Михаил Сизов: «Личность Католикова – уникальна»

????????????????????????????????????

Автором художественной биографии педагога стал журналист православной газеты «Вера» – «Эском» Михаил Сизов. Сейчас он живет и работает в Санкт-Петербурге. Специально для «Республики» автор рассказал подробности подготовки издания.

????????????????????????????????????

– Сложно ли было собрать материал для книги?

– Можно сказать, что у книги четыре источника. Это записанные мною рассказы людей, знавших Александра Александровича; газетный архив, собранный и сохраненный Лией Васильевной Плаксиной – вдовой Католикова; книги самого Католикова и самые разные источники, по которым воссоздавал реалии того времени, с конца сороковых по девяностые годы прошлого века. Авторского вымысла в книге почти нет, лишь некоторые сцены из детства и юности приходилось додумывать – на основе известных фактов. В целом жизнь Католикова настолько интересна, что повествование получилось художественным и без писательских фантазий. При этом надо признать, что книга-то авторская. Если бы ее писал другой человек, то и книга была бы другой. Но это неизбежно. Как понимаю, серия книг о знаменитых людях земли Коми должна быть яркой, востребованной, чтобы книги эти читались, в том числе молодежью, а не пылились на книжных полках. И тут без авторского, художественного подхода не обойтись. Главное – соблюсти баланс между документальностью и художественностью. Вот я и постарался это сделать.

Главный принцип, которого придерживался, – Католиков достоин того, чтобы писать о нем без украшательств. Он был очень ласков с детьми, но порой суров и жесток со взрослыми. Бывало, что ему приходилось извиняться перед коллегами. Нерадивых же воспитательниц детского дома он увольнял без разговоров. С ним было и легко, и тяжело работать, потому что жесткие требования к себе он распространял и на других, в том числе на близких людей. Поначалу в детском доме была большая кадровая текучка из-за его требовательности, но в итоге сформировался преданный делу коллектив, который сумел выстоять в сложные девяностые годы, когда месяцами приходилось работать без зарплаты. Так что его жесткость оказалась вполне оправданной. Также пришлось развеять некоторые пропагандистские мифы. Например, в советское время в центральных изданиях писали, что Католиков спас детей, вытащив их из автобуса, застрявшего на железнодорожном переезде, и сам при этом попал под поезд. Этот миф жив до сих пор. На самом деле никаких детей в автобусе не было. Зачем нужно было так приукрашивать? Хотели нарисовать образ подвижника. Но геройство Католикова было в другом. Он реально спасал детей, но это был каждодневный обыденный труд, без эпатажного героизма.

– Сколько времени продолжалась работа над книгой?

– В целом – полгода. Но из-за того, что это первая книга в серии, то были разные обсуждения, бюрократические проволочки, и окончательную дату выхода установили довольно поздно. Сроки оказались очень жесткие, ну просто нереальные. Мне так и говорили, когда я собирал материал: «А когда книга должна выйти? Что?! Ну это нереально». Но схожий опыт у меня уже имелся: когда делал книгу об Анании Размыслове для Коми книжного издательства, то сроки были еще меньше. В общем, когда остался месяц до сдачи, я взял на работе отпуск, родных своих отправил к родственникам и весь месяц почти не выходил из дома. Только в магазин выбегал. Честно скажу: работал с удовольствием, все глубже и глубже погружаясь в судьбу удивительного человека и в те времена, которые частично сам я застал. Словно на машине времени вернулся в прошлое.

– Помимо бюрократических проволочек, в чем еще возникали сложности?

– Сложности были технические. Приходилось вручную сканировать гору газетных публикаций и различных записей, потом по крупицам отбирать факты, систематизировать, сравнивать с фактами из других источников. Занимался этим целый месяц. Встречались разночтения, в том числе в устных рассказах. Например, по-разному вспоминают о том, как Католиков на Соловках принимал крещение. Один вспоминает, что Александр Александрович во время богослужения попросил у священника разрешения присесть на стул, поскольку у него были больные ноги. Другой вспоминает, что Католиков ни разу не присел, выдержал на волевых и что его с двух сторон поддерживали воспитанники. Вроде бы все это не важно, но из таких мелочей и составляется образ человека. Я, кстати, в повествовании использовал оба воспоминания – пусть читатель сам решает, как было на самом деле.

– Кто помогал в сборе материала?

– Поиски свои я начал со встречи с Галиной Васильевной Бутыревой и затем с Людмилой Михайловной Дымовой, главным помощником Католикова в создании интернатского агрокомплекса. Она и рассказала много, и помогла с другими людьми встретиться. Также очень помог сын Католикова – Виктор Александрович. Без его рассказов, уточнений фактов книга бы не состоялась.

– Какие открытия вы сделали для себя во время работы над книгой?

– О Католикове я много знал и прежде. Но пока работал над книгой, понял одну вещь. Его личность, конечно, уникальна. Но в Сыктывкаре, например, одновременно с ним работал с детьми Валентин Лаврович Балашов, которого тоже можно причислить к продолжателям дела Макаренко. Из уличных хулиганов он делал ответственных, образованных людей, которые позже много пользы принесли республике. И Католиков, и Балашов были родом из пятидесятых-шестидесятых годов. Это особое поколение, которое верило в будущее нашей страны и работало на износ. Если бы оно и сейчас было в строю, то Россия шагала бы вперед семимильными шагами. Также многое я понял, когда выяснял, у кого учился Католиков. Открылись замечательные подробности того, как директор детдома относился к власти во времена Ельцина, как он отказался от ордена, который должен был вручить ему Борис Николаевич накануне президентских выборов 1996 года. Авторитет Католикова пытались использовать разные люди. Вся эта катавасия, связанная с выборами, и подкосила окончательно директора детдома и депутата Верховного Совета. Из жизни он ушел перед самыми выборами, словно не пожелав участвовать во всем этом. У Католикова было большое сердце – он переживал не только за детей-лишенцев, но и за всю страну.

Артур АРТЕЕВ
Фото автора и из личного архива Михаила СИЗОВА

Оставьте первый комментарий для "Михаил Сизов: «Личность Католикова – уникальна»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.