Но в то же время мы понимаем, что «социальное» – это «общественное» в целом, и социальная политика просто обязана нацеливать всех ее участников на постоянное улучшение, на достижение социальных оптимумов во всех сферах жизни общества, на всех уровнях этой большой системы. Таким образом, социальная политика в вузе – это и поддержка слабо защищенных членов коллектива, и содействие наилучшей социализации студентов, и достижение максимальных высот на бесконечном пути к социальной гармонии в коллективе. Поэтому не случайно в Ухтинском государственном техническом университете социальная работа тесно сопряжена с деятельностью комиссии по организационной культуре, с осуществлением учебно-воспитательного процесса, с развитием системы студенческого самоуправления. О многогранности социальной политики ухтинского вуза, о принципах его социальной работы «Республике» рассказал ректор УГТУ профессор Николай Цхадая.

Ректор УГТУ Николай Цхадая.

Ректор УГТУ Николай Цхадая.

Республиканский молодежный инновационный конвент-2015.

Республиканский молодежный инновационный конвент-2015.

Баскетбол – один из видов спорта, культивируемых в УГТУ.

Баскетбол – один из видов спорта, культивируемых в УГТУ.

«Ухта – родина первой российской нефти». Проект представлен в одной из крупнейших поточных аудиторий УГТУ.

«Ухта – родина первой российской нефти». Проект представлен в одной из крупнейших поточных аудиторий УГТУ.

– Позвольте начать разговор о социальной политике в вашем вузе с тех сфер, которые являются наиболее болезненными для любого сообщества, – с социальной поддержки незащищенных категорий.

– Мы рассматриваем это направление как одну из приоритетных задач деятельности университета. Начну со студентов. Особое внимание мы уделяем студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и студентам с инвалидностью. Сегодня в нашем университетском комплексе (в него входят помимо университета три учреждения среднего профессионального образования – Горно-нефтяной колледж,  Промышленно-экономический лесной колледж и Индустриальный техникум, объединенные в Индустриальный институт среднего профессионального образования) учатся 252 студента со статусом сирот и 44 студента с инвалидностью. Конечно, мы в полной мере оказываем им поддержку, предусмотренную российским законодательством: им выплачиваются социальные пособия, стипендии. Но есть и дополнительные меры поддержки: снижение стоимости обучения, если студент учится по договору, перевод «на бюджет» при первой возможности, первоочередное выделение путевок в наш студенческий санаторий-профилакторий «Планета Университет», ежегодные путевки в санатории и пансионаты Черноморского побережья Кавказа (спасибо предприятиям-партнерам, которые дают нам такую возможность). И, конечно, помощь, которая не измеряется деньгами: юридические консультации, психологическая поддержка, борьба за гарантированное государством, но, увы, на деле не всегда предоставляемое сиротам жилье и многое другое. Значительные усилия мы направляем на развитие доступной среды: корпуса оборудуются пандусами, открываются специальные парковки. У нас действует волонтерское движение «Богатырь»: ребята помогают студентам, не имеющим возможности самостоятельно передвигаться или передвигающимся с большим трудом, преодолевать архитектурные барьеры, и вообще всячески опекают их в качестве тьюторов, курьеров. В университете проводятся различные мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам людей с инвалидностью: круглые столы, презентации, лекции по пониманию инвалидности для студентов и школьников; акции, нацеленные на защиту прав инвалидов.

