Настенная роспись эпохи застоя

Найденные в главном вузе региона фрески решено сохранить

Случайно обнаруженные во время текущего ремонта в корпусе №8 СГУ имени Питирима Сорокина (ранее в этом корпусе находился Коми государственный пединститут) фрески советского периода необходимо сохранить. Такое решение приняла специальная комиссия, совещание которой прошло в университете 25 августа.

Фрагменты художественной росписи под двумя слоями краски строители обнаружили 7 августа во время работ по реконструкции мемориального комплекса в здании. Из-под смываемой краски проступали лица и фигуры людей из прошлого. Оказалось, что масштабное изображение занимало всю стену вдоль актового зала на третьем этаже корпуса. До ремонта здесь находилась стела с именами погибших в годы Великой отечественной войны сотрудников и студентов пединститута. Композиционно она делила изображение две части. Слева были изображены скорбящие женщины, проходящие вдалеке солдаты, а также ветераны с орденами на гимнастерках. По правую сторону от стелы – персонажи в костюмах семидесятых годов прошлого века.

Руководство вуза сразу же обратилось в Министерство культуры туризма и архивного дела Коми с просьбой о проведении экспертизы с целью определения художественной или исторической ценности находки. А также, чтобы уточнить возможность ее сохранения и восстановления.

– Найденная настенная роспись представляет собой безусловную ценность как пример регионального монументального искусства, – сообщила «Республике» специалист-эксперт по современному искусству – научный сотрудник Национальной галереи Коми Надежда Беляева. – Роспись создана, судя по стилю, в конце 1970-х годов. Скорее всего, она была заказана пединститутом к 60-летию комсомола, то есть в 1978 году.

Новый корпус пединститута рядом со старым был возведен в середине шестидесятых годов. Как рассказала «Республике» Надежда Беляева, роспись выполнена маслом и состоит из двух частей: левая размером 330х490 см, правая – 330х675 см. Разделение композиции на две части передает главную идею работы: связь времен, связь поколений, память о войне, о людях, которые прошли через эту войну.

Как установила Надежда Беляева, автор панно – Юрик Руднев. Художник-оформитель, работавший в Сыктывкаре с 1974 по 1990 годы, Руднев родился в Донецке, в 1947 году. Окончил художественно-оформительское отделение Донецкого техникума советской торговли. В 1974 приехал в Сыктывкар, работал в художественно-промышленных мастерских.

– О других работах Руднева в городе и республике сведений нет, – отметила эксперт. – Скорее всего, это единственное сохранившаяся в городе настенная роспись, принадлежащая его кисти. Возможно, сохранились гипсовые рельефы и росписи в разных учреждениях Выльгорта.

В годы перестройки Руднев вернулся на родину, а в 1990-е годы уехал в Канаду. Жил в Монреале, продолжал писать. В одной из галерей в Торонто прошла его выставка. Но для того, чтобы развернуться как художнику в полную силу, нужны были деньги на продюсера. Юрий Петрович не забывал своих друзей в Сыктывкаре, часто звонил им. Пять лет назад художник ушел из жизни

На настенной картине изображены реальные люди. В основном это сыктывкарские художники: Петр Антоновский, Валентин Кублицкий, Владимир Ермолин, Галина Шаня, Татьяна Васильева, Иван Тютюнник, Евгений Борисевич, Николай Семенов, Николай Цветков. Большинство из них, как и автор росписи, работали в художественно-промышленных мастерских при Коми отделении Художественного фонда РСФСР. О том, как и когда создавалась роспись, Надежде Беляевой рассказал один из изображенных на панно – художник Николай Семенов.

– Композиция оригинальна и необычна – она создает иллюзию продолжения пространства фойе с помощью прорисовки балок и рисунка пола, – отметила Надежда Беляева. – Иллюзия перспективы расширяет пространство. Интересно изображение Театра оперы и балета в проеме широких окон. Роспись является ярким отражением эпохи, в которой она была создана. Она обладает несомненными художественными достоинствами и представляет культурологический интерес, как для города, так и для республики в целом, поскольку композиции подобного масштаба – редкость для нашего края. Роспись желательно сохранить и отреставрировать. Наличие подобного панно делает интерьер учебного заведения уникальным и подчеркивает историческую преемственность. Может, сделать это могут под руководством профессионалов студенты факультета искусств СГУ?

Выяснилось, что роспись сделана не на стене, а на листах ДСП. Сначала хотели их снять и унести для реставрации, но никто не знает, как они крепятся и насколько прочные. Поэтому решили не рисковать, и реставрировать роспись на месте. А проект мемориального комплекса немного переделать.

Артур АРТЕЕВ

Фото Надежды БЕЛЯЕВОЙ

Оставьте первый комментарий для "Настенная роспись эпохи застоя"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.