Путь от варежки до 3D-обработки

Векторы счастья художницы, дизайнера и фрезеровщицы Наталии Бережной

С Наталией Бережной и ее удивительной мастерской резного декора, которая находится в одном из самых живописных уголков предместья Сыктывкара – в местечке Лемъю, удалось познакомиться во время международного пленэра визуальных искусств, проекта художников и музыкантов «Клюква». Наталия не была участницей проекта, но предоставила уголок своей мастерской девчонкам-прикладникам, работы которых требовали определенных производственных условий. Хрупкая хозяйка мастерской оказалась не просто гостеприимным человеком, но и удивительно цельной личностью, которая, кажется, без труда управляется и со своей большой семьей, и с «брутальным» производственным оборудованием, при помощи которого рождаются любопытные и порой очень изящные вещицы.

 

IMG_1082

Научить радости

Бывает, что в человеческой судьбе все шаги складываются со временем в общую гармоничную картину, как складывается из пазлов картина. И тут очень важен любой посыл, полученный либо в детстве, либо на пути становления, была бы, как говорится, почва благодатной. Если бы знали наши бабушки, как отзовется далее в их внучках первый рисунок, первые связанные под их руководством носки или варежки.

Семья Наталии Бережной жила в Летке Прилузского района. Ее бабушки – Мария Ивановна, мастерица по узорному вязанию, и Антонина Степановна, умеющая шить и прясть, – не только научили внучку текстильным премудростям. Отмечая ее первые успехи, они вложили в нее, пожалуй, самое главное: и сам процесс труда, и, безусловно, его результат должны приносить радость. А когда труд несет радость, тогда и зарождается посыл для творчества.

Первое образование – педагог изобразительного искусства и черчения – Наталия получила в сыктывкарском педагогическом колледже №1 и там же обрела навыки по обработке бересты и работе с деревом. Но этого казалось мало, и от центра занятости она дополнительно выучилась на мастера по лозоплетению, пройдя полугодовые курсы, которые в училище села Ношуль проводили специалисты кировской фабрики «Умелец».

Какое-то время Наталия с мужем и первенцем проживали в Объячево, где она вела кружок лозоплетения в Центре изобразительного искусства. Но жажда творчества не давала покоя художнице, ей хотелось большего. По счастью, в Сыктывкарском университете к тому времени открылся факультет искусств, и молодая семья решила переехать в столицу. Когда Наталия поступала на отделение дизайна, ее преподаватель по колледжу Сергей Бочаров был весьма удивлен: «Ты же прикладник, зачем тебе дизайн?»

Но прикладники больше связаны с практикой, с ручным трудом, а Наталии, помимо того, хотелось новых знаний, знакомства с компьютерными технологиями, которые могли бы вывести ее в совершенно иную творческо-производственную сферу.

В Сыктывкаре семейству приходилось крутиться как белке в колесе: учеба мамы на дневном отделении, маленький ребенок, жизнь на одну зарплату супруга. Надо было обладать большим запасом прочности и дерзновенной надежды, чтобы не бросить все, не повернуть стопы на малую родину – под родительское крыло. Параллельно с учебой Наталия работала в кружках, обучая росписи по дереву, а в 2004-м семейство, взяв кредит, обзавелось собственным жильем – квартирой в Верхней Максаковке под Сыктывкаром. Вот тогда действительно на несколько лет пришлось затянуть пояса.

Художнице очень повезло и с курсом, и с преподавателями. Евгений Шадрин, Леонид Федосов – это те педагоги, во многом благодаря которым становился на ноги факультет искусств Сыктывкарского университета. С их легкой руки в том числе и выпорхнул тогда из стен вуза самый «звездный» выпуск: Игорь Попов – ныне известный московский художник, Тарас Геш – художник-виджей – оба неумолимые креативщики и авторы многочисленных проектов, да и многие другие талантливые личности.

За время учебы будущие дизайнеры поучаствовали в нескольких проектах города, создав в графическом решении целый блок социальной рекламы, которую, кстати, до сих пор можно увидеть, например, на стендах возле столичного бассейна.

С рождением второго ребенка семейство Бережных с помощью материнского капитала закрыло кредит, а у дипломированного дизайнера «выросли крылья».

Новый поворот

Участь большинства выпускников факультета искусств, в частности специалистов по средовому и по графическому дизайну, незавидная. Ни Сыктывкар, ни другие города республики до сих пор так ничего по большому счету и не смогли предложить молодым и дерзким «средовикам», которые могли бы заполнить тот малый архитектурный формат благоустройства, который и делает город городом. Разбегаются по рекламным компаниям и дизайнеры-графики. Разбегаются, недолго покочевав из фирмы в фирму, разъезжаются в поисках лучшей доли по столицам или более крупным городам.