Что касается социальной защиты преподавателей и сотрудников, то ее главный инструмент – наш коллективный договор. К сожалению, в контексте современных российских экономических проблем нам пришлось ужесточить некоторые его нормы, но он по-прежнему остается мощным средством социальной поддержки членов трудового коллектива. Так, согласно трудовому договору, работникам университета предоставляется ряд дополнительных (помимо предусмотренных российским законодательством) социальных гарантий.  Это 50-процентная оплата стоимости проезда к месту работы и обратно для сотрудников, проживающих в пригородной зоне Ухты и в Сосногорском районе; это частичная оплата санаторно-курортного лечения работников и их детей и предоставление льготных путевок в санаторий-профилакторий нашего университета; это 50-про-
центная оплата обучения детей наших работников на подготовительных курсах для потенциальных абитуриентов. Это разные виды материальной помощи: в связи с рождением ребенка; единовременная материальная помощь одиноким мамам; работникам, нуждающимся в медицинском обследовании или лечении; возмещение стоимости проезда к месту обследования или лечения; единовременная материальная помощь по частичному возмещению стоимости медикаментов; единовременная материальная помощь на ритуальные услуги в связи со смертью члена семьи или членам семьи умершего работника; ежеквартальная материальная помощь работникам – блокадникам Ленинграда, несовершеннолетним узникам фашизма и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Все эти виды социальной поддержки обеспечивает администрация вуза, а ведь есть еще и профсоюзная организация.

– Мы знаем, что социальную поддержку университет старается оказывать не только нуждающимся в ней членам коллектива, но и жителям Ухты.

– Действительно, университет осуществляет ряд социальных проектов, действующих на уровне города. Это программа «Старший брат», ее основное содержание – шефство над ухтинской школой-интернатом. Это сотрудничество с домом ребенка, с Ухтинским отделением Всероссийского общества инвалидов. В ближайшее время мы планируем заключить соглашение с Центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты. Основную роль в реализации этих проектов играют наши студенты. И вот здесь самое время перейти к разговору о втором, широком значении термина «социальная политика».

Студенты, которые участвуют в социальных проектах, не только помогают другим, но и создают особое духовное университетское пространство. Я могу с уверенностью сказать, что сегодня в нашем университете сформирован мощный волонтерский корпус, который вовлекает в орбиту своей деятельности не только студентов, преподавателей, сотрудников университетского комплекса, но и учащихся общеобразовательных школ, вообще молодежь города.

Совсем недавно в нашем университете состоялась презентация масштабного федерального проекта «Волонтерский корпус
70-летия Победы». «Волонтеры Победы» занимаются благоустройством памятных мест и воинских захоронений, помогают ветеранам, содействуют в организации и проведении значимых мероприятий, приуроченных к юбилею Победы. Координатором Коми регионального отделения волонтерского корпуса является наш студент, председатель совета волонтеров УГТУ Анатолий Чемезов. Вполне естественно, что наш университетский комплекс стал в Ухте основным центром этого всероссийского движения, но главное – мы приобщили к волонтерскому корпусу все городские школы.

Не могу не сказать особо о масштабном республиканском издательском проекте «Память о войне длиною в жизнь», который вырос из проекта УГТУ. Еще в 2009 году по инициативе кафедры истории и культуры УГТУ студенты приступили к сбору воспоминаний ухтинцев – участников Великой Отечественной войны. В 2010 году был издан сборник, включивший эти воспоминания, а потом к акции стали приобщаться самые разные люди, которые хотели сохранить память о своих близких: наши сотрудники, их знакомые, друзья наших студентов – все, кого не оставила равнодушными идея проекта. Так вышла вторая книга воспоминаний фронтовиков, затем третья – о жителях блокадного Ленинграда. А потом мы выступили с инициативой распространить проект на всю республику, идея была поддержана советом ректоров вузов Коми, и вот буквально на днях в республиканской типографии напечатан тираж четырехтомного сборника воспоминаний фронтовиков, живущих сегодня в разных городах и районах региона. Вошли в него и материалы о тех, кто уже ушел из жизни: мы посчитали, что «дух» проекта позволяет несколько отойти от его «буквы». Презентация книг состоится 7 мая сразу на трех площадках: в Госсовете Коми, в Сыктывкарском государственном университете и Ухтинском государственном техническом университете.

