Российские немцы на Коми земле

В Коми проживают представители более сотни национальностей. Многие из них создали свои землячества или национально-культурные автономии. В год столетия региона «Республика» продолжает цикл публикаций, знакомящих читателей с национально-культурными автономиями Коми, жизнью и традиционной культурой представителей разных народов, их интеграцией в общественно-политическую и культурную жизнь.

В конце XIX века в России жило около двух миллионов немцев. Но в Вологодской губернии, куда входила южная половина нынешней Республики Коми, проживало всего 226 немцев. При этом в Усть-Сысольском уезде, а в коми деревнях тем более, немцев вообще не было. Они появились здесь только во время Первой мировой войны, оказавшись на севере не по своей воле. С началом войны всех подданных воюющих с Россией стран выслали в отдаленные уголки империи, в том числе и в Коми край. В Усть-Сысольский уезд сослали более трехсот немцев, австрийцев и представителей других народов Австро-Венгрии и Германии. Весной 1916 года в Усть-Сысольск начали ссылать пленных офицеров и солдат австрийской армии, в феврале 1917-го их было уже полтысячи, и под Усть-Сысольском был устроен специальный лагерь. Но во время Гражданской войны почти все пленные покинули Коми край.

Вторая «волна» связана с проведением в конце 1920-х – начале 1930-х коллективизации и политики «ликвидации кулачества как класса». Немцы всегда были хорошими хозяевами, многие из них попали под раскулачивание. Значительную часть раскулаченных отправили в Коми край. Среди спецпоселенцев немцы по численности уступали только русским. Жили они компактно в спецпоселках Прилузского, Сысольского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Корткеросского и Койгородского районов. Около села Ношуль был даже поселок Немецкий. По переписи 1939 года, в Коми АССР насчитывалось 2617 немцев. Из них только 122 человека жили в Сыктывкаре, остальные – в поселках.

Третья «волна» пришла в республику с началом Второй мировой войны. Тогда большинство немцев отправляли уже не на спецпоселения, а в лагеря. А после того как в августе 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», была начата массовая высылка немцев.

Последнее немецкое «переселение» в Коми пришлось на вторую половину 1940-х годов. Тогда немцев выселяли из пограничных районов Прибалтики, Молдавии, Белоруссии и Украины. Выселили на север и тех немцев-репатриантов, кто был вывезен в годы войны в Германию и в соседние страны. В лесу в верховьях реки Ижмы немцами был построен поселок Кирпичный – европейские кирпичные домики были покрыты черепичной крышей. Сейчас эти строения пустуют и разрушаются.

По данным переписи, в 1959 году в Коми АССР проживало 19500 немцев, в 1989 году – 12700. Затем число их еще уменьшилось, и по переписи 2002 года в Коми – 9200 немцев, в том числе в столице более 3800 человек. Сейчас в связи c эмиграцией и того меньше.

Формирование немецкой общины в Коми имеет свою историю, полную трагизма, связанного с политическими репрессиями сталинской эпохи. Некоторые страницы этой истории узнавали участники этнографических экспедиций в разные районы Коми, которые с 2006 года один раз в два года организует немецкая национально-культурная автономия Коми.

Летом 2010 года в подобной экспедиции побывал корреспондент «Республики». Научным руководителем экспедиции был историк Михаил Рогачёв. Всего в составе экспедиции было 16 человек разных возрастов и профессий из Сыктывкара, Ухты, Визинги, Койгородка, а также из Казани и Саратовской области. Во время поездки в Койгородский район мы записали около двух десятков воспоминаний немецких семей. В основном опрашиваемые могли рассказать о 1930-1940-х годах только со слов своих родителей. Но нашлось несколько человек, которые сами пережили высылку. Мы интересовались историей семей, чем они занимались на родине, как начинали жизнь в спецпоселках, как складывалась их дальнейшая судьба и как проходило общение с местным населением. По воспоминаниям высланных немцев и их потомков, коми относились к немцам, как к обычным крестьянам, которых согнали с насиженных мест, и всячески их поддерживали. Спецпереселенцы-немцы, отличавшиеся консерватизмом и верностью традициям в быту, любовью к порядку и рачительностью, вызывали уважение у местного населения. По итогам экспедиции вышел буклет.

