Километры расходов

17,8 миллиарда рублей, в том числе 2,2 миллиарда из федерального бюджета, планируется потратить в 2022-2024 годах на дорожное хозяйство в Коми. Более эффективно эти средства удастся использовать, если в этом году успешно завершатся переговоры по досрочной выплате средств по концессии за строительство и реконструкцию участков дороги на трассе Сыктывкар – Нарьян-Мар.

В Госсовете Коми продолжаются бюджетные слушания, очередная рассмотренная региональная госпрограмма – «Развитие транспортной системы». До начала заседания в разговоре с журналистами министр строительства и ЖКХ Игорь Кузьмичёв отметил: для того чтобы дотягивать до нужных показателей в плане процента дорог, находящихся в нормативном состоянии, республике нужно ремонтировать не менее 90 километров дорог в год. А на начало 2021 года исходя из лимита имеющихся средств Коми могла позволить себе отремонтировать лишь 20,5 километра. Благодаря помощи от предприятий-партнеров и финансовой поддержке от Федерации (583 миллиона рублей, выделенных на ремонт дорожной сети) удалось привести в порядок 64,5 километра. Но, конечно, этого недостаточно. В текущем году доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, у нас составила 49,73 процента, что на 0,83 пункта ниже, чем в прошлом году.

– В целом у нас на дороги есть по пять миллиардов в год, если не учитывать федеральную поддержку. 1,3 миллиарда уходит на выплаты по концессии, два миллиарда – на поддержание в нормативном состоянии улично-дорожной сети, 880 миллионов на мероприятия по проекту «БКД», на все остальное денег практически не остается, – сообщил министр, пояснив, что ситуацию можно улучшить, если пораньше разобраться с концессионными платежами.

По соглашению с компанией «Автобан» и банком-гарантом республика должна платить до 2026 года. Но сейчас, как рассказал председатель парламентского комитета по бюджету, налогам и экономической политике Степан Чураков, идут переговоры о досрочном погашении долга. На это уже предусмотрено 3,4 миллиарда рублей. На вопрос, зачем спешить, если средства нужны и по другим не менее важным направлениям, он ответил, что это даст двойную экономию. Если Коми погасит «тело» самого долга сейчас, то сэкономит на выплате процентов порядка 1,3 миллиарда рублей – средства совсем не лишние. Кроме того, пока реконструированный и заново отстроенный по концессионному соглашению участок этой дороги де-юре в собственности компании, проводившей работы, республика не может передать эту дорогу целиком – от Сыктывкара до границ НАО – в федеральное ведение, а значит, вынуждена вкладывать средства в ее содержание. Передача трассы на уровень Федерации, кстати, позволит не только сэкономить, но и улучшить состояние дороги, не секрет, что средства, выделяемые по нормативам на федеральные автодороги, заметно превышают региональный уровень.

В Коми идет работа по передаче на федеральный уровень и других автодорог. Степан Чураков напомнил, что в этом году федеральной стала дорога от села Куратово до Архангельской области.

– Пока федералы не очень много средств в нее вложили, около 15 миллионов, но в следующем году она должна быть отремонтирована, по ней много замечаний. Также на 2022-2023 годы планируется передача участка от Визинги до Пермского края, это порядка 150 километров, – сообщил парламентарий.

Еще один острый дорожный вопрос, поднимавшийся на заседании, – состояние школьных маршрутов. Напомним, было поручение главы Коми Владимира Уйба – взять муниципальные дороги, по которым ездят школьные автобусы, в региональное ведение и отремонтировать за счет казны региона. Однако возникло немало сложностей, связанных с тем, что полностью и правильно оформленных документов на муниципальные дороги практически нет, так что, пока их будут выправлять для грамотной передачи на региональный уровень, может пройти немало времени. По словам Степана Чуракова, депутатский корпус склоняется к мнению, что дороги нужно оставить муниципалам, но простимулировать их ремонт субсидиями из республиканского бюджета.

В ходе рассмотрения госпрограммы Игорь Кузьмичёв напомнил, что в нынешнем году финансирование на дорожные нужды в Коми составило порядка шести миллиардов. Из них 1,17 миллиарда – из федерального бюджета, причем большая часть суммы была привлечена в течение года, по итогам проведенной с федеральным минтрансом работы.

Всего в ведении региона сейчас 4,8 тысячи километров дорог и 5227 различных искусственных сооружений на них. В следующем году (как и в два последующих) исходя из бюджетных прогнозов Коми может тратить на дороги и сооружения по 5796 миллиардов. Кроме того, муниципалитетам выделяются субсидии на обустройство и содержание 54 ледовых переправ и 1,4 тысячи километров зимних автомобильных дорог, работ по содержанию 1,2 тысячи километров автодорог местного значения, ранее переданных из республиканской собственности. В 2021 году на это ушло более 247 миллионов.