Возвращаясь к волонтерскому движению в целом, отмечу, что это и часть системы социальной поддержки, и звено социальной политики, и одно из направлений развития студенческого самоуправления в нашем университете. Структурно система студенческого самоуправления в УГТУ представлена целым рядом студенческих объединений. Это первичная студенческая профсоюзная организация, профбюро институтов; совет проекта «Созвездие умных клубов»; студенческие советы университета, институтов, общежитий; Коми региональное отделение общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» и в его составе зональный студенческий строительный отряд «Северянин»; студенческое научное общество, совет молодых ученых, студенческое отделение Международного общества нефтегазовых инженеров, Ухтинское отделение Российской ассоциации по связям с общественностью; уже упоминавшийся совет волонтерских объединений; спортивный клуб; центр творческого развития студентов. Руководители и представители этих объединений образуют объединенный совет обучающихся. Совет формируется на три года конференцией студенческого актива.

– А как связано студенческое самоуправление с социальной политикой университета?

– Непосредственно. Это выражение общей системы отношений в вузе – отношений между самими студентами, между студенчеством и администрацией, между студенческим и преподавательским коллективами. Это средство социализации и средство формирования корпоративной культуры. Это средство воспитания, которое является одной из основных задач университетского образования.

Позвольте высказать несколько предварительных общих положений. В «Концепции развития университетского комплекса УГТУ» сформулировано наше понимание сущности и целей воспитательного процесса. Его
императив – развитие личности (заметьте – не формирование, а именно развитие). Отсюда – необходимость создания соответствующего коммуникативного пространства. Это должно быть пространство диалога. В коллективе образовательной организации нельзя выделить группы, которые могли бы быть только источником либо только объектом воспитания. Воспитатель и воспитуемый – это не две категории участников воспитательного процесса, а два аспекта, две взаимосвязанные и всегда актуальные социальные установки каждого участника.

Однако коллектив любой образовательной организации все-таки явственно распределяется на три сообщества, имеющие различные ролевые наборы в отношении воспитательного процесса. В университетском комплексе это профессорско-преподавательский состав, все обучающиеся и вспомогательный персонал. Профессорско-преподавательскому составу принадлежит роль инициатора воспитательного процесса, несущего ответственность за его результаты перед учредителем образовательной организации. Обучающиеся выступают в роли субъектов, на которых фокусируется воспитательный процесс, так что степень соответствия их образа жизни и поведения заданной системе ценностных ориентиров выступает основным индикатором качества воспитательного процесса. Роль вспомогательного персонала очевидна из смысла именования этой категории. В соответствии с приведенным ролевым распределением коллектива образовательной организации и принципом единства диалогического пространства воспитания выстраивается система организации воспитательного процесса.

Так вот, мы говорим о студенческом самоуправлении, предполагая, что студенты располагают некоторой автономией в принятии решений, в проявлении инициатив. В то же время есть объективные задачи, решение которых без администрации вуза и педагогического коллектива невозможно. Как же осуществляется взаимодействие между ними? Как примиряются эти разновекторные задачи?

Есть административная система регулирования взаимоотношений между тремя университетскими сообществами. Устав, правила распорядка, контракты и договоры, другие нормативные документы, расписание занятий, учебный план, образовательные стандарты, рабочие программы дисциплин – все это образует систему приказного согласования деятельности студенчества и объективных университетских задач. Но есть и иной инструментарий – более тонкий, мягкий, то, что в менеджменте называют организационной культурой: «душа» организации. Кстати, в отечественной научной традиции в применении к сфере образования этот феномен получил название «образовательная среда».

Коллектив нашего университета тратит немало усилий на оптимизацию этой образовательной среды, а студенческое самоуправление играет здесь на последнюю роль. Оптимизацию я предлагаю понимать в самом прямом значении этого слова, без казуистики – то есть как приведение системы в наилучшее состояние, выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты. Какими должны быть эти результаты для университета? Прежде всего выпуск высококлассных специалистов, способных развивать нашу экономику, достойных граждан, способных отстаивать интересы своего Отечества при уважении к другим государствам, просвещенных, духовно развитых людей, способных сохранить и обогатить отечественную и мировую культуру. В этом и заключается главное содержание нашей социальной деятельности, цель нашей социальной политики.

