Печора: дикая и прирученная

Питание смешанное, с преобладанием снегового. Характер – непостоянный. Приданое – золото, нефть, газ, каменный уголь, кварц, марганец, титан. Параметры: длина – 1809 километров, площадь бассейна – 322 тысячи квадратных метров. Второе имя – Санэро яха. Все это о Печоре – одной из главных северных рек, природном чуде, собравшем по своим берегам множество других чудес.

Тому, кто хочет увидеть как можно больше интересного и необыкновенного в Республике Коми, следуя при этом одним маршрутом, стоит предпринять водное путешествие по Печоре, иногда заглядывая на ее притоки: путь будет очень непростой, но и впечатлений хватит через край. Прибавьте к этому возможность увидеть редких, «краснокнижных» птиц и зверей, насекомых, растения и поймете, что Печора и ее окрестности – великое природное чудо.

Исток Печоры находится в Уральских горах на высоте 676 метров над уровнем моря. Это территория Троицко-Печорского района, неподалеку проходит граница материков – Европы и Азии, а также восточная граница Печоро-Илычского заповедника. Гора на западном склоне Северного Урала, где начинается река, называется Печер-Я-Тальях-Сяхль, в переводе с мансийского – «Гора, родившая Печору». Еще дореволюционная энциклопедия Брокгауза и Ефрона указывала, что вообще-то истоков у Печоры три – есть и пара менее значительных – южный и северный на горах Гечер-ур и Мотью-Ур, потом все три сливаются. Но в новейшей истории исток Печоры официально обнаружен и зафиксирован экспедицией советского путешественника Ивана Просвирнина всего-то 40 лет назад. На этом месте установлена чугунная плита.

От истока Печоры порядка 10 километров по тропе до плато Маньпупунер, так что туристы, идущие к «мансийским болванам», зачастую посещают и начало великой северной реки. Правда, в этом месте она совсем не великая, фактически это ручеек, который легко перешагнуть.

Сначала этот ручеек, постепенно превращающийся в горную речушку, хоть и закладывает довольно лихие виражи, но в основном бежит на юго-запад. Горный характер Печора имеет до впадения в нее реки Уньи, после чего меняет свою суть на равнинную. Кстати, притоков у Печоры очень много: 148 основных – ровно по 74 с левой и правой стороны, а если считать совсем маленькие речушки и ручьи, то, по некоторым данным, их больше 30 тысяч. Названия у части притоков интригующие – Большая Разбойничья, Малая Шайтановка, Нижняя Бородатая, Худая Хабариха, Позориха, Залазная, Мархида, Верхний Двойник, Большая Стариковка. После впадения в нее реки Волосницы у поселка Якша Печора меняет маршрут и вместо юго-запада сворачивает на север. Постепенно за счет притоков река растет: если в районе Комсомольска-на-Печоре ее ширина порядка 200 метров, то примерно через полсотни километров, после впадения реки Илыч, ширина вырастает более чем вдвое, в паводки и до километра доходит. А там недалеко и до первого порта на Печоре – поселка Троицко-Печорск.

Следующая смена направления – через сотни километров в районе усинского села Щельябож, после впадения Усы, где река уходит к западу. При впадении реки Ижмы русло Печоры расширяется уже почти до 2,5 километра. В районе Усть-Цильмы реки Цильма и Пижма снова склоняют старшую подругу двинуться на север. В этой части об истинных габаритах реки бывает судить трудно – то тут, то там острова, часть которых появляется и исчезает, доставляя немало сложностей тем, кто, например, прокладывает через Печору кабели связи. Наконец, уже покинув Коми, на территории НАО река разделяется на Малую и Большую Печору, потом снова соединяется, а после Нарьян-Мара образует солидную дельту шириной 45 километров и так, разветвившись на множество протоков, впадает в Печорское море – юго-восточную часть Баренцева моря.

