Спасенные предметы культа

От преследований милиции коллекционера оберегал автограф Екатерины Фурцевой

20 мая в Национальной галерее РК открылась выставка «Зримая память предков» – вторая из цикла уникальной коллекции кинорежиссера, краеведа, фотографа, организатора коми генеалогического общества «Ордпу» Михаила Игнатова.

IMG_9520


Как уже неоднократно рассказывала «Республика», Михаил Дмитриевич решил подарить свое богатейшее собрание картин, икон, книг, различных раритетов, предметов обихода государству с условием, что все это будет храниться в специально созданном музее неофициальной культуры. Ну а чтобы было понятно, вещи какой ценности и редкости получает республика и что они действительно достойны отдельного музея, был задуман цикл тематических выставок.

Первая из них, познакомившая публику с коллекцией советского андеграунда, состоялась еще в конце прошлого года, и вот теперь пришло время следующей экспозиции, которая посвящена памятникам религиозной культуры.

Под экспозицию отвели небольшую рекреацию на втором этаже галереи, куда вместилась лишь небольшая часть этого раздела, зато, пожалуй, наиболее значимая: иконы, кресты, печатные и рукописные книги, предметы церковного обихода, принадлежавшие священникам вещи и реликвии, фотографии.

Куратор выставки, зам. директора по научной работе Наталия Плаксина пояснила, что условно экспозицию можно разделить на три раздела: предметы и документы, связанные с личной судьбой коллекционера; предметы, принадлежавшие коми священнику Михаилу Вишерскому, который был великолепным реставратором, живописцем, часовщиком и приходился родственником Михаилу Игнатову; и реликвии старообрядцев Владимирской губернии.

О том, как к нему попали некоторые из уникальных памятников религиозной культуры, Михаил Игнатов рассказал на открытии экспозиции. Например, елизаветинская Библия, напечатанная не на старославянском, а на русском языке, евангелие и другие старинные книги в темных истершихся переплетах много лет пролежали в сундуке, пропитанном туалетными запахами, поскольку стоял тот сундук рядом с выгребной ямой в деревенском доме. Эти книги когда-то принадлежали главе старообрядческой общины в Мстере Мумрикову. Священник умер, а его дочь убрала отцовское наследство куда подальше. У нее Михаил Игнатов и выкупил это богатство.

В то время – было это в конце 60-х прошлого века – молодой кинорежиссер снимал документальный фильм «Память веков» о религиозной культуре России. Правда, предназначалась картина не для советской публики – это был спецзаказ для показа на всемирной выставке в Японии. Реквизит для съемок требовался особый, и Михаилу Игнатову выдали специальное разрешение за подписью министра культуры Екатерины Фурцевой о том, что он может закупать у населения предметы религиозного культа. Документ этот пригодился, когда подозрительным скупщиком религиозного «хлама» заинтересовалась милиция.

Пожалуй, именно тогда Михаил Дмитриевич всерьез увлекся этой полузапрещенной стариной, ведь сам он тоже происходил из среды священников, пострадавших за веру. В числе приобретений этого периода – богатая коллекция литых миниатюр – старообрядческих крестов и икон, эмалевых и позолоченных, оставшихся от священника Мальцева. Миниатюр было столько, вспоминает Михаил Дмитриевич, что они заняли целое ведро.

На выставке сразу привлекает к себе внимание деревянный ящик с механической начинкой. Это не что иное, как музыкальная шкатулка, принадлежавшая помоздинскому купцу.

Устройство сломалось, и купец отдал его в починку священнику Михаилу Филаретовичу Вишерскому. Но отремонтировать шкатулку тот не успел – был арестован. А музыкальная вещица, всеми забытая, годами пылилась в чулане, пока ее там не обнаружил коллекционер.

Не менее драматична история деревянных скульптур из Усть-Куломской церкви, которые были спрятаны в глухой тайге от уничтожения большевиками. Верующие обратились за помощью к деду Михаила Игнатова, и тот схоронил «Богородицу» и «Зарни ань» в своей охотничьей избушке. Спустя много лет его внук отыскал эти уникальные образцы деревянной скульптуры.

Икону своего покровителя – «архистратига Михаила» Михаил Игнатов получил из рук известного поэта и писателя Игоря Губермана. Это был своего рода обмен: Губерману Игнатов подарил другую редкую и дорогую икону.

Самой же ценной в своем собрании коллекционер считает византийскую икону с инкрустацией из слоновой кости. Она попала в руки к его деду в ссылке от репрессированного старообрядца.

Галина ВЛАДИС
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_9518 IMG_9526 IMG_9508

Оставьте первый комментарий для "Спасенные предметы культа"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.