В поселке Подзь мы пообщались со старейшиной немецкой диаспоры района – 89-летней Вильмой Карловной Меркель. Родилась она в 1918 году в селе Блюмфельд в Федоровском кантоне под Саратовом. «Семья у нас была большая – девять человек, – вспоминала Вильма Карловна. – Было у нас пять коров, овцы, свиньи, лошади и даже верблюд. Когда мне было десять лет, нас раскулачили и выгнали из родного дома. Выставили на улицу в декабре, а в марте отправили на север. С собой мы смогли взять лишь немногое. Ехали на поезде много дней. За все время в пути только один раз выдали щи и кашу, а так питались тем, что было с собой. Из нашего села только две семьи попали на север, остальных выслали в Казахстан. В марте нас выгрузили на станции Луза, и дальше – в Коми – мы пошли пешком. В декабре 1930 года поселились в Вокваде. Жили в холодных, мокрых бараках – по семь семей в одном бараке, все нары стояли вокруг одной печки. Отец работал шорником, а мы с мамой и братом ходили пилить и колоть дрова, заготавливать мох. За это получали гражданский паек – 150 граммов хлеба. Чтобы не умереть с голода, собирали грибы, ягоды, щавель. Потом родители завели огород и даже корову. Голодали только в первые годы, а потом уже стало легче».

Из всей семьи Меркель только глава семейства – Карл Меркель – знал русский язык. Остальным пришлось учить его уже в Коми. Брат Вильмы Карловны научился говорить и по-коми. Мать, Сюзанна, хорошо шила и этим подрабатывала в соседних деревнях. Она ходила по домам местных жителей и на их швейных машинках шила на заказ платья, рубахи, костюмы. Заказчики прятали мастерицу от властей, так как если представители власти узнавали, что в деревню пришли на заработки немцы, то выгоняли их. Простой местный люд к немцам относился хорошо. Коми делились с переселенцами хлебом, давали возможность подзаработать. Часто немецкие переселенцы просили у коми жителей еду, взамен предлагали одежду и вещи.

«Когда мы приехали сюда, то коми многому учили нас и, в свою очередь, учились у нас, – рассказывала Вильма Карловна. – Например, моя мама штукатурила и белила комнаты в домах. После этого многие стали так делать. Еще мама научила местных женщин шить по-своему. Одежда тогда была в основном домотканая, изо льна. А мама научила «немецкой моде». Еще от немцев коми переняли наши пироги – куха. Это пирог с ягодами, обсыпанный сверху мукой с сахаром. Да и штрудели из картошки и мяса здесь до сих пор делают по немецким рецептам».

Жительница Подзи Эльвира Робертовна Желева (Лампартер) показала нам свидетельство о рождении своего отца. Оказалось, что Роберт Лампартер был одним из немногих немецких колонистов Грузии. Он хорошо знал грузинский язык и песни. Как рассказывал отец Эльвиры Робертовны, они по своему происхождению и религии – швабы. Швабы – это немцы, говорящие на швабском диалекте и живущие на юге Германии. В 1941 году семью Лампартер, а это семеро детей и родители, выслали с Кавказа в Казахстан. Роберт Лампартер проработал почти всю жизнь шахтером, вначале в Казахстане, а затем в Воркуте. В Койгородский район Эльвира Робертовна попала по распределению после училища, ее родители, выйдя на пенсию, переехали в Казахстан. Но когда там начались беспорядки и у стариков отобрали дом и сад, то они вернулись в Коми, где и жили в поселке Подзь.

Памяти немцев-спецпоселенцев в Республике Коми посвящен специальный том мартиролога «Покаяние» (вторая часть 10 тома), вышедший весной 2015 года. Том посвящен гражданам немецкой национальности, которые в 1930-1950-е годы попали в Коми край как раскулаченные, эвакуированные, призванные в трудовую армию, сосланные в лагеря. В ходе работы над томом были собраны данные о девяти тысячах человек. Все они упомянуты в книге. Издание состоит из нескольких разделов. Во второй части тома добавилась глава «Заслуженные немцы Республики Коми». В числе таковых оказалось около трехсот лауреатов госпремий, орденоносцев, заслуженных рационализаторов, врачей, учителей. Еще один новый раздел тома – это «Памятные знаки российским немцам в Коми». Основная часть мартиролога – список «Возвращенные имена». В нем собраны краткие данные о немцах, находившихся на спецпоселении в Коми АССР.

