Когда пришла музыкальная весна

Июль 1950 года. Фото из газеты «За новый Север».

Взлет коми песенного творчества тесно связан с именем первого коми композитора Александра Осипова

46 лет назад, 31 января 1973 года, в московской больнице скончался Александр Георгиевич Осипов, первый профессиональный коми композитор. Он нашел свой собственный музыкальный стиль, обучаясь в Горьковской консерватории. И его прекрасные мелодии сделали весну в песенной культуре нашей республики. Опираясь на друзей – поэтов-песенников, ощущая поддержку товарищей по музыкальному цеху, за свою короткую жизнь он подготовил шесть авторских нотных сборников, куда вошло 79 песен и романсов. Кроме того, два десятка произведений отыскались в коллективных сборниках и СМИ.

Из-за смены исторических эпох, которую мы переживаем, песни заслуженного деятеля искусства Коми АССР Александра Осипова были забыты. Вновь они прозвучали спустя 40 лет на фестивале, проходившем в Корткеросе и Сыктывкаре и завершившемся 16 декабря 2018 года. На фестивале второе рождение получили 38 песен и романсов Александра Осипова. Вокально-хореографическую композицию исполнил народный коллектив «Бабье лето» (руководитель Валентина Чувьюрова), молодежную тематику представили студенты педагогического колледжа, солисты оперного театра Андрей Ковалев и Елена Лодыгина спели романсы и вальсы. На заключительном концерте выступили три хора и солисты Светлана Николаева, Мария Мараева, Надежда Красильникова, Вера Булышева, Валентина Ковальчук, Нина Прокофьева.

Возникает законный вопрос: как рождается песня? Откуда композитору Осипову приходили замыслы, мелодии, темы, образы?

Александр Георгиевич много ездил по стране. В 1960-е годы он выезжал из Москвы в отдаленные командировки: готовить творческий коллектив к смотру, работать в жюри, проводить семинары хормейстеров. В 1950-е годы гастрольные поездки с Государственным ансамблем песни и пляски Коми АССР за пределы республики были для него не только служебной, но и творческой необходимостью. По причине, нам не известной, возможно душевного разлада, поиска себя в этом мире, в 1954 году он ушел с четвертого курса музыкально-педагогического института имени Гнесиных и вместо учебы на хорового дирижера занялся двухлетней практикой дирижирования в новых для себя коллективах в городах и весях страны.

Однако только Горький, Сыктывкар, Москва и Кудымкар вдохновили Александра Осипова создать песни в память о пребывании в этих городах. Так, в годы учебы на композитора в Горьковской консерватории (1947-1949) он положил на музыку стихи Василия Лебедева-Кумача, воспевавшие природную силу Волги и ее богатую историю. И гордился тем, что его песню «Волга» исполняли коллективы художественной самодеятельности Горького.

Казалось бы, песня «Сыктывкар», ничем не напоминая уже написанные к тому моменту песни, стоит особняком в творчестве Осипова. Темповая, звонкая, стремительная, с героями – молодыми сыктывкарцами, которые вихрем несутся по городу, словно бегут стометровку. Их радуют новостройки, преобразующие историческую часть столицы, зелень парков и скверов, пристань у Сысолы-реки. «Сыктывкар» входит в число десяти песен, созданных композитором в 1950 году.

Его появления летом того года в Сыктывкаре ждали. Каким же был этот неповторимый, незабываемый период?

Александра Осипова, студента Московской консерватории (куда он перевелся из Горьковской консерватории), официально пригласили в Сыктывкар для решения проблемы создания национального репертуара. После отъезда в 1947 году Аполлона Каторгина, композитора и художественного руководителя Ансамбля песни и пляски, сочинять новые коми песни было некому. Зритель отказывался от посещения концертов ансамбля, который исполнял знакомый репертуар, к примеру, советские песни в переводе на коми язык.

Большие надежды возлагались на недавно освободившегося из Ухтинского лагеря Олега Рассадина, автора популярной коми песни на слова Серафима Попова «Юкмӧс дорын» («У колодцев»). Управление по делам искусств Коми АССР в 1948 году подписало с ним договор на создание музыки к оперетте «Когда цветет черемуха». Но его повторный арест в 1949 году сделал исполнение невозможным. Без упоминания имени Рассадина, под видом оперетты на музыку Осипова (в действительности он только закончил ее, дописав последнюю картину), она была показана один раз на праздничном представлении в честь 10-летия Ансамбля песни и пляски Коми АССР 30 декабря 1949 года.

