За кассой робот

Когда мы смотрели фантастические фильмы, где посетителей ресторана обслуживал робот-официант, а покупателей в магазине – робот-продавец, казалось, что если все это возможно, то только в далеком будущем. Но сейчас в нескольких магазинах Сыктывкара уже работают роботы, они же – цифровые кассиры, они же – кассы самообслуживания.

Первый в мире супермаркет с кассами самообслуживания появился в 1992 году в Нью-Йорке, с тех пор эта технология, пусть и не очень быстро, уверенно завоевывает мир. Такая касса позволяет покупателю самому взвешивать, оплачивать, а кое-где и упаковывать покупки, оформлять скидку по карте магазина. Если продукт уже в упаковке – еще проще, достаточно просто отсканировать штрихкод.

Несмотря на то, что в ряде торговых точек столицы Коми терминалы стоят уже несколько месяцев, отношение у большей части покупателей к ним пока настороженное, и при наличии свободной кассы с обычным продавцом они чаще идут туда. Но и цифровые кассиры нашли своих постоянных клиентов. Как правило, это люди, которые с новыми технологиями давно на «ты», и, к примеру, те же скидочные и платежные карты у них теперь не в пластике, а в виртуальном виде в смартфоне. Но и среди людей в солидном возрасте поклонники новых касс уже появились. Многие даже считают, что пользоваться ими безопаснее – не обвесят и не обсчитают, покупатель сам производит и контролирует процесс «пробивания» товара.

Пока, впрочем, по наблюдениям журналиста «Республики», в магазинах, где терминалы появились недавно, едва ли не в половине случаев покупатель, решивший воспользоваться услугами цифрового кассира, в итоге зовет на помощь сотрудника-человека. Кто-то не разобрался, как воспользоваться весами, у другого сканер не считывает штрихкод, третий обнаружил, что пробивается совсем не та сумма, что указана на ценнике. В общем, и покупатели еще должны освоиться с новинкой, и сама торговая сеть решить вопросы с техникой, базой данных, а сотрудники аккуратнее наклеивать ярлыки со штрихкодами на товары, чтобы они не заминались. Понятно, что совершенствоваться есть куда, очевидно, что будет обновляться и программное обеспечение, и сама техника.

Чем хороши цифровые кассиры? Как уже говорилось, они позволяют избежать «человеческого фактора». Нет опасения, что кассир вас обсчитает намеренно или от усталости, допустим, пробив вместо двух пачек пельменей три. Кроме того, если вы уже набили руку в пользовании таким устройством, то и сам процесс покупки пройдет быстро. По подсчетам X5 Retail Group, в среднем это занимает 44 секунды. Если у вас в корзине, скажем, одинокая бутылка минералки или пакет молока, это очень удобно, не нужно долго стоять в очереди в кассу, пока соседи по ней выгружают на ленту двадцатый товар из доверху набитой тележки.

Для торговой сети плюсы в том, что такая касса занимает меньше места, чем традиционная, а затраты на зарплату кассира заменяются расходами на обеспечение работоспособности робота.

Минусы, конечно, тоже есть, причем ощущают их не только покупатели. В сети уже можно найти истории о покупателях, которые обманывают цифровых кассиров, пробивая покупки лишь частично. Их вычисляют по системам видеонаблюдения, но все же процесс этот хлопотный. Ну и, конечно, цифровые кассиры пока не могут полностью заменить живых кассиров, хотя бы потому, что немало людей предпочитает расплачиваться за покупки наличными, с которыми роботы не дружат.

Между тем может статься, что очень скоро и цифровые кассиры окажутся «уволены» из крупных магазинов. В мире, в том числе и в России, апробируются технологии автоматического расчета, когда покупателю достаточно будет набрать товаров. Например, такая торговая точка создана в инновационном центре Сколково. При входе в магазин клиент сканирует QR-код с помощью специального приложения в смартфоне, после чего все, что лежит у него в корзине или тележке, фиксирует компьютерный глаз, который записывает этот товар в виртуальную корзину клиента, а если покупатель передумал и вновь положил его на полку – удаляет. На выходе из магазина специальное устройство самостоятельно спишет средства, разумеется, с учетом полагающихся скидок. Чек придет покупателю на сотовый или электронную почту.

Анна ПОТЕХИНА

Фото x5lab.ru

Оставьте первый комментарий для "За кассой робот"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.