Ольга Муллаянова: «Если мы не поддержим предпринимателей в кризис, то кто о них позаботится?»

За два года работы Сыктывкарского городского центра инноваций и предпринимательства в него обратилось более трех с половиной тысяч человек. В свое время организация была создана специально для поддержки тех, кто только делает первые шаги в бизнесе, и тех, кто крепко стоит на ногах. О том, какие формы поддержки предусмотрены для предпринимателей столицы Коми, в интервью «Республике» рассказала директор центра Ольга Муллаянова.

IMG_0366 Муллаянова

– Что конкретно входит в функционал центра?

– Наш центр был открыт в рамках муниципальной программы развития Сыктывкара, которая среди прочих направлений предусматривает поддержку малого и среднего бизнеса. К нам может обратиться любой предприниматель – как начинающий, так и опытный. И число обращений растет. Если в 2014 году к нам обратились порядка 1600 предпринимателей, то в 2015-м – уже около 1900. Обратившиеся могут получить здесь консультационную поддержку по всем вопросам, в том числе и по вопросам субсидирования, налогообложения.

Юрисконсульт поможет разобраться в юридических тонкостях и правильно оформить документацию.

Кроме того, мы организуем учебу для желающих стать предпринимателями, знакомим их с азами менеджмента, маркетинга, бухучета, налогообложения, с правовыми основами. В ходе обучения большое внимание уделяется занятиям с психологом. Потому что человек, решивший заняться своим бизнесом, должен понимать всю степень личной ответственности. Надо сказать, что понимают это не все, потому что после тренингов многие отсеиваются и решают повременить с открытием своего дела.

– Что их так пугает? И какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы добиться успеха в своем бизнесе?

– Мы проводим тренинги погружения, когда создается конфликтная ситуация, которую необходимо разрешить. После таких тренингов некоторые подходят и говорят: «Давайте мы еще наберемся опыта, созреем. А пока чувствуем, что не сможем открыть собственное дело». Такие тренинги – возможность, так сказать, на берегу понять, стоит ли отправляться в свободное плавание. Поэтому некоторый отсев в ходе учебы я считаю не минусом в нашей работе, а заслугой. Потому что, если качественно подготовить предпринимателя, мы можем потом спокойно его вести: он будет уже готов к каким-то подводным камням. Мы не только читаем лекции, а приглашаем на встречи успешных предпринимателей, сумевших построить многомиллионный бизнес. В октябре, например, был известный бизнес-тренер Игорь Бакалинский. Он провел учебу как для наших учеников, так и для всех желающих. Люди от него выходили с круглыми глазами. По их словам, до этой встречи они были в тупике, не знали, что дальше делать: развиваться, приостановить бизнес, взять кредит? А после его лекций все как-то само по полочкам улеглось. Потому что успешные бизнесмены имеют опыт выживания в разных условиях. После обучения наши ученики получают свидетельство государственного образца, которое потом могут предъявить для получения финансовой поддержки на возмещение затрат на открытие своего дела.

– На какие виды субсидий может рассчитывать предприниматель, обратившись к вам?

– Первый вид субсидии предусмотрен на открытие своего дела в размере 500 тысяч рублей. Сумма может быть меньше, но не больше. Обычно за этой поддержкой обращаются те, кто прошел у нас обучение, защитил бизнес-проект. При этом человек должен иметь не меньше 15 процентов собственных средств.

– Это немалые суммы, но при этом, наверное, есть риск, что предприниматель не потянет этот бизнес?

– Потому и существует защита бизнес-проекта, чтобы члены комиссии могли убедиться в том, что человек все просчитал и знает, за что берется. Муниципалитет ждет от новых видов бизнеса бюджетного эффекта, а это в первую очередь новые рабочие места, новые налоговые поступления в бюджет.

Следующий вид субсидирования рассчитан на тех, кто уже имеет свой бизнес. Они могут рассчитывать на возмещение затрат по договору финансовой аренды, в том числе лизинг. Мы возвращаем первоначальный взнос, который предприниматель внес за покупку оборудования в лизинг. Я думаю, это большая помощь для бизнеса. Те, кто обращаются за поддержкой и получают положительный результат, придут еще раз.

В этом году мы ввели еще одну новую программу – возмещение затрат на приобретение и модернизацию оборудования. Например, предпринимателю нужно заменить станок. Он приобретает его на собственные деньги. А потом после предъявления необходимых документов мы можем вернуть ему 50 процентов от стоимости.

Последний вид субсидий – возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов.

Я считаю, что это немалая сумма: предприниматель может получить до одного миллиона рублей в год. Но стоит уточнить: мы возвращаем проценты только за текущий год. Какие документы нужны для получения субсидий, можно узнать у нас на сайте. Всю информацию можно также получить, придя к нам в центр.

Вся поддержка осуществляется на условиях софинансирования: 20 процентов своих денег закладывает муниципалитет в местный бюджет, а 80 процентов – софинансирование республиканского и федерального бюджетов. Чем больше мы заложим муниципальных денег, тем больше получим республиканских и федеральных. В 2015 году 64 субъекта получили у нас финансовую поддержку. Я считаю, что это хороший результат.

