Рожденный в рубашке

Третий слева – Павел Соловых

Заслуженный пилот России Павел Соловых – из поколения детей войны. Про таких, как он, обычно говорят: «В рубашке родился». Появившись на свет в самом начале войны – 8 июля 1941 года, он, будучи еще совсем младенцем, а потом уже и во взрослой жизни, не раз оказывался на грани смерти. Но всякий раз все заканчивалось благополучно.

Родился Павел Соловых в небольшом старинном городке Болхове Орловской области. В первые же дни войны отца забрали на фронт, и мать осталась одна с тремя детьми. 9 октября 1941 года в город вошли немцы. Начался тяжелый период оккупации, который закончился только 29 июля 1943 года. Как потом рассказывала Павлу мать, практически с первого дня захватчики стали устанавливать свою власть. Местных жителей считали за людей второго сорта, которых можно использовать только в качестве батраков и прислуги. Уже тогда существовал официальный фашистский план «Ост», согласно которому население на территории России вплоть до Уральских гор нужно было сократить до минимума, необходимого для обслуживания новых хозяев.

Как вспоминала мать Павла Соловых, любой приказ немцев оканчивался словами: «За невыполнение – расстрел». Местных жителей использовали на принудительных работах по рытью окопов и постройке оборонительных сооружений. Несмотря на отступление Красной армии в первый период войны, немцам оказывалось огромное сопротивление. В окрестностях Болхова проходили тяжелейшие кровопролитные бои. Часть Орловской земли в пойме Оки получила тогда название «Долина смерти».

Зима 1941-го оказалась очень студеной, морозы достигали 30 градусов. Немцы к таким морозам не были готовы, поэтому часть офицерского состава расселили на постой в домах местного населения. В городе были постоянные перебои с электричеством, и основным осветительным прибором являлась керосиновая лампа. Только вот достать керосин было непросто, поэтому мать Павла добыла откуда-то банку бензина и решила использовать его для лампы.

Неосторожность при обращении с бензином дорого ей обошлась. При заправке часть бензина пролилась на пол. И когда женщина решила проверить, как будет гореть лампа, поднесла горящую спичку к фитилю, бензин у ее ног моментально вспыхнул, и она получила сильные ожоги ног.

Ожоги были такой степени, что мать не могла вставать. За ней ухаживали старшие дочери – 9 и 12 лет, иногда помогали соседи чем могли. От немцев пару раз приходил фельдшер, накладывал на обожженные ноги повязки с мазью.

Однажды постоялец семьи Соловых – немецкий офицер, вернувшись вечером в изрядном подпитии, завалился спать. Но маленький Павел не давал ему уснуть – громко и безостановочно плакал, невзирая на все попытки старших сестер успокоить его. Не выдержав истошного детского крика, немец, громко ругаясь на своем языке, подошел к кроватке, схватил плачущего ребенка вместе с постелью и выбросил его на улицу на 30-градусный мороз. Мать, лежавшая на печи с обожженными ногами, чуть не лишилась сознания от бессилия помочь своим детям. Павлу повезло: соседи увидели, как ребенка выбросили на мороз, подобрали его и принесли к себе.

Второй раз смерть подкралась совсем близко к маленькому мальчику летом 1943 года, когда под натиском советских войск немцы начали отступать. Для прикрытия отступающих войск они гнали с собой мирное население. На одной из подвод сидел двухлетний Павел. Около полудня неожиданно налетели советские самолеты. Началась бомбежка. Люди, спасаясь от взрывов, метнулись к обочине и рассыпались по полю. Взрывной волной отбросило и перевернуло телегу, в которой был Павел. Мать с сестрами в ужасе бросилась к нему. Потом она всю жизнь вспоминала эту поразившую ее картину: вокруг хаос, неразбериха, крики, а маленький Павел, невозмутимо поднявшись с четверенек, вскарабкался и уселся на один из узлов. Испуганная взрывом мать плакала от счастья, что ребенок остался невредим. Рассыпавшиеся по полю люди все дальше и дальше убегали от дороги. Но немцам было не до пленных, они были заняты потерями от налета. Благодаря всеобщей панике многие убежали. Сбежать от угона в Германию удалось и семье Соловых. Они вернулись в родной дом.

Дальнейшая судьба Павла Соловых во многом схожа с судьбами его сверстников – детей военной поры, для которых вернувшиеся с войны фронтовики были живым примером героизма. Мальчишки того поколения бредили подвигами. Заехавший в краткосрочный отпуск дядя Павла – морской офицер – настолько впечатлил ребенка своей формой, а главное – кортиком, что он возмечтал стать моряком.

Но детские желания изменчивы, и со временем мечта о море сменилась мечтой о небе. После окончания школы Павел Соловых поступил в военное летное училище. Родные отговаривали, мол, он уже дважды был на грани смерти. Но убеждать его было бесполезно. Через год учебы в училище вышел указ советского правительства о сокращении Вооруженных сил СССР на один миллион 200 тысяч человек. В новых военных летчиках страна не нуждалась. Курсант Павел Соловых был уволен в запас. Вернулся домой, поработал рабочим на заводе. Но мечта стать летчиком не покидала, и в 1961 году он поступил в Сасовское летное училище, которое окончил в 1964 году. После училища по распределению работал в Орловском авиаотряде, но вскоре перевелся в Сыктывкарский авиаотряд, где и остался.

На самолете Ан-2 Павел Соловых освоил все виды работ. Ежегодно выполнял авиахимические работы, в пожароопасный период патрулировал леса республики с воздуха. Зимой летал в районы Крайнего Севера, Северо-Западной Сибири, обслуживал геологоразведочные партии в Коми и в Архангельской области. Осуществлял аэрофотосъемки, во время которых приходилось летать на предельно малых высотах – 50 метров. Отличная летная подготовка, спокойствие и опыт помогали ему выходить из трудных ситуаций. А их было немало. И всякий раз судьба только испытывала его на мужество и стойкость, но берегла от смерти.

Одна из таких опасных ситуаций произошла как-то при подлете к Сыктывкару. До города оставалось десять минут полета, когда в самолете началась сильная тряска. Изменение режима полета результатов не дало: тряска продолжалась. Доложили диспетчеру, который обеспечил внеочередной заход на посадку. Вышли на предпосадочную прямую, но мотор на положение рычагов газа и шага винта совсем не реагировал. Используя запас высоты, Павел Соловых все же произвел благополучную посадку самолета. После чего мотор сразу заглох.

При осмотре комиссией один из экспертов, вглядываясь в разрушенные детали самолета, многозначительно покачал головой и сказал: «Многое видел, но такое… Странно, как еще пожар не произошел». Эксперты комиссии в один голос тогда заключили: «Соловых, ты в рубашке родился». Ведь ему удалось посадить самолет при фактически разрушенном моторе. За всю свою летную практику пилот первого класса Павел Соловых пролетал на Ан-2 безаварийно 18 тысяч часов. Сейчас он на заслуженном отдыхе.

Галина ГАЕВА

Фото из архива музея авиации Республики Коми

Оставьте первый комментарий для "Рожденный в рубашке"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.