Наталия была в декрете с третьим сыном, когда текстильная компания, где она работала менеджером отдела продаж, сообщила ей о ликвидации ее должности. Работа эта, по признанию собеседницы, удовольствия не доставляла, и если потеря заработка для кого-то была горем, то известие о сокращении ставки ее, скорее, обрадовало. Да и наработанный в компании опыт все-таки потом пригодился сполна.

Рассудив, что ничего не бывает случайным, новоиспеченный дизайнер отправилась учиться на курсы в бизнес-инкубатор, результатом окончания которых стал бизнес-проект. Пока молодая мама находилась в отпуске по уходу за вторым сыном, она умудрилась параллельно посещать мастер-классы по шитью и валянию из шерсти. Познакомилась при этом со многими мастерами того или иного профиля. Тем не менее к моменту, когда реально встал вопрос, чем ей заниматься по жизни дальше, поняла, что многие ниши уже заняты и нужно открывать именно свое дело, собрав воедино и используя все знания и навыки. И это «свое дело» так или иначе должно быть связано с графическим дизайном, но в производственном формате.

Поэтому бизнес-проект был направлен на то, чтобы сразу закупить оборудование, нужно лишь было понять, какой именно станок для обработки материала ей нужен: лазерный или фрезерный. Со временем, изучив все тонкости вопроса в интернете, Наталия пришла к решению, что необходим фрезерный. Гранта на поддержку индивидуального предпринимателя и начало развития дела – 300 тысяч рублей от администрации города – хватало на половину стоимости станка, фрезы, оплату дороги и работы наладчика из Новосибирска, которого Наталия нашла на соответствующем форуме в интернете. Все остальное сопутствующее оборудование – рейсмус для подготовки дерева, торцовая пила, печка для обогрева мастерской и т.д. приобретались на свои средства.

Кто ищет, тот найдет
Фрезерный китайский станок с программным управлением шел из Владивостока около четырех месяцев, а за это время нужно было срочно найти помещение под мастерскую. На удивление, дело это оказалось весьма непростым. Пустующих, заброшенных помещений, в том числе и не частных, оказалось немало. Но при ближайшем знакомстве выяснялось, что они либо уже скинуты с баланса, либо с ними творилась вообще полная неразбериха. Несколько раз удача выпархивала буквально из рук. Казалось бы, так идеально подходило оставшееся помещение от больницы в Максаковке: бетонные полы, электричество с подводкой, вода, отопление и т.д. Но в конечном итоге так и не выяснилось, кто несет ответственность за эти площади. История повторилась и с подвальными помещениями от бывшей аптеки в соседнем поселке Краснозатонский. В этих оборудованных подвалах, как говорит Наталия, можно заблудиться, такие там площади.

А домик в живописном Лемъю Наташа нашла почти случайно. Да и смешно было тогда сказать – домик. Кирпичная коробка, на которой росли деревья – без крыши, окон и полов. Она вообще приехала сюда смотреть совсем иной вариант, причем не отдельную площадь, а помещение в доме, но увидев эту самую коробку, поняла: это то, что нужно, да и шумный станок опять же не будет никого тревожить. Арендодатель согласился на ремонт: залил полы, постелил кровлю, поставил окна.

Сегодня художник-предприниматель считает, что лучшего места ей было и не найти. Здесь несколько безусловных плюсов и в их числе – близость платного пляжа, на который и летом, и зимой группами приезжают отдыхающие. Летом – купаться, зимой – кататься на снегоходах. А значит, можно оборудовать часть мастерской под помещение для проведения совершенно разных мастер-классов, хоть по технике валяния, хоть по декорированию, хоть по вязанию, благо Наталия и сама всем этим владеет, и друзей-мастериц у нее немало. Сегодня «чистое», как говорит хозяйка мастерской, помещение под эту идею почти готово.

Но главное ее детище все же – производственная мастерская, где стоит фрезерный станок с числовым программным управлением. Этот красавец служит не только для деревообработки, но и для раскроя пластика и пенопласта.

Как работает станок? Если говорить упрощенно, выглядит это так. Сначала в компьютере в векторном формате рисуется само изделие, затем вводится управляющая программа, где задается глубина фрезы в соответствии с высотой материала. Готовая программа списывается на обычную флешку, которая вставляется в контроллер – пульт управления станком. Максимальная глубина работы фрезы, которая, естественно, для каждого материала своя, как для пенопласта, так  и для дерева, – восемь сантиметров.