– Каким же образом происходит эта оптимизация?

– В университете работает соответствующая комиссия, которой создана модель организационной культуры вуза. Не буду сейчас подробно эту модель описывать, скажу только, что формировалась она на основе традиционной модели оргкультуры Шейна, но серьезно модифицированной с позиций ряда отечественных фундаментальных гуманитарных теорий. Практическими результатами научных изысканий наших сотрудников, занимающихся проблемами организационной культуры вуза (образовательной среды), стали несколько масштабных проектов.

Вот, например, символы университета: логотип, размещаемый на всех знаковых университетских «месседжах» – от баннеров до поздравительных открыток; гимн, который звучит на всех масштабных университетских мероприятиях, и флаг, который также является их непременным атрибутом; синие и черные мантии – обязательная составляющая наших заседаний ученого совета и, конечно, основной знак нашего главного праздника – Дня выпускника. Это к тому же один из самых заметных праздников нашего города – всего города, заметьте, ведь вряд ли можно найти в Ухте семью, которая так или иначе не была бы связана с нашим университетским комплексом. Шествие колонны выпускников в мантиях по главным улицам Ухты – одна из наших главных традиций. А вообще таких традиций и праздников в университете десятки: чествование юбиляров, посвящение в студенты, День знаний и мира; день студенческого городка; день первокурсника; дни открытых дверей; День российского студенчества – Татьянин день; конкурс «А ну-ка, парни!»; конкурс «Мисс УГТУ»; День Победы; открытый Коми республиканский фестиваль авторской песни; выставки и презентации; дни памяти ушедших из жизни сотрудников; дни факультетов; несколько ежегодных научных форумов; традиционные спортивные турниры и многое другое.

Но вся этого рода деятельность должна быть не хаотичной, а осмысленной, целенаправленной, структурированной. Ведь система по определению – нечто много-элементное, и если процесс формирования системы пустить на самотек, можно уйти в совершенно другую сторону от первоначальной идеи, ради которой система, собственно, и создавалась. Структурирование же – это не расширение и не подсчет (мы сделали то-то и то-то), а определение доминант и следование им.

Эти доминанты воплощены в основных направлениях нашей воспитательной работы: содействие развитию научного подхода к осмыслению мировоззренческих вопросов; патриотическое и духовно-нравственное воспитание; воспитание здорового образа жизни; эстетическое и художественное, правовое, профессионально-творческое и трудовое, семейно-бытовое, экологическое воспитание. Собственно, это и есть направления нашей текущей деятельности, и каждая из традиций, каждый праздник, каждое мероприятие так или иначе привязаны к одному или нескольким из этих направлений. Но есть еще и масштабные социально-коммуникативные проекты, которые фокусируют в себе, интегрируют собой все обозначенное ранее.

– Вероятно, один из них – социально-коммуникативный проект «Ухта – родина первой российской нефти», о котором вы уже неоднократно упоминали в различных интервью?

– Да, и упомяну еще не раз. Он выступает своеобразным брендовым фокусом всех проектов УГТУ, и слоган, который лег в его название, безусловно, обладает мощным потенциалом, способствующим формированию духа корпоративного (в очень широком смысле) единства. Мы живем и – главное! – работаем на земле, которая обеспечивает значительную долю благосостояния нашей страны. Мы можем гордиться историей нашего города – и теми давними фактами, которые задали вектор его развития, и тем, что сделано уже нашими руками. И даже скорбные страницы этой истории свидетельствуют о великой силе духа наших людей. Все это – ненавязчиво, опосредованно – должно влиять на общественное сознание, должно содействовать нашему сплочению, взаимопониманию, взаимодействию – всему тому, что способствует достижению социальной гармонии.

