Сказочный мир детского балета

Выставка «Сказки детского театра» открылась в выставочном зале Национального музея Коми. Она посвящена 30-летию Образцового детского балетного театра «Аленький цветочек» и знакомит с одним из самых выразительных видов сценического искусства – балетом. На экспозиции представлены сценические костюмы, элементы декораций и бутафорские предметы, использовавшиеся в спектаклях, балетные пачки, афиши, пуанты, фотографии и сувениры.

— Название выставки говорит о том, какую роль играют сказки в нашей жизни, особенно для детей, – рассказала «Республике» руководитель театра «Аленький цветочек» Галина Ширяева. – Они нужны и детям, и взрослым, чтобы быть способными к милосердию, состраданию, героизму и подвигу. Экспонаты позволяют не только познакомиться с театральным закулисьем, но и принять условность театра. А через эту условность дети могут воспринять смысл сказки. В театре «Аленький цветочек» сказки рассказывают балетным языком, при помощи музыки, пластики, танца, костюмов, декораций и света. Образы сказочных героев становятся близкими детям. Выставка открывает череду юбилейных мероприятий театра. 28 марта пройдет концерт, в котором примут участие выпускники нашего театра, а теперь артисты и солисты театра оперы и балета. Зрители увидят восстановленный балет «Аленький цветочек». А в начале нового учебного года театр ждет интересная гастрольная поездка в Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий.

Первый и единственный в республике детский балетный театр был создан в 1994 году на базе детской хореографической школы (ныне школа искусств Сыктывкара) по инициативе Галины Ширяевой, которая и сегодня является бессменным руководителем коллектива. Заслуженный работник России и Республики Коми, лауреат премии правительства региона, она работала балериной театра оперы и балета республики, была сотрудником Национального музея Коми. Затем 18 лет – директором Сыктывкарской хореографической школы. Она рассказала «Республике» об истории уникального театра.

– В 1992 году мне предложили возглавить городскую хореографическую школу, – вспоминает Галина Ширяева. – Я согласилась только потому, что хотела создать на ее базе детский театр. Воспитанники школы уже были заняты в спектакле театра оперы и балета – в балете «Щелкунчик». Так начался новый этап в моей жизни. Наш театр – это дивный мир балетных сказок, в котором дети в течение нескольких лет проживают настоящую артистическую жизнь.

Когда театр де-факто существовал уже несколько лет, Галина Ширяева решила утвердить его статус де-юре. Будучи в творческой командировке в Вологде, она спросила советника по культуре из Москвы: «Как стать театром?» И получила ответ: «Напишите на афише «Театр» – и будет вам театр». Так и сделали.

Руководивший в те годы управлением культуры сыктывкарской администрации Виктор Шевцов горячо поддержал идею Галины Ширяевой и помог юным артистам «выйти в свет». Благодаря ему весной 1995 года театр отправился в Санкт-Петербург на Международный фестиваль детского творчества «50 лет мира».

За тридцать лет в театре было поставлено более двадцати балетных спектаклей. Театр уникален тем, что никогда не переносит на свою сцену известные спектакли. В «Аленьком цветочке» всегда ставили и ставят только эксклюзивные балеты, приглашая к работе лишь профессиональных балетмейстеров (Ольгу Аринину, Дмитрия Тхоржевского, Индру Рейнхолде), композиторов (Тимура Когана, Сергея Баневича, Михаила Малевича, Михаила Герцмана) и художника театра оперы и балета Юрия Самодурова.

– «Чукоккала» – первый спектакль, вошедший в репертуар театра, готовился трудно и долго. Страна находилась в кризисе, царила инфляция, и вместо имевшихся у меня на постановку балета 750 рублей нам внезапно потребовалось 36 миллионов, – вспоминает Галина Ширяева. – Но я твердо знала, что хочу поставить детский балет, и два года собирала нужную сумму. Бывали дни, когда с раннего утра и до вечера, в тридцатиградусный мороз я ходила от одной двери к другой в поисках спонсоров…

Так, благодаря настойчивости Галины Ширяевой 23 марта 1994 года на сцене театра оперы и балета состоялась премьера первого в республике детского балетного спектакля «Чукоккала» по сказкам Корнея Чуковского. Спектакль шел при полных залах в течение сезона. В журнале «Балет» появилась статья критика из Санкт-Петербурга Людмилы Линьковой. Это был успех.

Затем показали спектакль «Русалочка» – грустная и прекрасная сказка о любви и самопожертвовании. Успеху постановки способствовали музыка Сергея Баневича, балетмейстерская и режиссерская работа Ольги Арининой, великолепные декорации Юрия Самодурова. «Русалочка» побывала в Китае, куда театр выезжал в рамках сотрудничества между городами-побратимами – Сыктывкаром и Тайюанем. Сказка шла на сцене республиканского театра оперы и балета.

Балет «Каштанка» по рассказу Антона Чехова – третий спектакль детского театра, был поставлен в 1996 году. В стране царил кризис, зарплату задерживали. И в этих условиях работали над балетом. Огромное количество декораций и костюмов, двухактный спектакль, около сорока исполнителей. О спектакле тоже написал российский журнал «Балет».

В 2001 году на сцене Государственного театра оперы и балета РК состоялась очередная премьера детского театра – «Кот в сапогах». Это был последний спектакль, премьера которого прошла на сцене театра оперы и балета. Последующие спектакли «Аленького цветочка» шли на сцене Национального музыкально-драматического театра Коми.

С детским театром из Сыктывкара работал российский композитор, автор музыки к балетам, операм, мюзиклам, кинофильмам Тимур Коган. Он автор музыки к балетам театра «Чукоккала», «Каштанка» и «Кот в сапогах». Музыку к «Русалочке» и «Дюймовочке» создал российский композитор, автор музыки к балетам, операм, мюзиклам, кинофильмам петербуржец Сергей Баневич. К балету «Снегурочка» (2004 год) музыку написал церковный композитор, автор духовных музыкальных сочинений Михаил Малевич. В 2000 году в репертуаре театра появился балет «Три поросенка» на музыку сыктывкарского композитора Михаила Герцмана.

Также на выставке представлена часть большой коллекции фарфоровых статуэток и сувениров из разных уголков мира. Как рассказала «Республике» хореограф-коллекционер, первую хрупкую балерину ей подарили в детстве родители. Затем из всех поездок Галина Ширяева привозила разнообразные балетные сувениры. Пополняли ее коллекцию также родные и коллеги. Сейчас в собрании около сотни балерин. Самые старинные – немецкие фигурки середины прошлого века. Помимо балерин в коллекции есть Мышиный король из «Щелкунчика», сувенирные пуанты-подвески и многое другое, что имеет отношение к балету. Это эксклюзивные конфеты и печенье с балетных конкурсов, мыло, шарфы, платки, ювелирные украшения, елочные балеринки из разных стран. Такой коллекции в Коми, скорее всего, больше ни у кого нет.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Сказочный мир детского балета"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.