Объявленный в июле 1949 года конкурс на лучшее эстрадное произведение результата не дал. Спустя год жюри отметило премиями только авторов текстов песен, а чтобы оценивать музыку, продлило конкурс до лета 1951 года. В итоге первое место занял никому не известный учитель математики из Нювчима Прометей Чисталев с песней «Величальная Москве». Второе место жюри присудило Александру Осипову, отметив высокий профессионализм и национальный колорит его сочинений (романс «Не говори, что не люблю», «Песня о Сталине», «На лугу» и мелодия для флейты).

Осипов появился в Сыктывкаре не с пустыми руками: он предъявил приемной комиссии пять готовых песен (кроме названных это «Мир – народам»). Их тут же стали разучивать хор и солист Ансамбля песни и пляски. И вот они уже в эфире республиканского радио. Композитор спешит в Корткерос навестить своего соавтора, дарит собственноручную нотную запись «На лугу» и «Песни о Сталине» с надписью: «Старейшему и лучшему поэту нашей республики М.Н. Лебедеву. Уважающий А.Г. Осипов. 19 сентября 1950 года». Узнав, что скоро смотр художественной самодеятельности детских домов, он едет в Усть-Кулом, где воспитывался в детдоме, и разучивает с хором песню «Чужан му» на слова Михаила Лебедева в своей обработке.

Фото начинающего композитора за роялем появляется в республиканской газете «За новый Север». Его зачисляют в штат местной филармонии (тогда КЭБ). Он принят властью и музыкальной общественностью и окрылен этим. В праздничном концерте 6 ноября 1950 года – целое отделение коми национальной инструментальной музыки в исполнении симфонического ансамбля, прозвучали и его произведения: мелодия для флейты и соло для виолончели «Алӧй ленточка».

Так напряженно, вдохновенно, результативно жил и творил Александр Осипов в Сыктывкаре в 1950-1952 годах, после чего он поехал в Москву, показал в Союзе композиторов свои произведения (не только названные здесь, в целом около двадцати) и в том же году был принят в члены союза.

Москва с молодых лет много значила для Александра Григорьевича Осипова. Это и трансляции концертов, и ежедневные музыкальные передачи Всесоюзного радио, которое он мог слушать в Усть-Куломском детском доме в 1930-е годы. Московские музыканты, в 1940-е годы работавшие в Сыктывкаре: художественные руководители Ансамбля песни и пляски – дирижеры Аполлон Каторгин и Александр Воронцов; композиторы-москвичи Борис Терентьев и Виктор Шафранников. С 1949 по 1959 год, с большими перерывами, Александр Осипов учился в Московской государственной консерватории (где в дальнейшем окончил аспирантуру) и музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

Невозможно представить, чтобы в творчестве Осипова не было бы песни о Москве. Она написана в свойственной ему манере: здесь и патетика, и лирика. Как в куплете, так и в припеве слышен проникновенный напев коми народной песни. Вершина его песенной гражданской лирики – «Моя Отчизна». Песня, от которой пошли все другие песни Осипова патриотической направленности.

Рецензируя сборник «Песни коми композиторов», Владимир Микошо писал: «Привет Москве» на слова Федора Щербакова написана в светлых мажорных тонах… Эта песня, так же как и другие произведения А. Осипова, создана на основе народно-песенных ладов, попевок и ритмических оборотов, определяющих склад его музыкального языка… Среди многочисленных песен А. Осипова трудно найти такую, которая… не была бы окрашена ладоинтонационным колоритом коми фольклора. Это большое достоинство композитора».

Хотя в песне «Катшасинъяс» («Ромашки») Кудымкар не упоминается, но композитор, выступая летом 1962 года по кудымкарскому и сыктывкарскому радио, четко заявил, что у него было твердое намерение: находясь в гостях у родственного народа – коми-пермяков, в память о пребывании в этом городе создать песню. Тогда же песня «Катшасинъяс» прозвучала по кудымкарскому радио в исполнении Ии Бобраковой.

Изучение истории рождения песен Осипова продолжается.

Надежда МИТЮШЕВА, консультант-эксперт проекта «Песенный камертон», посвященного 95-летию Александра Осипова

Оставьте первый комментарий для "Когда пришла музыкальная весна"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.