Второй такой «фокусирующий» проект мы назвали «Ухта молодая». Его главная цель – обеспечение сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями Ухты. Проект представляет собой игровую модель организации работы с молодежью на муниципальном уровне. Сегодня в сферу действия «Ухты молодой» вовлечены все школы города, мы регулярно проводим соответствующие тренинги-семинары на нашей базе отдыха «Крохаль», работаем непосредственно в школах. Понятно, что таким образом мы формируем собственную абитуриентскую базу, но главное – мы создаем единое городское образовательное пространство. И опять здесь главное слово – «единое»: общее, консолидирующее. Единое в стремлении к интеллектуальному росту.

«Ухта молодая» и один из стратегических ориентиров нашей информационной политики – «Ухта – университетский город» – послужили источником для рождения идеи и разработки еще одного социально-коммуникативного проекта, который мы назвали «Цивилизация Россия». Его цель – продвижение в общественном сознании Ухты цивилизационных достижений нашей страны. И здесь мы говорим уже не просто о едином городском или едином образовательном пространстве, а о духовном и социальном пространстве всей России.

– Недавно на образовательном форуме Республики Коми вы выдвинули лозунг: «От умных университетов к умным городам и умной республике». Он имеет отношение к названным вами проектам? И как он соотносится с социальной политикой УГТУ?

– Собственно, он-то как раз и резюмирует содержание и цель этого каскада университетских проектов и выражает главную идею нашей социальной политики. Конечно, он не означает, что умными организациями я считаю только университеты. Понятно, что высокоинтеллектуальная деятельность отличает и многие другие организации, например, академические институты. Однако бесспорно, что именно университеты являются самыми мощными резонаторами просвещения, «фабриками» по обогащению интеллекта.

Еще раз хочу подчеркнуть, что все наши проекты имеют очень надежное основание – не только идеологическое, но и практическое, материальное. Сотрудники университета, настоящие энтузиасты, не жалеют на их реализацию своего времени и сил – причем времени, как правило, свободного, нерабочего. И, конечно, огромную поддержку нам оказывают партнеры университета – производственные предприятия, научные и образовательные организации, органы местной и региональной власти. Постоянное деятельное внимание университету оказывают глава республики Вячеслав Гайзер, председатель Госсовета Игорь Ковзель, заместитель председателя правительства Тамара Николаева, министр образования Владимир Шарков, руководитель Агентства по делам молодежи Виктор Тельнов, руководитель администрации Ухты Игорь Михель, глава Ухты Роман Мельник. С нами сотрудничают крупнейшие отечественные компании топливно-энергетического комплекса – ОАО «Газпром», ОАО «АК Транснефть»», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть»», ОАО «Зарубежнефть» – и их дочерние предприятия, расположенные на территории Республики Коми: ООО «Газпром трансгаз Ухта» (генеральный директор Александр Гайворонский), ОАО «Транснефть-Север» (генеральный директор Алексей Поляков), ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (генеральный директор Александр Лейфрид), ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» (генеральный директор Рустем Гималетдинов), ОАО «РН – Северная нефть» (генеральный директор Геннадий Амосов), филиал ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в Ухте (генеральный директор Ринат Юнусов), филиал «Ухта бурение» ООО «Газпром бурение» (директор Александр Котов), ООО «Газпром переработка» (генеральный директор Юрий Важенин), ОАО «Ухтанефтегазгеология» (зам.генерального директора Игорь Романов), ОАО «Коминефтегеофизика» (генеральный директор Валерий Уланов), ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» (генеральный директор Павел Курлыгин), НШУ «Яреганефть» (начальник Владимир Митюшников), филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ПечорНИПИнефть» в Ухте (директор Александр Даниленко), другие предприятия и организации.

Беседовал Дмитрий Безгодов

Оставьте первый комментарий для "Социальная политика УГТУ: от материальной помощи до интеллектуального пространства"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.