Катастрофа или стимул к действию?

Как выживают сыктывкарские предприниматели в сложных экономических условиях

В связи с нестабильной экономической ситуацией сегодня многие, даже крупные, предприятия переживают кризис. Особенно непросто приходится малому и среднему бизнесу: многие вынуждены закрываться, о чем свидетельствуют вывески «Распродажа в связи с ликвидацией» и опустевшие площади, на которых еще недавно располагались небольшие магазины. О том, что приходится преодолевать предпринимателям Сыктывкара в условиях экономического кризиса, узнавала корреспондент «Республики».

Lw7UMXRRJKs


За счет падения доходов

Специалисты утверждают, что одна из самых жизнестойких в трудные времена отраслей предпринимательства – сфера услуг. Трудно представить, что должно случиться, чтобы современный человек позволил себе обрасти волосами, одеться в рубище или сам начал перетаскивать на себе грузы. А уж стремление женщин быть красивыми столь велико, что деньги на улучшение своей внешности они найдут, даже если придется ради этого поголодать. Однако, как выяснилось, и в этой сфере сегодня все не так просто.

– Клиенты у нас есть, не жалуемся, хотя, конечно, часть отсеялась, – рассказала хозяйка одного из столичных парикмахерских салонов. – В основном мы делаем прически и макияж, и поэтому летом, когда наступает свадебный сезон, заказов бывает больше. А зимой основная часть работников уходит в отпуска. Некоторые наши специалисты работают на два салона – зарабатывать как-то надо. Услуги у нас, конечно, не дешевые. Если в самом начале визит к нам клиенту обходился в среднем в одну тысячу рублей, то сегодня средний чек обходится в 2,5 тысячи. Не хочу драматизировать ситуацию, в целом мы пока держимся на плаву.

Владелец еще одного известного в Сыктывкаре салона перманентного макияжа Алексей тоже говорит, что клиентов у них не убавилось. В салоне, помимо перманентного макияжа, предлагают различные косметические процедуры. Как правило, в таких заведениях – постоянный контингент клиентов. Ведь женщины, привыкшие регулярно посещать косметолога, уже вряд ли откажутся от этого удовольствия и все равно выкроят на это сумму хотя бы раз в месяц. Кроме того, они предпочитают иметь своего постоянного косметолога. Однако удерживать клиентов Алексею удается за счет сдерживания цен на услуги. Это в то время как с ростом доллара вся косметика подорожала в два раза, а работают в салоне на дорогой косметике известных фирм, которая и раньше-то была недешева. В среднем одно посещение косметолога обходится примерно в две тысячи, а цены на перманентный макияж – от пяти тысяч рублей. Если поднять цены в два раза, то это сразу распугает всех клиентов.

– Клиентов мы сохранили, но доходы, конечно, уже не те, – говорит Алексей. – Зарплату своим сотрудникам мы оставили на прежнем уровне и выплачиваем регулярно. А вот с выплатой налогов пошли задержки. Что касается арендной платы, это, конечно, всегда серьезная статья расходов, но все же не настолько, чтобы опускать руки.

Алексея вполне можно отнести к успешным предпринимателям. Он не стоит на месте, пробует себя в новых видах бизнеса. В минувшем году открыл столовую. И вроде бы место для нее выбрал неплохое, оживленное, но столовая просуществовала недолго. Через полгода ее пришлось закрыть.

– Держать столовую стало нерентабельно, – объясняет предприниматель. – Оптовики так подняли цены на продукты, что дешевле их в магазинах покупать.