Кроме дополнительных федеральных средств (583,5 миллиона из резервного фонда правительства России на ремонты дорог, плюс 26,7 миллиона на ликвидацию последствий паводков) в финансировании дорожной деятельности поучаствовало АО «Монди СЛПК», в рамках соглашения о сотрудничестве с правительством региона выделившее 112 миллионов на содержание и ремонт региональных дорог, обустройство примыканий к ним.

Отдельно министр отметил дорожные работы по «народным проектам»: сделан ямочный ремонт 24 участков автодорог местного значения, восстановлены линии освещения вдоль 12 таких дорог, кроме того, в Усть-Куломском районе обустроили тротуары вдоль автодороги, а в Усогорске установили пять остановочных павильонов.

В нормативном состоянии в республике сейчас меньше половины дорожной сети. Не лучше и ситуация с мостами, их состоянию министр посвятил отдельную часть доклада. К концу этого года (с учетом того, что еще идут ремонты) доля соответствующих требованиям мостов у нас составит 42,6 процента.

– Начиная с 2022 года реализацию мероприятий по приведению в нормативное состояние мостовых сооружений планируется осуществлять также в рамках регионального проекта «Дорожная сеть» с привлечением средств федерального бюджета на эти цели. Соответствующие изменения вносятся в паспорт федерального проекта «Региональная и муниципальная дорожная сеть», в рамках которого и необходимо будет привести в нормативное состояние не менее 955 тысяч погонных метров мостовых сооружений, – сообщил Игорь Кузьмичёв. – Направление бюджетных средств на данные расходы в 2022-2024 годах составит 2221,8 миллиона, в том числе за счет средств федерального бюджета – 420,7 миллиона. Это позволит значительно улучшить техническое состояние мостов в республике.

Но пока, говоря о том или ином мосте, Игорь Кузьмичёв с иронией называл их «легендарными» – в плане историй по их ремонту. Особенно, по его словам, его впечатлил контракт на ремонт слудского моста через реку Вычегду.

– Там целых три даты завершения работ, две в этом году, третья в январе 2022 года. Никогда такого интересного контракта не видел, – с сарказмом сообщил министр депутатам.

На этот мост в нынешнем году было выделено почти 186 миллионов рублей, в том числе 115 федеральных миллионов. Немалая часть работ уже сделана: полностью обновили бетонные плиты проезжей части, частично отремонтированы бетонные конструкции пролетов и опор, сделана дорожная одежда, окрашены пролетные строения.

Что касается планов на ближайшие три года, то с учетом нынешних финансовых реалий удастся из региональной дорожной сети привести в нормативное состояние 146,3 километра автомобильных дорог и 1,27 тысячи погонных метров искусственных сооружений, обустроить 17,085 километра линий наружного освещения. Кроме того, привести в нормативное состояние 49,71 километра улично-дорожной сети Сыктывкара. До конца 2022 года запланирован ввод в эксплуатацию моста через реку Лыжу (на территории, относящейся к Усинску). Ведутся переговоры с Монди СЛПК по содействию в продолжении строительства дороги Сыктывкар – Кудымкар – Пермь на участке Веселовка – граница Пермского края.

Остро стоит проблема контроля за перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов, точнее – с работой рубежей автоматического весогабаритного контроля, сейчас идут судебные тяжбы с подрядчиком, и пока они не закончатся, ни поменять компанию, которая бы занималась этим оборудованием, ни наладить работу рубежей, похоже, не выйдет. На вопрос депутата Сергея Артеева, сколько этих пунктов сейчас на самом деле работает, министр отшутился, что это коммерческая тайна.

– Насколько мы понимаем – никакие не работают? – уточнил Степан Чураков.

Игорь Кузьмичёв без конкретики, дабы не провоцировать перевозчиков на превышение загрузки, ответил, что частично все же рубежи свое дело делают. Впрочем, по версии председателя Контрольно-счетной палаты Игоря Гурьева, в данный момент комплексы фиксируют только превышения скорости и выезды на встречку.

Кроме того, депутаты высказали ряд вопросов и предложений, касающихся ремонта местных дорог, приведения в порядок улично-дорожной сети не только в Сыктывкаре, но и в небольших населенных пунктах, где средств зачастую не хватает даже на проектно-сметную документацию для проведения ремонта.

Также на заседании был рассмотрен второй блок этой госпрограммы, касающийся непосредственно работы транспорта на территории Коми. Эта тема вызвала бурное обсуждение, были подняты вопросы железнодорожного сообщения, автобусных перевозок, ситуации в компании «Комиавиатранс» и многие другие.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Километры расходов"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.