На маршруте водительницы

Надежда Ручкина

31 октября свой профессиональный праздник отметят водители – представители самой массовой профессии в России. Подсчитано, что пассажиров или грузы в стране возят пять миллионов человек. Профессию эту уже лет сто не считают исключительно мужской, и, например, женщина за рулем такси давно никого не удивляет. А вот среди водителей автобусов представительниц прекрасного пола не так уж много, в столице Коми – единицы.

На маршрутах «Комиавтотранса» сейчас работают три женщины-водителя, еще одна проходит профпереподготовку, чтобы сесть за руль. Надежда Ручкина и Галина Литвинцова работают на автобусах малого класса вместимости марки Mercedes, а пассажиром этих молодых и симпатичных дам можно стать, например, на маршрутах №3 и №19. Если повезет, конечно, – автобусы эти ходят с короткими интервалами, на линии их достаточно много.

Надежда впервые за руль села в 12 лет – почти классическая ситуация для сельской семьи, где отец очень хотел поделиться с детьми своими водительскими навыками, а у него только две дочки. На дороги с оживленным движением школьницу не пускали, но по окраинам корткеросского села Пезмег на старенькой легковушке она поколесила. Правда, сначала подросшая Надежда выбрала себе вполне «дамскую» профессию – стала швеей-закройщицей, а водительские права получила только в 29 лет. Вышла замуж, родила четырех детей, шила на дому.

Но жизнь сложилась так, что осталась одинокой многодетной мамой, которой нужно поднимать дочку и трех сыновей, а доходы у швей-надомниц невысоки. Подрабатывала в службе такси, а однажды решилась пойти учиться на категорию «Д», дающую право управлять небольшим автобусом.

– Когда пришла в автошколу, они с удивлением спросили: «А зачем вам?» Я ответила: «Пусть будут, вдруг понадобятся». В итоге я сдала с первого раза в отличие от моих сокурсников, – рассказала Надежда Ручкина.

Понадобилась новая категория очень скоро – увидела объявление о наборе водителей в «Комиавтотранс», принесла резюме и достаточно быстро получила приглашение на стажировку. Так и стала водителем пассажирского автобуса с графиком два через два дня.

– Когда я ушла из такси и устроилась работать в «Комиавтотранс», была очень удивлена, что у меня так много выходных. Да еще и законные перерывы на обед и отдых – успеешь и поесть, и поспать иногда тоже. Мне это нравится. Плюс, конечно, здесь – официальная зарплата и социальные гарантии. Очень жалею, что раньше не стала работать водителем автобуса.

Первая женщина-водитель в мире – Берта Бенц, жена Карла Бенца, стоявшего у истоков компании «Мерседес-Бенц» и разработавшего автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Берта не только отдала все полученные в приданое средства на развитие мастерской мужа, но и провела первый в мире серьезный тест-драйв автомобиля. Ее супруг не решался попробовать свое изобретение на дальних расстояниях, поэтому однажды летним утром 1888 года Берта Бенц вместе с сыновьями втайне от мужа тихо выкатила авто из мастерской и проехала на нем 104 (по другим данным 106) километра до соседнего города, а через пару дней вернулась обратно. Заправок тогда не было, поэтому по пути Берта покупала продававшийся в аптеках пятновыводитель Лигроин (так называемый «тяжелый бензин»). По пути с помощью подручных средств, среди которых были, к примеру, шпильки из волос, чинила мелкие неполадки – засорение клапанов, нарушение изоляции. А по возвращении дала мужу массу весьма полезных советов по усовершенствованию авто.

«Мужское царство» водителей новенькую тоже встретило приветливо, водители-кураторы научили секретам движения по маршрутам, тому, как правильно общаться с пассажирами – среди них разные люди попадаются.

Новая работа принесла не только стабильность, приличную зарплату и время на то, чтобы подольше побыть с семьей, но и перемены в личной жизни. Надежда Киселева стала Надеждой Ручкиной. Познакомилась с мужчиной, сначала просто приятельствовали, потом поняли, что это не дружба, а нечто большее, поженились. А потом был курьезный случай, который на автопредприятии до сих пор со смехом вспоминают. Надежда сообщила, что скоро выходит на больничный. Коллеги, конечно, обеспокоились. Оказалось – седьмой месяц беременности. Скрывала свое положение до последнего, боялась, что начнут жалеть, переведут на легкий труд. Специалисты отдела кадров даже слегка озадачились такому прецеденту: не могли припомнить случаев оформления декрета водителю автобуса.

Вскоре Надежда стала матерью уже пяти детей, но засиживаться дома не стала, как только малышу исполнилось полгода – вышла на работу. Правда, пока только на полставки.