Слабое звено

Как выяснилось, в условиях кризиса общепит оказался наиболее уязвимой сферой бизнеса. Как пояснил «Республике» владелец одной из столичных пиццерий Андрей, игроков в этом виде бизнеса много, поэтому поднимать цены даже на фоне растущих закупочных цен нерентабельно – просто потеряешь клиентов. В заведении Андрея готовят пиццу, выпечку и обеды с доставкой. По словам хозяина заведения, те, кто имеет деньги на расширение бизнеса, может организовать службу доставки и своими ценами привлечь клиентов:

– Но что в такой ситуации делать тем, у кого этих денег нет, и поднять цены в условиях жесткой конкуренции невозможно? Вот они и стали закрываться. Кризис начал давать о себе знать уже с февраля 2015 года, за это время цены на продукты выросли в два раза, а покупательная способность людей заметно упала. Доллар скакнул до 80 рублей, а зарплаты остались прежними, соответственно люди стали более продуманно подходить к своим расходам. Конечно, продукты покупают по-прежнему, но на удовольствиях уже экономят: подумают, прежде чем заказать на дом пиццу или суши.

По словам Андрея, если по пицце оборот у него особо не изменился, то с выпечкой возникли проблемы:

– Заметный удар по моему бизнесу был нанесен в результате закрытия сети «Ассорти», через магазины которой мы реализовывали свою продукцию. Реализация выпечки через «Ассорти» давала нам по полмиллиона рублей в месяц. Сейчас в Сыктывкар заходят новые большие торговые сети. Конечно, у них масса своих наработанных каналов и работать с местным производителем они не горят желанием. Я знаю, что продукция совхоза «Пригородный» тоже была завязана на «Ассорти», да и многие другие местные товаропроизводители с ними сотрудничали. И вообще, если говорить о торговых сетях, пришедших в город, то они «убили» не только местных производителей, но и маленькие магазины, которые раньше были почти в каждом многоквартирном доме.

На вопрос, за счет чего Андрей намерен вытаскивать свой бизнес, он отвечает, что у него есть пара идей, которые не хочет озвучивать, чтобы конкуренты не воспользовались. Есть ли смысл держать сегодня такие площади, как в его кафе? Есть, но на хорошем месте, с концентрацией офисных зданий, либо где-то в промышленной зоне, где нет предприятий, предоставляющих услуги общественного питания. И чтобы проходимость была не менее 150 человек в день. И то это только чтобы держаться на плаву. По словам Андрея, работает он пока не в минусе, но в режиме выживания. Если так пойдет дальше, то предприятие придется банкротить и снова организовываться.

Что касается стоимости аренды, то, по словам предпринимателя, это решаемая проблема, так как аренда в городе не повысилась, а понизилась. Арендодатели тоже хотят выживать и вынуждены идти на уступки и снижать цены. Пугает другое: ходят слухи, что скоро будет отменена «вмененка». И если ужесточат систему налогообложения, это будет для многих катастрофой.

Клиентам не до жиру

Сыктывкарка Ольга имеет свой магазин женской одежды. У нее свои постоянные покупатели, так как ее товар к разряду ширпотреба не отнесешь, вещи – стильные, и модницы могут быть уверены, что не увидят такую же вещь еще на сотнях других горожанок. Тем не менее Ольга утверждает, что, если бы ей сейчас пришлось открывать бизнес, торговлю одеждой она бы точно не рассматривала как вариант.

– В период кризиса – это одна из самых уязвимых сфер, – говорит она. – Люди предпочитают не тратить деньги на новую одежду. Сегодня ведь нет того, что было во времена наших мам и бабушек, когда было одно платье на выход и одна пара обуви на сезон. Сегодня, как правило, у всех в гардеробе есть большой запас одежды на разные случаи жизни. И женщины просто отказывают себе в обновках, полагая, что это сейчас не самое важное.

Еще до начала кризиса Ольга выкупила помещение под свой магазин: аренда площадей в одном из наиболее оживленных торговых центров города обходилась ей в 140 тысяч рублей ежемесячно. А вот многие ее знакомые предприниматели вынуждены были закрыть свои магазины с наступлением кризиса, так как из-за падения продаж не справлялись с арендной платой и налогами. По словам предпринимательницы, сегодня выживают те, кто успел как-то подготовиться, обеспечить себе подушку безопасности.

В то же время серьезные проблемы возникли у тех, кто закупал товар в Турции, так как появились большие сложности с выездом в эту страну и с доставкой грузов оттуда.

Кроме того, с ростом доллара в два раза, возросла и закупочная стоимость товара. Но чтобы не потерять клиентов, цены приходится держать на прежнем уровне.

