Кони на высоком берегу

В Коми много памятников архитектуры, интересных мест и объектов, недооцененных путешественниками. В Год столетия региона в рамках проекта «Открой для себя республику» мы рассказываем о тех местах, которые могли бы посетить туристы. На высоком берегу Выми, всего в часе езды от княжпогостского райцентра – города Емвы раскинулась уникальная во многих отношениях деревня. Удивительно уже само ее название – Кони.

Деревня Кони, более трех веков административно подчиненная селу Туръя, находится в семи-восьми километрах к северу от него и располагается на живописном изгибе правого берега Выми. Неповторимым памятником архитектуры деревню делает то, что здесь практически целиком сохранился культурно-исторический ансамбль, который сравнивали с карельскими Кижами. Старинные избы с причудливыми крыльцами и низкими свесами крыш тянутся вдоль берега. Широкие фасады изб обращены на юг – к реке и целый день открыты солнцу. Правда, жителей в деревне осталось немного. Только летом, когда приезжают дачники, Кони оживают.

В начале этого года здесь открылся гостевой дом, и появились туристы. Хозяин гостевого дома Арсений рассказал «Республике», что его предки жили в этих местах. Недавно он приобрел в Кони дом постройки 1900 года, отреставрировал и теперь принимает гостей. Он встречает группы в Сыктывкаре, везет их в Кони, по пути показывает села Онежье и Туръя. В гостевом доме туристов ждет обед, а при желании еще и банька. Зимой можно покататься на лыжах, лямпах, ватрушках, снегоходе, летом – на лодке и узнать историю деревни.

– Здесь вполне можно развивать сельский туризм, – считает Арсений. – Зимой дорога отличная, летом от Туръи ведет грунтовка, засыпанная щебнем. Правда, нужно переправляться на пароме на другой берег Выми. Сейчас в деревне постоянно живет не больше пятнадцати-двадцати человек. В основном это пенсионеры. Летом приезжают молодежь, семьи с детьми. Отдыхают, собирают грибы и ягоды, ходят на рыбалку.

Как рассказал Арсений, заброшенные дома быстро разрушаются. Несколько лет назад ураган поломал много ветхих крыш. Рядов домов стало меньше – было пять, осталось три. Нет нынче в деревне и школы – заброшенное двухэтажное здание распилили на дрова.

Исследователь деревянного зодчества Коми края, научный сотрудник отдела этнографии Национального музея Коми Евгений Худин рассказал «Республике», что большинство домов в деревне Кони похожи друг на друга и составляют единый архитектурный ансамбль.

– Вымский дом-комплекс – это старинная конструкция, некогда распространенная почти на всей территории расселения коми-зырян, – отметил этнограф. – Выглядит она так: две избы – зимняя (вой керка) и летняя (лун керка) – под односкатными крышами, ставятся рядом, верхними концами крыш друг к другу. В промежутке между избами устраиваются коридор и крыльцо. Позади пристраивается двухъярусный хозяйственный двор, верхняя часть которого использовалась под сарай для сена и хозяйственной утвари, нижняя, соединенная, выполняла роль скотного двора и состояла из двух-трех бревенчатых хлевов для содержания овец и коров и неширокого коридора для выгона скота из помещений. В дальнейшем хозяева стали переносить крыльцо на боковую сторону, коридор устроили между жилыми избами и хозяйственной частью, а из бывшего коридора сделали еще одну жилую комнату. Хозяйственная часть же практически не изменилась. Получившийся таким образом комплекс исследователи назвали «дом со средней горницей». Главным украшением дома снаружи у жителей деревни Кони служит крыльцо. Обращает на себя внимание отсутствие заборов и оград со стороны жилой части дома. Обносится забором лишь небольшой участок возле хозяйственной части дома, а подход к крыльцу любого дома всегда открыт. Сегодня больше половины домов стоят заброшенными и постепенно распиливаются на дрова. Из тех многочисленных узорчатых, расписных крылец осталось одно-два. Нет церкви на площади. Нет больших амбаров. Нет запасного хлебного магазина. Нет училища, где преподавал Алексей Сидоров.

