Бизнес без границ

25 мая в Сыктывкарском лесном институте состоялось выступление руководителя центра «Мой бизнес» Республики Коми Сергея Жеребцова перед студентами факультета экономики. Поскольку мероприятие было посвящено Дню российского предпринимательства, который отмечается 26 мая, в ходе встречи была представлена история успеха сыктывкарского предпринимателя Рустама Батцеля, раскрутившего свой бизнес с начальным капиталом в 500 рублей. Сейчас он планирует «штурмовать» Москву со своей продукцией.

Выступая перед студентами, Сергей Жеребцов подчеркнул, что классическое высшее образование претерпело значительные изменения – стало ближе к жизни. Например, сейчас для студентов экономических факультетов возможна подготовка диплома в форме стартапа, который можно будет реализовать сразу после получения вузовского образования. А защита диплома превращается в консультацию с экспертами, которые подскажут, как сделать так, чтобы задуманный бизнес работал и приносил прибыль.

Возможность бесплатно получить консультацию и практическую помощь есть у любого начинающего предпринимателя в Коми благодаря республиканскому центру «Мой бизнес». Он создан два года назад правительством Коми для оказания поддержки бизнесу в регионе. Сотрудники центра помогут составить бизнес-план, оценить рынок сбыта, провести сертификацию товара, помочь в его размещении на площадках интернет-магазинов.

– Сейчас для бизнеса нет границ, можно товары из Коми продавать по всему миру. Не обязательно для продажи открывать магазины со всеми вытекающими расходами: аренда, коммунальные платежи, зарплата продавца. Размещение на онлайн-площадках требует минимальных затрат. И проблем со сбытом тоже нет, на каждый товар в каком-нибудь уголке планеты найдется свой покупатель, – заверил Сергей Жеребцов.

Сергей Жеребцов напомнил и о том, что предприниматели из Коми могут не только выйти на международный уровень, но и потеснить зарубежных конкурентов на просторах России. Например, известный теперь бизнесмен Федор Овчинников начал с открытия книжного магазина. Когда интеллектуальный бизнес не пошел, предприниматель создал бренд «Додо пицца», который теперь в рекламе не нуждается.

Свою историю успеха во время встречи со студентами поведал другой сыктывкарский бизнесмен – Рустам Батцель. Он сообщил, что окончил Сыктывкарский лесной институт и благодарен альма-матер не только за полученные знания, но и за выработанные за годы учебы креативность, творческий подход к делу, возможность разбираться в людях. Предприниматель отметил, что люди, далекие от бизнеса, считают бизнесменов богатыми бездельниками, которые «удачно устроились» и получают много денег. По своему опыту Рустам уверен, что денег в бизнесе без тяжелой напряженной работы не бывает. Сам он спит по три-пять часов в сутки, весь бизнес держится на плечах двух человек – основателя бренда и одного наемного работника.

Рустам не скрывает, что вырос в небогатой семье, жил в не самом благополучном районе Сыктывкара и видел много негативных примеров того, как люди губят свои жизни, потому что не могут найти дело по душе. Сам решил делать то, что по-настоящему нравится. Ищущим свою нишу в бизнесе Рустам посоветовал начинать с красивой идеи, которая отзовется музыкой в душе. Для него такой идеей стала мечта о создании фруктовых букетов. Многие, с кем он делился идеей, смеялись над ним, уверяли, что дело не пойдет, потому что никто не будет переплачивать за красиво оформленные фрукты. Но Рустам верил в себя, обучился искусству составления букетов. Уверяет, что его начальный капитал составлял всего 500 рублей. Самым дорогим орудием производства стал нож, купленный по акции в одной из торговых сетей Сыктывкара. На тот момент у Рустама была даже иная фамилия, но он сразу был настроен на создание международного бренда, поэтому бизнес начал под фамилией бабушки – Батцель: интересно, необычно и запоминается.

Если в студенческом прошлом Рустам любил поспать, то сейчас, в предпринимательском настоящем, спать ему некогда – делает букеты даже по ночам. Но не чувствует себя «выжатым лимоном». Напротив, бодр, активен, красноречив – потому что дело нравится. Даже после многочасового создания букетов появляется дополнительная энергия. Как-то после рабочей смены Рустам вышел погулять, увидел свалку в одном из сыктывкарских дворов, начал складывать мусор в мешки, параллельно вел трансляцию уборки на своем ресурсе в интернете. И неожиданно зрители стали заказывать фруктовые букеты – так они поддержали общественно полезную деятельность бизнесмена.

По мнению Рустама, реклама продукции в век интернета не требует особых затрат. А можно просто ходить по организациям, рассказывать о своем товаре, тут же продавать – метод старый, но эффективный. Начинал предприниматель с изготовления фруктовых букетов, сейчас делает разные, расширяет рынок сбыта. Если мужчины дарят дамам фруктовые композиции, то женщины выбирают для своих спутников мясные.

По мнению Рустама, деньги можно найти буквально под ногами. Как-то он отправился в окрестности Сыктывкара собирать ягоды, набрал, продал, получил прибыль. Потом обороты стали расти. При этом машины у предпринимателя нет, на болото за дарами природы он ездил на автобусе. Сейчас у него новый проект – выращивать клубнику на гидропонике.

На данном этапе Рустам получает уже неплохую прибыль, но его мать по-прежнему считает, что он занимается ерундой, уговаривает найти «нормальную» работу. Такая возможность у Рустама была – его дипломная работа написана для крупного промышленного предприятия, где ему предложили трудоустройство.

– Но я понимал, что это не мое, и не хотел занимать чужое место, – объяснил предприниматель.

Рустам пытался «выйти» за пределы Сыктывкара, но в выбранных им городах бизнес по разным причинам не стал развиваться. Теперь цель предпринимателя из Сыктывкара – Москва, где живут миллионы платежеспособных людей. Бюджет на покорение Первопрестольной получился небольшим: бизнесмен планирует наладить производство товара в обычной съемной квартире.

Рустам Батцель и Сергей Жеребцов сформулировали для студентов секрет предпринимательского успеха: не бояться много мечтать и очень много работать.

Людмила ВЛАСОВА

Фото Анны ПОТЕХИНОЙ

Оставьте первый комментарий для "Бизнес без границ"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.