Река Печора не только чудо сама по себе, она будто драгоценная нить ожерелья, на которую нанизано множество диковин: памятников природы, рукотворных чудес, памятников истории. Подсказка на эти чудеса скрыта даже в самом названии реки. По поводу его значения спорят ученые: по одной из версий, Печора происходит от слова «пещера», по другой – от ненецкого «пэ чера» – лесные жители, третье значение – «жители гор». Действительно, вдоль берегов реки и ее притоков множество пещер, гротов, карстовых ям. А в некоторых из этих пещер обнаружены стоянки древних людей, может, тех самых загадочных жителей лесов или гор? Особенно богаты пещерами верховья Печоры – территория Троицко-Печорского района.

Про Медвежью пещеру на территории Печоро-Илычского заповедника мы уже писали, но относительно недалеко от нее, в логе Иорданского, находится Ледяная пещера – единственное на Северном Урале место, где сохранился реликтовый лед, его возраст – порядка миллиона лет. Сама пещера – лабиринт из «коридоров» и «залов», украшенных ледяными кристаллами впечатляющих размеров. Еще одна достопримечательность – Туфовая пещера, огромный грот с несколькими ходами. Здесь были обнаружены кости пещерного медведя, ученые считают, что и в этой пещере могли обитать первобытные люди. А Канинская пещера, располагающаяся близ мыса Канин Нос (который тоже заслуживает внимания своей необычной формой), это святилище, жертвенное место. Здесь обнаружены намеренно испорченные (то есть отправленные на «тот свет», отданные богам) изделия из меди, бронзы, камня – части ножей, наконечники стрел из бронзового века. Ранний железный век «отметился» оружием и фигурками зверей и птиц, фрагментами сосудов. Находок средних веков еще больше: сохранились трехъярусное кострище, множество черепов и костей медведей, оружие, серебряные украшения, бронзовые фигурки, детали одежды.

В бассейне Верхней Печоры есть множество других достопримечательностей. Например, «Развалины древнего города» на плато Торре-Порре-Из, очень живописно выглядят берега со скалами, особенно Белые скалы ниже по течению от села Усть-Унья. Спорят по красоте и диковинности с ними скалы по берегам притока Печоры – Илыча, такие как Лёкиз, Исперед, Татарское Вичко. Но и ниже по течению можно встретить немало интересного. Например, палеолитическую стоянку возле деревни Бызовой в Печорском районе, где археологи нашли каменные орудия, изготовленные неандертальцами.

А сколько вдоль реки стоит старинных деревень и сел с избами из позапрошлого века, народными традициями и праздниками! В маленькой деревне Еремеево в Троицко-Печорском районе проводится старинный охотничий праздник, который не так давно обрел статус республиканского. На правом берегу Печоры в 15 километрах от Вуктыла стоит старинное село Подчерье, его уникальность еще и в том, что это единственный населенный пункт на территории национального парка «Югыд ва». А одно из главных богатств национального парка – притоки Печоры, реки Щугор и Кожим. Не нуждается в представлении стоящее на Печоре село Усть-Цильма, с его столетиями сохраняющимся уникальным праздником «Горка», ночной мистической «Петровщиной» с кострами на берегу реки.

Немало по берегам Печоры и чудес нового времени. Пожалуй, большая их часть сосредоточилась у одноименного города. Одно из них – знаменитая «качающаяся» опора линии электропередачи «Печора – Ухта», стоящая в центре реки. Такие сооружения подвержены ударам стихии, поэтому и было разработано оригинальное техническое решение, позволяющее опоре качаться на шарнирах, при этом быть очень надежной и устойчивой. В целом это комплекс опор, установленных в 1974 году: четыре стационарных на берегах и одна шарнирная среди водной глади, до «земных» коллег ей по километру с лишним в каждую сторону. Смотрится она изящной и легкой, а весит 52 тонны. Высота «малышки» 74 метра, если считать с фундаментом – 85. С опорами на берегах ее соединяют восемь стальных тросов. Через год две подобные опоры были установлены на переходе через реку Усу.