Для того чтобы Кони стала заповедником, нужно составить ее историко-архитектурный план и выделить на нем особо ценные участки застройки деревни. Затем подготовить материалы для включения Кони в реестр достопримечательных мест федерального значения. Приобрести государственным органом охраны памятников два-три нежилых дома с банями, амбарами и колодцами. А после реставрации приспособить их под производственную и туристическую базу. Тогда Кони из «чернокнижной» деревни станет живым заповедником и займет достойное место в списке российских и республиканских достопримечательностей.

На днях Кони посетила научный сотрудник Национальной галереи Коми Надежда Беляева.

– Дома стоят у самого обрыва, окнами на реку, и оттуда открывается захватывающий дух вид, – поделилась она с «Республикой» своими впечатлениями. – У многих домов стоят скамейки, на которых можно сидеть и смотреть вдаль. На что в первую очередь я обратила внимание – полная тишина, о которой мы, городские жители, уже давно забыли. Деревня Кони – удивительная возможность окунуться в прошлое, не только увидеть, но и почувствовать на себе, как жили наши предки, остановить хоть ненадолго бег времени, подумать, поразмышлять, побыть наедине с собой. Большие избы здесь стоят в несколько рядов, достаточно близко друг к другу. Многим из домов более сотни лет. Сохранились старые типы крылец, около Сыктывкара таких уже давно нет. Почти нет заборов, это тоже необычно. Известный коми художник Николай Жилин родился недалеко от деревни Кони, отсюда родом его мать. Предки живописца основали деревню Кыдздин, в пяти верстах вверх по Выми, сами построили там каменную церковь, необычную для Коми края. Деревни давно нет, а руины храма еще стоят прямо посреди поля. В Национальной галерее Коми хранится пейзаж Жилина «Уголок деревни Кони» с изображением дома, в котором жила его семья. Этот дом сохранился, и мне интересно было сравнить современный вид и то, как он выглядел сорок лет назад. Планирую вернуться сюда летом, чтобы можно было вволю насладиться прекрасными просторами, свежим воздухом, прогулками по деревне и по реке, рыбалкой, баней и гостеприимством хозяина гостевого дома.

Пятнадцать лет назад в деревне Кони довелось побывать и автору этой статьи. Это было летом, удалось осмотреть две части деревни: Вей-Кони и Ягшор. Школа тогда была еще цела, и крылечек побольше. А еще по улицам деревни гулял небольшой табун коней.

Историк архитектуры, автор многочисленных работ по культуре Русского Севера, профессор Петербургского архитектурного университета, друг поэта Иосифа Бродского, искусствовед, реставратор Михаил Мильчик в Кони побывал в 1966 году. И вот что он написал тогда: «Исключительность села открывается не сразу. Здесь преобладают огромные шестистенные избы с крыльцами на фасаде. Глухие, могучие стены, прорезанные небольшими оконцами, напоминают крепостные укрепления. Главное украшение дома – крыльцо. Его архитектурное убранство богато и разнообразно: роспись, резьба, колонки-арочки. Оригинальность крылец – это первое, что отличает в деревне Кони избы друг от друга.

Коньки, курицы, поддерживающие водосливы, колодцы-журавли – все вместе создают фантастический, но одновременно правдивый образ живой природы. Деревня органически связана с рекой, с окружающим пространством: избы первого порядка следуют изгибам берега, а по склонам лепятся баньки. Во втором и третьем порядках избы не выстроились в прямую линию: каждая следующая несколько отступает от предыдущей. Таким образом, с любого места открывается вид почти на все пути порядка, создается живописный ритм крылец. Именно ансамбль и делает Кони в целом неповторимым памятником архитектуры. Мы считаем, что село должно стать архитектурным заповедником. С созданием такого заповедника Коми АССР приобрело бы уникальный архитектурный музей под открытым небом, ничуть не уступающий по значению прославленным Кижам в Карелии и другим памятникам древнего зодчества».