– Без работы не могу, неинтересно. А с малышом, пока меня дома нет, нянчится старшая дочь Екатерина, она сейчас учится на третьем курсе медколледжа. Старший сын Виктор тоже уже взрослый, первокурсник, учится на машиниста локомотива. Ему очень нравится моя работа, но для того чтобы стать водителем автобуса, нужен возраст не менее 21 года. Поэтому пока он выбрал учебу. Еще два сына – школьники, один в восьмом классе, другой в первом, – рассказала Надежда. – Дети у меня очень хозяйственные: и поросенка накормят, и дома уберутся, и печку натопят, баню. Меня они очень любят и берегут. Прихожу с работы, а они как набросятся, обнимают, целуют. Всем хочется рассказать, как прошел день. И я слушаю с удовольствием, несмотря на усталость после рабочего дня. Ведь я же мама.

Приятным сюрпризом при возвращении на работу стало то, что, оказывается, многие пассажиры ее запомнили и, пока Надежды несколько месяцев не было, забеспокоились, куда пропала их любимая водительница, теперь спрашивают, почему ее так долго не было.

Пока Надежда Ручкина по-прежнему водит «мерседесы» на городских маршрутах, но не прочь в будущем поработать и на межгороде, ездить, например, в Ухту или Микунь.

Каждый водитель, конечно, должен быть и автомехаником, мало ли что случится в дороге. Надежда Ручкина призналась, что при случае она с мелкой поломкой разберется, колесо поменяет, но, если честно, починкой заниматься не любит. Благо в «Комиавтотрансе» есть для этого специальная служба. Водить куда интереснее.

Галина Литвинцова

А вот ее коллега Галина Литвинцова рассказала, что всегда старается быть рядом с механиком в момент обслуживания ее автобуса, уж очень любопытно, как там все устроено, хочется во всем разбираться самой. Но в отличие от Надежды, изначально выбравшей швейную специальность, которая все же с уклоном в творчество, Галина больше технарь – работала оператором на АЗС, машинистом башенного крана, окончила вуз по специальности «инженер-строитель», работала на заводе домостроения. А когда из-за закрытия предприятия оказалась не у дел – освоила новую специальность, устроилась на производство нетканых материалов.

Но где бы ни работала – всегда тянуло к машинам, так что в 2007 году даже решилась заняться автоперевозками, правда, не как водитель, а как руководитель небольшого бизнеса. Приобрела пазик, наняла водителя, заключила договор на перевозку пассажиров по одному из городских маршрутов. Бизнес не задался, и она его свернула через полгода. Но в 2008 году «на всякий случай» сама получила категорию «Д». Как выяснилось через несколько лет – не зря. От родственников узнала о том, что в «Комиавтотрансе» требуются водители, условия предлагают хорошие, решила попробовать. Причем отправилась напрямую к начальнику автоколонны, который тут же и предложил устроить тест: сесть в автобус и поехать. Села, завела и поехала – ничего сверхъестественного.

Затем прошла стажировку и в начале 2020 года вышла на маршрут №33. Сначала везло, никаких неприятных происшествий, никакого стресса, работа нравилась, проверка на крепость нервов случилась через месяц. Попала в ДТП возле городского автовокзала, «поцеловалась» с легковой машиной, выскочившей на красный свет:

– К счастью, столкновение было несильным. Пострадавших не было. Я сообщила диспетчеру о прошествии и вызвала ГИБДД. По иронии судьбы за рулем тоже была девушка. Приезда сотрудников мы ждали два часа, успели подружиться.

Если Надежда выросла в селе, то Галина – горожанка. Впрочем, скорее номинально – детство прошло на самом краю Сыктывкара, на улице Ручейной. Семья была многодетной – восемь детей, Галина седьмая, держали свое хозяйство, корову, свиней, так что домашний труд она освоила рано, говорит, что с тех пор никакой работы не боится. А в сегодняшних мечтах – попробовать пересесть с небольшого автобуса на современный ПАЗ Вектор NEXT «Доступная среда», который не только рассчитан на большее количество пассажиров, но и адаптирован под нужды маломобильных граждан. В планах предприятия их приобретение, так что Галина надеется, что у нее получится поработать на такой машине.

На работе Надежду и Галину ценят, начальник автоколонны предприятия Алексей Нечаев отзывается весьма позитивно: добросовестные, трудолюбивые и в плане водительских навыков ни в чем коллегам-мужчинам не уступают. Хвалят и пассажиры, а водители на улицах, увидев за рулем автобуса симпатичных молодых женщин, улыбаются и поднимают большой палец вверх в знак одобрения.

Анна АЯНОВА

Фото предоставлено предприятием «Комиавтотранс»

Оставьте первый комментарий для "На маршруте водительницы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.