– Не скажу, что приходится работать в убыток, но нынешнее положение можно назвать балансированием на грани выживания, – подытожила Ольга.

Не лучше ситуация и в сфере производства мебели. По словам предпринимателя Сергея, тенденция к упадку производства резко стала обозначаться минувшей осенью. Число заказов резко упало. Это при том, что материал заметно не подорожал, так как в основном материалы – местного производства и все мебельщики держат цены на прежнем уровне, а некоторые даже снижают, пытаясь переманить клиентов. Правда, заметно подорожала фурнитура, так как она вся импортного производства.

– Сотрудники сидят без работы. В феврале пришлось одну бригаду отправить во внеплановый отпуск. Что будет дальше, неизвестно. Вряд ли к лету покупатели активизируются – кризис-то только набирает обороты, – говорит Сергей.

Нет повода для пессимизма

К счастью, не все предприниматели впадают в уныние. Есть и такие, кто смотрит в будущее с оптимизмом. Сыктывкарец Дмитрий в бизнесе уже десять лет. Его фирма занимается ремонтом бытовой техники и сантехническими работами – заменой труб, установкой водонагревателей, стиральных и посудомоечных машин. По словам мужчины, экономический кризис его совсем не пугает. Он уверен, что люди, которые умеют работать и что-то делать своими руками, в любые времена могут ни о чем не переживать, потому что хороший специалист всегда и всем нужен.

– Ведь что такое экономический кризис у нас в России? – рассуждает он. – Это переизбыток тех людей, которые работали мало, а зарабатывали много за счет тех, кто действительно работал, но на маленькую зарплату. Просто масса тех, кто предпочитал зарабатывать не напрягаясь, перевалила за критическую отметку. Далеко за примером ходить не надо: вы посмотрите, что сейчас в сфере строительства творится. Подрядная организация выигрывает конкурс, а для реального выполнения работ нанимает субподрядчика. В итоге один работает, а сверху еще трое сидят и «навариваются» на его работе.

Под офис Дмитрий арендует помещения в одном из наиболее востребованных офисных зданий в центре города. Поскольку всю предназначенную для ремонта бытовую технику привозят в фирму, то арендует он совсем не маленький кабинетик. По словам предпринимателя, на аренду цены не выросли. Более того, владелец здания даже готов идти навстречу арендаторам и снижать цены. У многих сегодня есть долги за аренду, но хозяин готов ждать, понимая, что это лучше, чем потерять человека, который уже давно снимает у него помещения.

Дмитрий уверяет, что сейчас его фирма живет ничуть не хуже, чем до кризиса, а в чем-то даже лучше. Ведь раньше люди легче расставались с деньгами и, если у них ломалась бытовая техника, шли в магазин и покупали новую. Сейчас народ стал бережливее, да и цены на бытовую технику заметно выросли, и, следовательно, возросло число заказов на ремонт. Конечно, выросли и цены на запчасти, но, по словам Дмитрия, 10-15 процентов – это некритично, эту сумму они закладывают в сумму ремонта. Есть запчасти, которые очень резко вздорожали. По большей части таких известных фирм, как Samsung или Bosch. Но как только эти фирмы подняли цены на свои запчасти, китайцы тут же начали штамповать их аналоги, вполне приличного качества, но намного дешевле.

Еще один плюс, который отмечает Дмитрий в работе своей фирмы, это то, что его работники перестали отказываться от дешевых заказов.

– Если раньше каждый считал себя высокопрофессиональным работником и на дешевые заказы ходить не очень-то хотел, то сейчас гонора у людей поубавилось, и они готовы выполнять даже не очень высокооплачиваемую работу. Вообще, впадать в депрессию не вижу причин, – говорит предприниматель. – Как говорил герой Булгакова профессор Преображенский:

«Разруха не в клозетах, а в головах». То же можно сказать и о кризисе. Для человека думающего это только стимул к пересмотру прежних ценностей, выход из застоя.

Галина ГАЕВА

Оставьте первый комментарий для "Катастрофа или стимул к действию?"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.