С работой на станке и сходятся все знания и навыки Наталии: точечное мышление и логика чертежа, выверенного до миллиметра, дизайн и владение компьютерной графикой.
Конечно, возможностей у станка гораздо больше, но мастер в самом начале пути. Пока ее работы – это «полуфабрикаты», заготовки для сувенирной продукции, которые доводятся до ума вручную. Первую «массовую» продукцию Наталия подготовила к Кубку мира по лыжным гонкам. Это был симпатичный олень на лыжах с надписью «Я из Коми». Фигурка животного состоит из нескольких вырезанных станком пластинок, которые нужно вручную склеивать, вручную «ставить» сохатого на лыжи, также вырезанные на станке, красить и т.д. Так готовится практически каждый сувенир, а станок – это всего лишь выкройка, так что довести изделие до ума, чтобы появился добротный продукт – это ручной кропотливый труд.

Олень пришелся по душе как русским спортсменам, так и иностранцам. Он и сегодня в большой популярности и на ярмарках, и на различных народных праздниках.
Вообще, лыжи – особая любовь Наталии. Еще живя в Летке, она защищала честь района на республиканских соревнованиях на приз Раисы Сметаниной. Даже символ года – большую обезьянку, вырезанную из пенопласта для детского сада, где учатся средний и младший сынишки, она поставила на лыжи.

Вырезаются на чудо-станке заготовки для чайных домиков, а также всевозможных шкатулок и ключниц. Все они сами по себе хороши и в первозданном, «некрашеном» варианте. Также покупатель может придать им цвет или навести декор под соответствующий интерьер, так как сегодня все материалы для этого можно приобрести в специальных магазинах.
Наталия демонстрирует милые крошечные саночки-полозья, декорированные в стиле декупаж. Такие саночки хорошо будут смотреться в качестве елочной игрушки или самостоятельного подарка, любят эти саночки и мастера по авторской кукле, используется этот предмет любимой народной забавы и для фотографий на новогодние открытки.

Фотокорреспондент «Республики» признался, что с удовольствием носил бы в новогодние дни эти саночки просто как подвеску. По словам художницы, такие саночки с удовольствием декорируют дети.

Сегодня мастер исходит из того сырья, которое доступно в республике. Преимущественно это фанера. Но придет время, и она планирует освоить совершенно иной материал, например, дубовые щиты, которые нужно заказывать у производителя в других регионах. И в свет будут выходить совершенно иная резная продукция с полноценной 3D-обработкой. Примечательно, что после такой обработки изделия из-под специальной фрезы выходят практически полностью ошлифованными. Что это будет за продукция? Возможно, какие-то изящные интерьерные вещи: подсвечники, детали для лестниц, креативные полочки, панно и т.д. В недалеком будущем появится в мастерской и покрасочно-лакировальная камера.

Маршрут радости

Наталия – счастливый человек. Она летит с работы домой, где ее ждет большое любящее семейство. И летит из дома на работу, где каждый день ее пребывания в мастерской – праздник. Поэтому вопрос, не чувствует ли она себя одиноко в почтиар безлюдном зимой местечке Лемъю, ее удивляет.

– Скучно? Да это же огромное везение, когда рядом никого и можно сосредоточиться на работе.

Когда супруг на вахте, мастерице больше приходится уделять внимания детям. Но Алексей, ее старший сын, – бесценный помощник мамы. Несмотря на плотный школьный график и четырехразовые спортивные тренировки в неделю, он не забывает вовремя обслуживать и смазывать станок. Этой премудрости его научил наладчик. Иногда в мастерскую приезжают всей семьей: Алексей занимается станком, муж помогает подтопить, подмести, переложить материалы, а младших сыновей Егора и Глеба – хлебом не корми, дай построить какие-нибудь конструкции, шалаши, домики из остатков пенопласта.

Фигуры из пенопласта сегодня активно используются и для украшения свадеб, и в новогоднем оформлении торговых центров. По заказу одной оформительской студии Наталия готовит программу и на станке вырезает детали, а красят и собирают конструкцию уже на местах. А еще в последнее время стало модным дарить молодоженам семейные гербы или большие памятные медали, рельефно вырезанные из дерева. Наталия к таким случаям каждый раз создает оригинальный, неповторимый эскиз.

В планах хозяйки мастерской резного декора – взять помощника. В идеале – такого же специалиста, как она сама, который знаком с компьютером, и к станку его не страшно будет подпустить, и с руками он будет дружен. Но это в идеале, такие специалисты, как Наталия, – товар штучный. Но мастер готова принять на работу просто хорошего плотника, который дружен с деревом. А то и просто работника, способного выполнять черновую работу: шлифовку, покраску и прочее.

Когда-нибудь все надежды Наталии Бережной обретут реальные очертания, и тогда этот небольшой кирпичный домик действительно станет местом, куда можно будет прийти, чтобы погрузиться в увлекательный мир под названием радость творчества.

Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова и из архива  Наталии БЕРЕЖНОЙ 

санки 2 олени IMG_1056

Добавить комментарий