Ольга Осипова: «Нам нужны «качественные» чиновники»

24 мая в России отмечается день кадровика. По случаю этого праздника главный кадровик Коми – руководитель Управления государственной гражданской службы РК Ольга Осипова рассказала «Республике», как у нас в регионе решаются вопросы обеспечения грамотными специалистами органов власти, как можно вырастить «качественного» чиновника, а также – почему на госслужбе интереснее, чем в бизнесе.

1a

– В последние годы в Коми появилось очень много проектов, ориентированных на обеспечение госслужбы новыми кадрами. Есть кадровый резерв, есть проект «Стажер», проект наставничества, молодежное правительство, наконец. В то же время параллельно дан курс на сокращение числа госслужащих. В этом нет противоречия: искать новые кадры, в то время как старые нужно сокращать?

– Прежде всего нужно думать о качестве кадров. На государственной и муниципальной службе должны работать профессионалы. Поэтому мы заботимся о резерве, об обучении резерва, об отборе кадров, привлечении молодых специалистов. Если так можно выразиться, нам нужны «качественные» чиновники. Ведь тогда и государственные документы будут готовиться качественно, госуслуги оказываться качественно. И население будет больше доверять власти, понимая, что решения, которые она принимает, вырабатываются людьми, которые хорошо разбираются в этих вопросах, учитывают и требования законов, и интересы жителей региона. На это и направлены все вышеперечисленные проекты. Кроме того, не секрет, что кадровый голод в органах власти, несмотря на сокращение штатов, достаточно высокий. У нас в республике каждый год состав госслужащих меняется примерно на пятьсот человек – это четвертая часть от общего количества. Это очень высокий показатель текучести кадров. Постоянно приходят новые люди, и многие из них не имеют представлений ни о нормативной базе, ни о системе органов власти. В результате не все справляются, уходят, опять приходят новые. Даже в Сыктывкаре, где работает большинство госслужащих, ситуация непростая. А уж если говорить о муниципальных служащих в районах, то там еще больше проблем.

– На сайте управления госслужбы часто можно увидеть объявления о конкурсах на замещение той или иной вакантной должности. В то же время не раз слышала от людей, которые искали работу, что они находили такие объявления, начинали читать и… увидев «километровый» список требований, включающий в себя знание российской и региональной Конституции, ряда законов, перечень бумаг, которые нужно подать для участия в конкурсе, от идеи идти на госслужбу отказывались. Неужели отбор действительно такой жесткий и попасть на госслужбу так сложно?

–  Сложно или нет, однозначно сказать нельзя. В любом случае – надо пробовать. Что касается длинных списков, да, возможно,  нужно подумать над другой формой подачи, чтобы не отпугивать сразу претендентов. Но ведь требования к госслужащим действительно достаточно строгие, в том числе и к знанию законов. И правительству республики, как любому работодателю, хотелось бы, чтобы приходили специалисты, которые прямо с завтрашнего дня были готовы полностью включиться в процесс и полноценно работать. Существует некая «вилка»: с одной стороны, министры хотят получить грамотных специалистов, с другой стороны, не хотят тратить время на их обучение. Вот поэтому мы и запускаем такие проекты, как «Стажер» и «Молодежное правительство», чтобы вырастить специалистов, готовых к работе в органах власти, отвечающих всем требованиям.

– В таких проектах участвуют зачастую весьма амбициозные молодые люди, которые в будущем видят себя на высоких постах. Что будет, когда они поймут, что до этого им в тех же министерствах придется не меньше десяти лет проработать на рядовых должностях со скромными зарплатами?

– Я не устаю повторять: нигде больше нет таких амбициозных задач, какие решаются органами власти. Это управление республикой в той или иной сфере. Никакой бизнес, даже самый большой и прибыльный, таких амбициозных задач, как развитие региона или даже отдельно взятого муниципалитета, не решает. И таких знаний не приобретается нигде. Но есть, конечно, проблема, когда госслужащий действительно талантливый, думающий, приобретает навыки, знания, понимание управления, и его быстро переманивают в бизнес, с которым госслужба в плане зарплаты конкурировать не может.

Что касается ребят, которые сейчас пришли в молодежное правительство, я общалась с ними, и меня очень радует, что как раз их интересуют в первую очередь не деньги, а возможность профессионального роста. Они готовы работать за небольшую зарплату, учиться.

– А как сейчас обстоят дела с конкурсами на участие в различных проектах управления государственной гражданской службы? И какой реальный эффект от участия в таких проектах?

