От Воркуты до Штутгарта

Концерт бывшего воркутинца, легендарного барда, автора-исполнителя Виктора Гагина прошел в понедельник в читальном зале Национальной библиотеки Коми. В этот вечер в зале яблоку негде было упасть, народу собралось так много, что, похоже, все библиотечные стулья были занесены сюда.

IMG_5441

Виктора Гагина, ныне проживающего в Штутгарте, не случайно называют патриархом авторской песни в Коми. Благодаря ему в начале 1980-х годов в Воркуте родился клуб авторской песни «Баллада», в котором за все время его существования побывали многие известные барды, как правило, приглашаемые на фестиваль «Апрелинка».

В девяностых семья Гагиных покинула Воркуту, перебравшись в Череповец, откуда спустя десять лет переехала на постоянное место жительства в Германию. С тех пор раз в два-три года бард неизменно устраивает российские гастроли, чтобы побывать в родной Воркуте, если удастся – в Сыктывкаре, с которым его связывает давняя дружба, Череповце и Москве, где проживают его дочь и внучки.

Зрителям Виктора Гагина как уникального человека и знатока русской поэзии представил его земляк, министр промышленности и транспорта Николай Герасимов, во многом благодаря которому и стал возможен концерт барда в Сыктывкаре.

Как всегда, свое выступление бывший воркутинец перемежал остротами, при этом серьезно представляя авторов и подшучивая над собой. Программа, представленная в библиотеке, называлась «А и Б» – это лишь часть огромной программы «От А до Я».

– В Германии есть город Карлсруэ. Название ни один нормальный человек выговорить не может, поэтому русские немцы называют его просто Кастрюлей. Два раза в год там проводятся фестивали, которые собирают по 5-7 тысяч жителей. Однажды в качестве свадебного генерала они пригласили и меня. Я думал, что же петь, и решил просто идти по алфавиту. Оказалось, это занятно. Одна только буква «А» оказалась такой насыщенной, что я на ней тогда и остановился, – объяснил он.

На самом деле в личном архиве барда собрались сотни авторов, которых он классифицировал по алфавиту. Пока огромную программу Виктор Гагин представляет только из авторов на А и Б, в Воркуте он представил практически всех из этого блока за почти трехчасовой концерт. Сыктывкарцам в этом плане повезло меньше: концерт в библиотеке был ограничен: всего полтора часа, поэтому ему пришлось несколько «секвестироваться», перескакивая через авторов.

– Евгений Агранович, череповчанин Толя Акишин, добровольно расставшийся с жизнью, не сумев встроиться в страшные 90-е, Сережа Алексеев, неожиданно переставший писать, Татьяна Алешина, Вера Астрова. Алешковского пропустим, это классика, вы его знаете, Анчарова в интернете послушаете, – листал Гагин огромный нотный том на пюпитре.
Песня саратовца Виктора Байрака про электриков послужила прямым поводом рассказать, что сам Виктор Гагин работает в Штутгарте именно по этой специальности и будет трудиться еще до самой пенсии, то есть до 67 лет.

На «Б» также были исполнены Игорь Белый, воркутинец Юрий Божко, Сергей Бальцев, Саша Бекназаров, а также хулиганистый Константин Беляев с песней про ассенизаторов и Виктор Берковский с драматичной песней «Варшавское гетто 43-го».

Изменив порядок программы, Гагин не мог не спеть и песни воркутинского автора, хулигана и сатирика Игоря Делова, философа и лирика Михаила Щербакова и любимого и в Сыктывкаре, и в Воркуте российского поэта Андрея Широглазова, неоднократно приезжавшего в Коми с концертами. Широглазов, никогда не бывавший в Штутгарте, но начитавшись о городе в интернете, написал о нем песню, посвятив ее Виктору Гагину.

Несмотря на ограниченное время концерта, бард тем не менее успел рассказать зрителям, что он посещает только русских врачей и почему за хорошим русским языком его «коллеги» ходят в синагогу и русскую православную общину – культурный центр Штутгарта.

– Не забуду, как одна мама рыдала на моем плече, когда ее родившаяся в Германии дочь без запинки спела «коленопреклоненный», это из песни Окуджавы «А молодой гусар…», – вспоминал автор-исполнитель.

В нарушение всех правил концерт закончился на пятнадцать минут позже, после чего зрители из бывших воркутинцев пытались хоть словечком обмолвиться с Виктором. По счастью, администрация библиотеки этому препятствовать не стала, хотя и до закрытия учреждения оставались считанные минуты.

О том, как складываются судьбы русских немцев и русскоязычных эмигрантов в Германии и почему Виктор Гагин, объявивший пять лет назад в интервью «Республике», что вернется жить в Россию, вдруг передумал, – читайте в ближайших номерах газеты.

Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "От Воркуты до Штутгарта"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.