Уникален и железнодорожный мост через Печору. История его и грустная, и великая. Строили его в основном руками заключенных, и труд этот был очень тяжелым. Подходы к мосту нужно было делать с большим запасом, а по берегам в этой части реки – сплошные болота. Так что насыпь строилась потом и кровью. Начались работы в 1938-м, к 1941 году были частично готовы конструкции моста. Затем темпы строительства увеличили до невероятности, при этом из-за нужд фронта часть металлических конструкций заменили деревянными. В апреле 1942 года работы в основном были завершены, что позволило товарнякам вывозить уголь из Воркуты. Печорский мост был стратегически важным, поскольку из-за войны страна лишилась углей Донбасса. В 1943 году в район Печоры забросили отряд диверсантов из пленных советских солдат, чтобы взорвать мост. «Предатели» оказались мнимыми – добравшись до места, они тут же устранили командира и пошли сдаваться властям. Полностью мост был достроен в 1954 году, дерево заменили на металл.

Еще одна стратегическая достопримечательность Печоры – радиолокационная станция типа «Дарьял», построенная в середине 1970-х. Этот важный компонент российской противоракетной системы, контролирующий воздушное пространство вплоть до Аляски и Канады, еще и достаточно интересный объект с точки зрения архитектуры.

В 2016 году ученые из Коми вместе с коллегами из других регионов предприняли масштабную Печорскую экспедицию благодаря гранту Русского географического общества. Целью было исследование реки буквально от и до во всех аспектах – от социально-экономических, в плане развития производства, сельского хозяйства, туризма до гидробиологических, геологических, исследования флоры и фауны. Всего было сформировано пять групп, самый большой маршрут – от истока реки и практически до границы с НАО – проделала одна из них, под руководством заместителя председателя Коми отделения РГО, представителя Института геологии Петра Юхтанова. Все группы сделали очень большую работу, на основе материалов экспедиции написано множество научных статьей, часть из них включат в сборник, который должен выйти в конце этого года. Была также идея создать своеобразную «Энциклопедию Печоры» и вместить буквально все сведения об этой великой реке, но, по словам Петра Юхтанова, «пока пороху на это не хватает», задача оказалась из серии «объять необъятное».

Воспоминания Петра Юхтанова о путешествии пятилетней давности – смесь восхищения и горечи. Восхищение – мощью реки, ее уникальной природой, сильным характером людей, живущих на ее берегах. Горечь от того, что потенциал реки очень мало используется, умирают деревни, закрыты многие успешные предприятия и промыслы, когда-то действовавшие. Развитию Припечорья, в том числе и в сфере туризма, в появлении новых предприятий, «оживлении» деревень, мешает отсутствие хорошей инфраструктуры, тех же автомобильных мостов, дорог. О Печоре Петр Юхтанов говорит как о живом существе, которое люди предали:

– Понимаете, реки бывают дикие, которые живут сами по себе, и прирученные. Печору много веков приручали, заготавливали рыбу, строились на ее берегах, пускали корабли, сплавляли лес, углубляли дно – в 1970-е на реке работали целых 22 земснаряда, была мощная гидрологическая служба. Сейчас многое сжалось до минимума, многое исчезло. Люди уже не оказывают Печоре такого внимания. И она начинает «дичать». Но такой, какой она была до человека, она уже никогда не станет, он ей нужен, чтобы выжить. Это как взять кошку или собаку, ухаживать за ними, кормить, а потом выгнать на улицу. На Печоре, несомненно, осталось еще много природных чудес, но как жаль, что исчезло многое из того, что создал человек. Вспомним, например, закрытый замшевый завод в Усть-Цильме. Да в куртки из той замши все наши полярные летчики были одеты! И от нас сейчас зависит, будут ли появляться новые чудеса на Печоре, сохраняться и возрождаться старые.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Печора: дикая и прирученная"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.