Третий срок Романа Зенищева

Суд вынес очередной приговор бывшему мэру Сыктывкара

17 октября Сыктывкарский городской суд огласил приговор бывшему руководителю администрации столицы Коми Роману Зенищеву, который ранее уже был осужден за совершение коррупционных преступлений и приговорен к десяти годам лишения свободы в колонии строгого режима. Впрочем, очередного приговора суда экс-мэр дожидался в СИЗО, где останется до вступления нового приговора в законную силу. На этот раз Роман Зенищев признан виновным в получении крупной взятки.

Зарубин и компаньоны

Как следует из материалов дела, в 2004-2005 годах бывший советник главы Коми Александр Зарубин, предприниматели Валерий Веселов, Антон Файерштейн, Юрий и Александр Бондаренко, Николай Шлопов взяли под контроль ООО «Сыктывкаравтотранс». Их целью, естественно, было получение прибыли от осуществления пассажирских перевозок в столице Коми. Позже было создано несколько мелких автопредприятий: ООО «Пегас», ООО «ПАЗ», ООО «Рейс», ООО «Гермес», ООО «Курс», ООО «Эскорт», ООО «Торос», ООО «Верас». Прибыль от их деятельности получали вышеуказанные граждане.

В декабре 2005 года решением регионального агентства по управлению имуществом было создано ГУП РК «Пассажирские автоперевозки Республики Коми» («ПАРК»). Генеральным директором нового госпредприятия назначили Николая Шлопова – говорят, это назначение организовали его влиятельные компаньоны. В апреле 2006 года в результате реорганизации учредителем ООО «Сыктывкаравтотранс» стало ГУП «ПАРК». После этого фирма «Сыктывкаравтотранс» под контролем Шлопова занялась пассажирскими автоперевозками в столице Коми от лица ГУП «ПАРК».

В 2006 году Зарубин и компаньоны решили стать монополистами на рынке пассажирских перевозок Сыктывкара. Поскольку мэр города мог этому поспособствовать, бизнесмены как минимум два раза встречались с Романом Зенищевым. Они предложили градоначальнику взятку за создание им комфортных условий для работы подконтрольных им предприятий. Зенищев согласился совершать действия, которые входят в его служебные полномочия, направленные на создание условий для максимального извлечения прибыли фирмами, подконтрольными Зарубину и его компаньонам. Содействовать обогащению этих граждан мэр намеревался с выгодой для себя: он сообщил, что сумма его ежемесячного вознаграждения должна составить 600 тысяч рублей. Предприниматели согласились, но обговорили, что ежемесячно будут отдавать по 200 тысяч рублей, а оставшуюся сумму выплатят позже.

В тот момент на маршрутах столицы Коми работало несколько фирм-перевозчиков, которых вдруг начали буквально выдавливать с транспортного рынка. Ситуацию описал экс-руководитель компании, которая осуществляла перевозки на половине маршрутов Сыктывкара. Предприятие приносило прибыль, никаких проблем в деятельности не возникало, до 2006 года фирма работала стабильно. В 2006-2007 годах из администрации Сыктывкара поступило письмо за подписью Зенищева о том, что договор с компанией расторгается. Предприниматель решил, что его нишу в сфере пассажирских автоперевозок хотят занять другие люди, интересы которых может лоббировать мэр города. По словам бизнесмена, в тот же период сотрудники контролирующих органов начали подвергать его предприятие и работников многочисленным и разноплановым проверкам, в том числе и на маршрутах. Автобусы опаздывали из-за таких непредвиденных задержек, все эти опоздания фиксировали сотрудники администрации. Водителям неизвестные лица очень настойчиво предлагали прекратить работу на этих маршрутах, перейти в другую компанию. В конечном итоге фирма лишилась «фронта работ» и прекратила свое существование.

«Скидка» в 10 миллионов

В тот же период мэр города принял на работу двоих граждан, «лояльных» Николаю Шлопову, задачей этих сотрудников, в том числе была организация открытых конкурсов на осуществление пассажирских перевозок на условиях, которые обеспечили бы победу ООО «Сыктывкаравтотранс». По результатам этих конкурсов между администрацией города и ООО «Сыктывкаравтотранс» были заключены договоры на транспортное обслуживание 37 маршрутов в столице Коми с 2007 по 2010 год. Самые прибыльные на условиях субподряда передали «дочерним» фирмам: ООО «Пегас», ООО «ПАЗ», ООО «Рейс» и так далее.