Увы, музей под открытым небом так и не был создан. Кроме экспедиции Михаила Мильчика в Кони побывали и другие исследователи. И все ученые выделяли среди вымских поселений деревню Кони как наиболее замечательную в архитектурном отношении.

По мнению ученых-лингвистов, необычное название деревня могла получить от удмуртского слова «коньы» – «белка». Возможно, некогда на Вымь перебралась группа удмуртов. Другая версия, что Кони – это просто кони, которых и сейчас можно увидеть на улицах деревни. И третья версия происхождения названия – от имени Кондратий, или в коми звучание Конö, Коньöй.

Первые упоминания о деревне относятся к 1600 году. В дозорной книге начала XVII века отмечено, что в 1608 году в деревне Наровская (центр будущих Кони) имелось шесть крестьянских дворов. Вокруг Наровской располагались еще восемь небольших поселений, которые вошли в состав погоста. Но история древнего поселения значительно больше четырех веков. В найденном на территории деревни Ыджыдъельском могильнике захоронения XI-XV веков. В средние же века на противоположном берегу от Кони то ли москвичи, то ли новгородцы построили деревянную крепость. Она переходила из рук в руки, разорялась, восстанавливалась и в конце концов была уничтожена. От нее остался только земляной вал. В XVII столетии жители Кони активно участвовали в освоении Сибири, поэтому деревня временами пустела – к началу XVIII века здесь осталось всего семь жилых дворов, а в середине века и вовсе один двор.

С 1710 года бывшая деревня Норовская именуется уже Кони. В семи жилых дворах жили Куштысевы, Сокерины, Габовы, Жилины, Розмановы, Тархановы и Бугуевы. В XVIII веке деревня Кони быстро росла, и к 1784 году здесь жили 232 человека. И прибавилась фамилия Рубчаковы.

«Золотой век» в Кони наступил в конце XIX века, но продлился недолго – до середины XX века. Жители деревни сеяли рожь, овес, ячмень, коноплю, разводили скот, охотились, рыбачили, нанимались на вывозку и сплав леса. Работали частные водяные мельницы. Во второй половине XIX века здесь построили часовню, в 1895 году открыли школу грамоты, а в 1907 году – четырехклассное земское начальное училище. К трехсотлетию династии Романовых, в 1913 году на главной площади деревни Ягшор (Средние Кони) возвели двухэтажную школу.

С августа 1907-го по сентябрь 1915 года в деревенском училище преподавал Алексей Сидоров, впоследствии известный коми ученый, языковед, археолог, фольклорист, литературовед. Уже в советское время он ездил сюда на археологические раскопки – и в 1928 году открыл Ыджыдъельский могильник.

Упадок деревни Кони начался после Великой Отечественной войны, с фронтов которой не вернулись 87 жителей. В 1959 году в деревне Вей-Кони жило 192 человека, в деревне Ягшор – 265. В 1977 году деревни были официально объединены в один населенный пункт – деревню Кони. В 1979 году ее население составляло 235 человек, а в 1989-м – 85. Сейчас и того меньше.

Неудивительно, что деревню перевели в список неперспективных поселений. В 2003 году специалисты из отдела свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания подготовили и издали в виде трехтомника монументальный труд «Архитектура и ландшафты России. Черная книга. Утраты. Белая книга. Обретения. Красная книга. Предостережение». Фотография деревни Кони оказалась в «Черной книге». Здесь помещены снимки тех архитектурных памятников, которые потеряны навсегда и остались лишь на фотоснимках, картинах и в памяти стариков. Но, к счастью, московские специалисты ошиблись. Деревня Кони пока еще жива, и ценители истории могут полюбоваться ее неповторимым архитектурным ансамблем.

 Артур АРТЕЕВ

Фото Надежды БЕЛЯЕВОЙ

Оставьте первый комментарий для "Кони на высоком берегу"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.