Номер с побочным эффектом

Жители Коми ищут управу на коллекторов

Взаимоотношения должников по кредитам и разного рода взыскателей денежных средств – сотрудников банков, коллекторских агентств и прочих структур в ряде случаев выходят за рамки закона. Но в Коми коллекторы не дают покоя семье, которая не имеет никаких долгов. Об истории стало известно в ходе прямой линии, состоявшейся в Общественной приемной главы республики.

Одна из жительниц Коми рассказала о проблеме, с которой она столкнулась после совершения заурядной покупки – сотового телефона. «В нагрузку» к аппарату шла sim-карта, при этом получение «симки» было непременным условием приобретения телефона – без «довеска» мобильник не продавался. Такие условия акции изначально показались странными, но телефон был нужен срочно, да и, как рассудила женщина, лишняя sim-карта всегда пригодится.

Через несколько дней после активации карты на этот номер стали приходить sms-сообщения о долге перед неким банком. Затем неизвестные отправители посланий сообщили, что долг передан в коллекторское агентство. После этого владелице телефона активно и очень настойчиво и днем, и ночью стали названивать коллекторы, требовать к телефону, допустим, Анну Иванову, которая должна им деньги. Анну Иванову, проживающую к тому же в Ухте, владелица телефона знать не знала, о чем и сообщила собеседникам, объяснила, что недавно купила «симку», которая, возможно, раньше этой самой Анне Ивановой принадлежала. И вежливо предложила настойчивым гражданам поискать новый телефон должницы и высказать все претензии ей. Но, видимо, проведение такой работы в планы коллекторов не входило. Они продолжали названивать по известному им номеру телефона и требовать Анну Иванову. За неимением таковой коллекторы начали запугивать новую владелицу телефона и хамить ей.

Обратившись к помощи интернета, сыктывкарка выяснила, что не одна столкнулась с такой проблемой, в сети активно обсуждается побочный «эффект б/у номера». В Санкт-Петербурге, например, «ответчиками» по чужим долгам были назначены тысячи добросовестных граждан. Главной причиной того, что эта проблема в принципе возникла, эксперты в сфере информационных технологий называют ограниченный срок «жизни» неактивного абонента – 9-15 месяцев, после чего номер возвращается в оборот. Сроки могут быть и короче, если речь идет о продаже через дилеров. То есть, если та самая Анна Иванова (и тысячи других должников по всей стране) прекратила пользоваться «симкой», через некоторое время карту могут перепродать другому человеку, на которого и свалится груз общения с неугомонными коллекторами. Все пострадавшие от «эффекта б/у номера» отмечали, что разумных доводов коллекторы не воспринимают, убеждать их, что они ошиблись абонентом, бессмысленно. Совет был один – менять номер.

Проблему измученная ночными звонками сыктывкарка решила просто – вытащила «симку» из телефона. Однако поведение коллекторов вызвало у нее настолько негативные эмоции, что она обратилась на прямую линию с вопросом, можно ли привлечь назойливых граждан к ответственности по закону.

Как пояснила начальник отдела УФССП по Республике Коми Анастасия Ватаманова, такие ситуации действительно происходят довольно часто как в Коми, так и в других регионах страны. Владельцы б/у номеров, столкнувшиеся с неправомерными действиями сотрудников банков или коллекторов, могут обратиться в управление службы судебных приставов по Коми, но при этом надо представить доказательства противозаконного поведения коллекторов: детализацию и записи телефонных переговоров, скриншоты sms. Правда, такие жалобы судебным приставам поступают редко, видимо, «без вины виноватые» владельцы б/у номеров предпочитают решать проблему путем отказа от использования «симки». Чаще за помощью к судебным приставам обращаются настоящие должники, столкнувшиеся с произволом коллекторов. В 2018 году в службу судебных приставов поступило 360 обращений с жалобами на действия коллекторов (в 2017 году – 287).

Например, собранные гражданином доказательства помогли сотрудникам УФССП по Коми привлечь к административной ответственности ООО «Константа». Коллекторы звонили должнику чаще, чем это позволено законом, и были оштрафованы судом на 50 тысяч рублей. Поскольку жалобы на общество поступали из нескольких регионов страны, в итоге оно было исключено из государственного реестра.

Анастасия Ватаманова напомнила, что по закону коллекторы имеют право встречаться с должником не чаще одного раза в неделю, звонить ему один раз в сутки (не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц). Голосовые и другие сообщения, а также электронные и бумажные письма должнику можно направлять не более двух раз в день, четырех в неделю и шестнадцати в месяц. Любые контакты с должником запрещены с 22 до восьми часов в будни и с 20 до девяти часов в выходные и праздники.

Если с момента возникновения просрочки по кредиту или микрозайму прошло более четырех месяцев, должник имеет право направить в адрес банка или МФО, а также в адрес коллекторского агентства письменный отказ от общения с коллекторами на тему погашения задолженности. Получив такой отказ, кредитор сможет взыскивать долг только через суд.

Взаимодействовать с третьими лицами (друзьями, знакомыми, родственниками, соседями, коллегами) коллекторы имеют право только в том случае, если сам должник дал согласие на взаимодействие, а указанные лица не выразили своего несогласия. О жертвах «эффекта б/у номера» в законе не упомянуто, очевидно, законодатели не предполагали такого развития событий. Но любой гражданин может добиваться защиты своих прав – так что владельцам б/у номеров надо только решить, готовы ли они ради торжества справедливости тратить время на сбор доказательств.

Людмила ВЛАСОВА

Оставьте первый комментарий для "Номер с побочным эффектом"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.