– Очень востребован проект «Стажер», там набор маленький, так что претендентов – шесть-семь человек на место. Сначала набор был поменьше, но сейчас проект постепенно «раскручивается», многие из выпускников хотят воспользоваться возможностью поработать несколько месяцев в разных министерствах, понять, что такое госслужба, и, возможно, в дальнейшем там остаться. Кстати, большинство и остается. Из прошлого выпуска «Стажера» в органы власти не пошел работать только один человек, понял, что это не для него.

Проект показал свою эффективность, так что сейчас муниципалитеты просят распространить этот проект на местные органы власти, потому что это действительно хорошая школа специалистов. Но для этого нужно будет вносить изменения в местные бюджеты, ведь стажерам по условиям проекта нужно платить зарплату.

Если говорить о конкурсе в кадровый резерв, то и здесь востребованность высокая, где-то 4-5 человек на место. Резервисты получают много знаний, работают как общественники, партнеры органов власти. Мы не рассматриваем такой вариант, что вот отработал очередной набор кадрового резерва и все, кто в нем участвовали, нашли работу в органах власти, а значит, это эффективный проект. Если они работают депутатами, в общественных организациях – это тоже очень хороший показатель, которого мы добиваемся. Если резервисты растут в профессиональном плане на своем рабочем месте – а таких случаев очень много – это тоже замечательно. Резервист стал успешным бизнесменом? Тоже хороший эффект – появились дополнительные налоги в бюджет, а этот бизнесмен знает, как взаимодействовать с органами власти.

Кадровых резервов на самом деле много – наши местные, федеральные, в которых мы также участвуем. В прошлом году началась реализация пилотного проекта по отраслевому кадровому резерву в отрасли физкультуры и спорта, с подбором кандидатур в различные учреждения. В муниципалитетах есть резервы по востребованным специальностям в отдельных отраслях, в частности в сфере ЖКХ, строительной отрасли. Интересный опыт в этом плане у Сыктывдинского района.

А самые популярные – это конкурсы на замещение руководящих должностей в органах власти. Вот туда приходит очень много народа! Бывает до десяти человек на место. Другое дело, что нередко большинство претендентов совершенно не готовы к работе, вообще не представляют, чем занимаются органы власти. Так что выбрать иногда и не из кого…

– Когда пошли повторные наборы в республиканский кадровый резерв, некоторые выпускники решили снова поступить, считая, что таким образом повысят свои шансы на хорошее трудоустройство. Много ли сейчас таких «повторников»?

– Их достаточно. Некоторые и в кадровом резерве учатся, и по президентской программе. Ограничений на участие у нас нет: поступайте столько раз, сколько хотите, но, откровенно говоря, большого смысла я в этом не вижу, хотя, конечно, учиться – никогда не лишне. Когда мы формируем кадровый резерв, кто-то в него попадает, кто-то нет, но в любом случае он оказывается в нашей базе. Так что при случае, когда требуется замещение вакантной должности, мы открываем «закрома Родины» и начинаем смотреть, кто бы на нее подошел. И предложение поучаствовать в конкурсе может поступить как резервисту, так и тому, кто в резерв в свое время не попал.

Резерв в первую очередь формируется на замещение должностей министров и заместителей министров, а высокая потребность у нас в рядовых должностях. Поэтому существует еще такая проблема, как разрыв в ожиданиях и предложениях.

– Кроме профессиональных знаний и умений, чиновникам еще важно уметь разговаривать с людьми нормальным языком, а не «птичьим», со сплошными канцеляризмами и цитатами из законов. Этому у нас потенциальных и действующих госслужащих учат?

– Да, поступало нам уже предложение от журналистов организовать для министров и их замов некие курсы по ораторскому искусству, научить правильно выступать по телевидению.

На самом деле грамотно говорить, доносить свои мысли до разной
аудитории, чтобы всем было понятно, мы госслужащих учим. Это не в обязательном порядке, но многие министры и их замы сами на это охотно идут. Уметь правильно общаться  с населением – это ведь очень важно, это влияет на то, как люди потом оценивают работу того или иного органа власти. Ежегодно управление заказывает проведение социологических опросов, чтобы понять, насколько население удовлетворено работой местных администраций, состоянием разных сфер жизнедеятельности региона – образования, здравоохранения и так далее. Оценивается и информационная открытость. И исходя из этого делаются выводы об эффективности работы того или иного органа власти, тех, кто эти учреждения возглавляет. Кстати, с этого года мы отдельно проводим и оценку деятельности органов социальной сферы по всем направлениям – от бытовых удобств для посетителей до все той же информационной открытости. Тут госслужба идет в ногу с бизнесом – оценивать кадры нужно не только по наличию образования и анкетным данным, но и по тому, что они реально делают на своем рабочем месте.

Беседовала Анна Потехина
Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Ольга Осипова: «Нам нужны «качественные» чиновники»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.