Осенью 2014 года в Национальном музыкально-драматическом театре Коми состоялась премьера документальной драмы «Жизнь с привилегиями «навечно» о жизни российских немцев. Спектакль поставлен по пьесе сыктывкарского автора Николая Волохова (ушедшего из жизни пять лет назад). Семья его матери в послевоенные годы была выслана на север из Одесской области. Предки Николая Алексеевича по матери – швабы из юго-западной Германии. В начале XIX века они переселились в Россию. Под Одессой немецкие колонисты основали большое село Гросслибенталь. Здесь и прожили нескольких поколений рода Кноблих – предков автора пьесы.

В 1990 году администрацией Сыктывкара было зарегистрировано первое общество немцев в Республике Коми «Wiedergeburt» («Возрождение»). Целью его изначально была реабилитация советских немцев, ставших жертвами сталинских репрессий по национальному признаку, сохранение и развитие родного языка, культуры и традиций. Первые собрания проходили всегда очень бурно, многие ратовали за массовый выезд в Германию. Но уже в 1991 году курс общества был нацелен на сохранение немцев в России, создание им условий для возрождения национальной идентичности. После организации в 1991-1992 годах обществ немцев Ухты и Воркуты в 1995 году при поддержке министерства по делам национальностей была учреждена республиканская организация немцев «Wiedergeburt», реорганизованная в 1997 году в Немецкую национально-культурную автономию в Республике Коми. В 2003 году автономией учрежден Информационно-образовательный центр российских немцев в Коми. Цель автономии – сохранение национальной идентичности этнических немцев, развитие немецкой культуры и языка.

Немецкую национально-культурную автономию Коми много лет возглавлял Олег Штралер, а с ноября 2014 года его сменила Елена Копп. Как она рассказала «Республике», сейчас в регионе действуют 18 отделений автономии, из них четыре – это юридические лица. В Усинске общество «Edelweis», в Воркуте – общество «Wiedergeburt» («Возрождение»), в Ухте – «Freicheit» («Свобода»), городская автономия в Сыктывкаре и республиканская НКА.

– Мы продолжаем проводить молодежные этнографические экспедиции по местам спецпоселений российских немцев, – рассказала «Республике» Елена Копп. – Еще много неизведанного и большое поле деятельности. В прошлом году посетили Корткеросский район, жили и работали в селе Нившера, обследовали бывшее спецпоселение Одью, установили там памятную доску. В этом году намечена экспедиция в Усинский район – спецпоселение Нялта. Планируем встречи с населением в Усть-Усе, Мутном Материке, Усинске. А на следующий год – к 80-летию трудовой армии планируем провести экспедицию и молодежный стройотряд в Воркуте. Также существует и наш летний лагерь для детей «Kinderland». В этом году он пройдет уже в 22 раз. Нас ждет «Черноморская зорька» в Анапе. Готовятся дети, готовятся преподаватели «Страны детства».

Как рассказала Елена Копп, при автономии есть молодежный танцевальный коллектив «Tanzkreis», молодежный вокальный коллектив «WIR», детские танцевальные коллективы «Mai» и «Freude», хор немецкой песни «Edelstein».

– Во время пандемии немного снизился накал молодежной работы, – отметила Елена Копп. – Но на 2022 год запланировано много молодежных проектов. Наши ребята – постоянные участники и победители конкурсов разных уровней. И, конечно, они первые помощники в мероприятиях «взрослой» автономии. Они занимаются вручением «пакетной» помощи ветеранам, подготовкой рождественского и пасхального концертов, участвуют в обучающих семинарах. Наша издательская деятельность, к сожалению, не так активна, как хотелось бы. Последняя брошюра вышла в 2019 году по итогам экспедиции в Койгородский район. Но благодаря проекту культурно-делового Центра российских немцев Республики Коми под руководством Олега Штралера в прошлом году увидела свет книга «Немцы Урала».

Уже 14 лет автономия сотрудничает с землячеством немцев из России в Оффенбурге.

– Мы планировали приезд наших друзей из Германии на празднование 100-летия Республики Коми, но, к сожалению, статистика заболеваний и у нас, и в Германии не дает возможности снять режим изоляции и состояться нашей встрече, – посетовала Елена Копп. – Немцы из Коми уезжают. Кто-то в Германию, кто-то в другие города России. Не ослабевает интерес к нашим кружкам по изучению немецкого языка, которые проводятся автономией. Так вот, в заявлении на обучение в графе «Для чего вам знание немецкого языка?», к сожалению, частый ответ: «Для переезда в Германию».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

1 Комментарий для "Российские немцы на Коми земле"

  1. Относительно Волохова и спектакля не знал, жаль! Материал отличный.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.