По данным следствия, за содействие Роман Зенищев не менее семнадцати раз получил от Николая Шлопова, действовавшего в личных интересах, а также в интересах компаньонов, взятки на общую сумму не менее 3 757 000 рублей. Но эта сумма складывалась лишь из частичных взносов, а долг – 400 тысяч рублей в месяц – копился, и мэр города о нем не забыл. Он знал, что автокомпаньоны являются еще и фактическими владельцами нескольких жилищно-коммунальных компаний, поэтому предложил в качестве оплаты образовавшегося долга продать фирмы со скидкой своей супруге Полине Головановой. Предприятия были оценены в 21 миллион рублей, «задолженность» предпринимателей – в 10 миллионов рублей. Договорились, что стоимость коммунальных компаний будет снижена на сумму долга. Полина Голованова, которая якобы не подозревала о договоренностях супруга, купила доли в уставных капиталах коммунальных фирм по заниженной цене, предприятия перешли под ее полный контроль.

Роман Зенищев вину в совершении преступления не признал, в ходе судебного заседания сообщил, что между ним и Зарубиным с его компаньонами не было никаких договоренностей о создании условий для победы ООО «Сыктывкаравтотранс» в муниципальном конкурсе на организацию автобусных перевозок в городе. Подсудимый заявил, что в должности мэра Сыктывкара намеревался навести порядок в сфере пассажирских перевозок, поскольку его деятельность на посту градоначальника жители оценивали в том числе и по положению дел в этой отрасли. А оно в тот момент оставляло желать лучшего: перевозчики не контролировали техническое состояние автобусов, состояние водителей перед выходом в рейс, выгодные маршруты были заполнены, а рейсы по неприбыльным либо не осуществлялись вовсе, либо производились по остаточному принципу, нарушалось установленное расписание, отсутствовало согласование тарифов. Вопрос о транспортных перевозках в Сыктывкаре стоял на контроле руководства Коми.

Администрация столицы республики подготовила конкурсную документацию, проведением конкурса занимались сотрудники мэрии, сам градоначальник в их работу якобы не вмешивался, только подписал постановление о проведении конкурса. Выиграло его ООО «Сыктывкаравтотранс», собственником которого было государство в лице минимущества Коми.

По словам мэра, он и к коммунальному бизнесу своей супруги отношения не имел, не помогал ей в приобретении коммунальных предприятий, не «выторговывал» для нее скидки.

На полгода больше

Суд счел, что вина Романа Зенищева подтверждается показаниями многочисленных свидетелей. В частности, сам Николай Шлопов рассказал, что ежемесячно приносил около 200 тысяч рублей в кабинет мэра города и клал деньги в комод. При этом градоначальник ни разу не спросил его, что это за деньги, а гость тем более ничего не объяснял – оба все понимали без слов.

Интересные показания дала свидетельница, являвшаяся в описываемый период секретарем мэра города. Она подтвердила, что Шлопов приходил регулярно, она его очень хорошо запомнила, поскольку все посетители снимали верхнюю одежду в приемной, и только этот ни разу не задержался у вешалки – шел прямо в кабинет. Наблюдательная секретарь подметила, что верхняя одежда визитера топорщилась так, как будто он нес что-то за пазухой.

Бывший заместитель главы администрации Сыктывкара Сергей Лученков сообщил, что в 2007 и 2008 годах лично видел, как Шлопов заносил Зенищеву деньги, передал наличные мэру из рук в руки.

Также свидетели утверждали, что Зенищев в бытность мэром имел большой административный ресурс в Сыктывкаре, мог как поспособствовать решению каких-либо вопросов в сфере предпринимательской деятельности, так и создать определенные проблемы, поэтому с ним необходимо было «договариваться».

Суд счел доказательства, собранные сотрудниками регионального следственного управления СК России, которые расследовали уголовное дело в отношении экс-мэра, достаточными для вынесения обвинительного приговора.

В 2015 и 2016 годах суд уже признал Романа Зенищева виновным в совершении ряда коррупционных преступлений и приговорил к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в 1,1 миллиона рублей.

В среду суд по совокупности приговоров назначил Зенищеву наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 1,5 миллиона рублей и конфискацией полученных в качестве взятки денежных средств. Кроме того, Зенищев лишен права занимать определенные должности на госслужбе сроком на три года. Приговор не вступил в законную силу. Поскольку Роман Зенищев с февраля 2014 года находится в СИЗО, то до освобождения ему осталось около шести лет.

Людмила ВЛАСОВА

Фото Виктора БОБЫРЯ

1 Комментарий для "Третий срок Романа Зенищева"

  1. Зенищев украл ,Зенищева посадили.Ситуация и сейчас не изменилась, думаю что через год или полтора обнаружат еще ОПГ. Республику разваливают а не кому и дела нет.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.