Многие предприниматели вообще не знали, что существуют такие виды субсидирования. А мы не только не уменьшаем эту поддержку, но и увеличиваем ее постоянно. Если мы еще и в кризис не поддержим бизнес, то кто о них позаботится?

– Защита предпринимателей в сложных экономических условиях – очень важное дело. А вот могут ли рассчитывать на защиту своих прав те, кто у них работает? Ведь не так уж редки случаи, когда предприниматели грешат задержками зарплаты, выдачей ее в конвертах либо вообще платят своим работникам очень мало.

– На базе нашего центра проводятся координационный совет по малому и среднему предпринимательству, комиссия по субсидированию, а также комиссия по неформальной занятости и серой заработной плате. Вопросы, которые решаются на этой комиссии, находятся на контроле у врио главы республики. Проводим мы ее в центре, потому что не каждый предприниматель пойдет в администрацию города, а к нам они приходят, как к себе домой. Мы никого здесь не штрафуем и пальчиком не грозим. Просто интересуемся, почему они платят своим работникам зарплату ниже МРОТ, какие проблемы мешают им платить хорошую зарплату. В минувшем году через эту комиссию прошли более 1200 предпринимателей.

Кому-то мы помогли субсидией, кому-то консультацией… Кроме того, мы тесно сотрудничаем с инспекцией труда, чтобы предприниматели не нарушали права работника и не замещали трудовой договор договором гражданско-правового характера. В общем, мы защищаем не только права самих предпринимателей, но и их работников.

– Ваш центр участвует также в организации ярмарок и выставок товаров. Что именно входит в ваши обязанности по организации этих мероприятий?

– В уставе у нас прописано, что мы имеем право заниматься предпринимательской деятельностью, мы помогаем предпринимателям в организации ярмарок и выставок. А именно: это ярмарки и все общегородские мероприятия с организацией торговли для наших фермеров и заготовителей. Предпринимателям предоставляется возможность познакомить покупателей со своей продукцией и реализовать ее. Причем от нас требуется не просто собрать участников. Мы берем на себя многие организационные вопросы, это и подготовка всей соответствующей документации с соблюдением всех требований Роспотребнадзора, и уведомление всех ответственных органов, уборка территории, электроподключение, рекламное сопровождение мероприятия, а также организация культурной программы, ведь покупателей нужно привлекать, иначе как потребитель узнает продавца?

В наших ближайших планах – организация центра ремесел. Его открытие планируется в здании бывшего торгового центра по улице Орджоникидзе, 50. Столичная администрация передала это здание нашему центру. Сейчас там ведутся ремонтные работы. Почему мы приняли такое решение? Потому что ремесленники сегодня оказались незащищенным слоем предпринимателей.

– Если продукция ремесленников никому не нужна, может, тогда и не стоит идти в этот бизнес?

– Ну почему же не нужна? Просто их никто не поддерживает, не координирует их работу. Под многие программы они не попадают и потому не хотят регистрироваться как ИП. Мы с центром культурных инициатив «Югор» проводим большую совместную работу по их поддержке. Недавно провели ярмарку «Винтажный Сыктывкар». В перспективе мы хотим вывести их в официальный пласт, чтобы они могли регистрироваться как индивидуальные предприниматели, выставляли свой товар. После ремонта здания восемь помещений первого этажа будут предоставлены тем ремесленникам, которые официально зарегистрируются. Там же они могут заниматься творчеством. Любой желающий сможет что-то у них заказать, принять участие в мастер-классе и т.д. Тем самым мы покажем другим, что это и востребовано, и прибыльно. В прошлом году мы уже подготовили порядок выдачи субсидий ремесленникам на сырье, на оборудование. Если бы не такое тяжелое положение бюджета, деньги в этом году уже были бы. Надеюсь, на следующий год что-то будет выделено и на эти нужды.

– За какие виды бизнеса предпочитают браться начинающие предприниматели в условиях экономического кризиса?

– В 2015 году начинающие предприниматели представляли членам жюри свои проекты в самых разных сферах – от аптечного бизнеса до инновационного протезирования зубов. Были востребованы сфера услуг, индустрия красоты, сфера развлечений, общепит, развивающие детские программы, спутниковый мониторинг и строительство.

– К примеру, к вам обратился предприниматель, который в условиях кризиса балансирует на грани выживания. Могли бы вы оказать ему какую-то реальную помощь в этой ситуации?

– Конечно, мы пригласим его на тренинги успешности. Во-вторых, обязательно проконсультируем. Может, у него есть какие-то административные барьеры. Если это торговый бизнес, то мы предлагаем выходить на ярмарки, чтобы продвигать свой товар. Иногда подыскиваем под аренду муниципальные площади, которые дешевле. Но в целом мы же не венчурный фонд, мы не всесильны. Сейчас приоритетная сфера бизнеса – производство, сельское хозяйство, сфера услуг, в том числе социальный бизнес. Такому предпринимательству мы всегда готовы помочь.

И еще хочу отметить: наша задача – это направить предпринимателя, поддержать, подсказать возможные пути развития или пути выхода из непростой ситуации, но мы не можем решить за него, какой проект стоит открывать.

Беседовала Галина ГАЕВА
Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Ольга Муллаянова: «Если мы не поддержим предпринимателей в кризис, то кто о них позаботится?»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.