Все музы в гости к нам

Десант пленэра «Клюква. Джем» отчитался за десять дней творчества

Вращающуюся инсталляцию: круг из речного песка и веточек, фигуру из строительной сетки, набитую шишками, повелительницу прекрасной северной ягоды и десятки очень разных пейзажей, фотографий и просто любопытных арт-объектов можно увидеть на итоговой выставке «Клюква. Джем». Выставка открылась в пятницу в Центре культурных инициатив «Югöр».

IMG_8776 Разманова Анжела

Куратор выставки Анжела Разманова.

IMG_8753

IMG_8808 изделие Хоменко

Напомним, выставка – результат экспериментального пленэра визуальных искусств, который проходил в местечке Лемъю под Сыктывкаром с 10 по 20 июля. Все это время художники, музыканты и фотографы, проживая на писательской даче, создавали продукты творчества.

Надо отметить, что ни один пленэр «Клюква» не был похож на другой. Тем не менее включение в проект музыкантов, причем абсолютно разной направленности, придало пленэру новые эмоциональные краски, что естественным образом отразилось и в экспозиции.

Первое, с чем сталкиваются посетители выставки, – огромные фотоработы художника-этнофутуриста, изобретателя Юрия Лисовского. На фотокартинах – причудливые росписи речного берега. Водная стихия для художника практически родная, ведь он живет в поселке Краснозатонский – весьма живописном и своеобразном месте, где соседствуют брошенные суденышки судоремонтного завода речного порта, панельные дома, избы и замечательные лагуны практически девственной природы. Несколько лет назад Юрий Лисовский взял в руки фотоаппарат, еще раз подтвердив расхожую истину, что талантливый человек талантлив не единожды. Между фотоработами с песком «плавают» прекрасные деревянные рыбы, украшенные причудливым орнаментом. Любопытно, но то, что поначалу принимаешь за росчерк резца, оказывается работой жука-короеда. Как рассказал «Республике» сам художник, он разбирал старый сарай, который намеревался сжечь. Но увидев эту «живопись» на старых досках, понял, что это готовый материал для создания арт-объектов. Оставалось только электролобзиком отсечь лишнее, выпиливая контур рыбы.

Замечательную серию портретов с наслоениями «капилляров времени» создала эстонский фотограф Эвва Сеппинг. Художник Наталья Соловьева представила несколько работ в акварели, графике, масле, снабдив их лирическо-философскими изречениями. Необычную технику продемонстрировал в своих пейзажах Дмитрий Прокушев, на гуашевых работах которого контуры изображаемых объектов прорезаны штихелем, что создает эффект цветной гравюры.

Фотограф и художник из Ухты Олег Сизоненко вынужден был покинуть пленэр на несколько дней раньше, чем он должен был закончиться. Тем не менее на выставке можно увидеть с десяток его прекрасных пейзажей – и узнаваемых, и каких-то потаенных сакральных уголков этого воистину завораживающего местечка. Примечательно, что до этого пленэра ухтинец не работал в пейзаже, отдавая предпочтение натюрморту и картинам в стиле ню. Названия работ говорят сами за себя: «Вечная тяга к закату», «Откровение моста…»

Анжела Разманова – куратор выставки, один из авторов проекта. Остается только удивляться работоспособности художника, которая параллельно с массой всяческих организационных ежедневных вопросов создавала тонкие, глубокие полотна.

Вполне креативную «Клюквишну», надо полагать, повелительницу этой терпкой кислой ягоды, придумала и сотворила методом сырого валяния Екатерина Хоменко. Как мы уже писали, первое, что появилось из рук художницы на пленэре, было деревянное панно «Писательский дом-корабль». Почему корабль – догадаться несложно, ведь только в отрыве от городской земной стихии можно погрузиться в десятидневное плавание по волнам творчества.

«Шишкин дед» – фигура, изготовленная из строительной сетки и набитая сосновыми шишками, все десять дней прожила рядом с художниками. Поначалу лежала в гамаке, а затем, несколько видоизменившись, просто стояла во дворе дома, встречала гостей. Этого шишконосителя его изобретатель Сергей Разманов обещал сжечь в финале пленэра. Но не сжег, к счастью, а включил в общую экспозицию, придав ему вполне природную нотку.

Фотограф Игорь Попов предъявил итоги своего личного эксперимента. В своих работах он соединил фотографию и акварель. И как всегда на выставках, где участвует Игорь, появилась необычная инсталляция – движущийся круг с речным песком и веточкой дерева, которая рисует на нем «бесконечность времени».

Наслаждаться экспозицией можно было под электронную и живую музыку участников пленэра и синхронизирующую под нее видеоинсталляцию известного художника и виджея Тараса Геша.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Все музы в гости к нам"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.