Разведчик по имени Коми

Комбриг Владимир Панюков незаслуженно забыт на родине

В когорте советских военных разведчиков и контрразведчиков есть немало уроженцев нашего края. Широко известно, например, что легендарный Николай Кузнецов был по национальности коми-пермяком. Из коми-зырян – Герой Советского Союза Виктор Лобанов, удостоенный этого звания за подвиг в 1943-м при форсировании Днепра, и сотрудник ГРУ Генштаба Вооруженных сил СССР Николай Титов. Их имена можно найти во всех справочниках о сотрудниках советских спецслужб. Но есть и еще один наш земляк – Владимир Панюков, чей псевдоним – Коми – прямо указывает на его национальность. 12 июля исполняется 120 лет со дня рождения этого талантливого контрразведчика, сделавшего блестящую военную карьеру и павшего жертвой сталинских репрессий.

Фото Панюкова В.Н.

Биография Владимира Николаевича Панюкова могла бы стать основой для захватывающего романа. Будущий комбриг, высоко ценимый самим маршалом Блюхером,  родился 12 июля (по новому стилю 24 июля) 1885 года в селе Небдин (так прежде называлось Небдино) Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Кстати, он на семь лет младше своего прославленного земляка – классика коми литературы и чекиста Виктора Савина. Быть может, в юные годы они даже знали друг друга, но из-за разницы в возрасте вряд ли тесно общались.

Способностями крестьянский сын был явно не обделен: по окончании Усть-Сысольской гимназии поступил в Варшавский (ныне Нижегородский) политехнический институт. Но получить профессию инженера помешала война – в мае 1915 года Панюков был призван в армию и направлен в 171-й запасной пехотный батальон. В ноябре того же года он окончил 3-ю Петергофскую школу прапорщиков. На фронте командовал взводом, ротой, батальоном, состоял полковым адъютантом. В боях был ранен. После революции 1917 года избирался членом полкового комитета.

В конце ноября 1917 года Владимир Панюков демобилизовался и вернулся в родное село. И почти сразу же  возглавил Усть-Сысольскую уездную милицию и стал членом Усть-Сысольского военного совета. Этот период – довольно непродолжительный в биографии нашего земляка, но именно тогда, в 1918-м, он вступил в ВКП(б), что в дальнейшем во многом определило его успешную военную карьеру.

С начала Гражданской войны  Панюкова направили в Великий Устюг, а оттуда – на фронт. Воевал на Южном фронте против войск генерала Деникина, на Польском фронте, участвовал в ликвидации восстания в Сибири.

В те годы его карьера развивалась стремительно: командир Никольского запасного батальона (сентябрь 1918 — май 1919), 1-го стрелкового запасного полка (май – декабрь 1919), 3-й, 139-й бригады 47-й дивизии (декабрь 1919-август 1920), начальник запасных войск Харьковского военного округа (август-ноябрь 1920), командир 1-й Украинской запасной бригады, 21-й дивизии внутренней службы, 139-й бригады 47-й стрелковой дивизии (ноябрь 1920 — сентябрь 1921), начальник штаба частей особого назначения Туркестанского фронта, Ленинградского военного округа (сентябрь 1921 — апрель 1924), помощник командира 56-й стрелковой Московской дивизии, в распоряжении начальника штаба Украинского военного округа (апрель-октябрь 1924), начальник Организационно-мобили-
зационного отдела штаба.

Примечательно, что в период службы в Туркестане Владимир Николаевич направлен в Ташкент на курсы востоковедения и за короткий срок умудрился выучить китайский язык. По всей видимости, он действительно обладал выдающимися способностями – известно, что в арсенале Панюкова было шесть языков. Впоследствии это послужило одной из причин его назначения на должность начальника отдела штаба разведуправления РККА.

Но прежде он окончил разведывательные курсы при 4-м (разведывательном) управлении штаба РККА.

С мая 1925-го по август 1926-го Владимир Панюков выполняет особые задания РВС СССР, он – военный советник в Китае, переводчик, преподаватель в школе Вампу, участвует в качестве советника в боевых операциях в Гуандуне. Именно тогда он и приобрел свой примечательный псевдоним – Коми. Под этим именем Владимир Николаевич работает в Гуанчжоуской группе.

К началу Северного похода главный военный советник при правительстве Гоминьдана в Китае Василий Блюхер назначает Панюкова советником при командире 26-го корпуса генерале Бай Чун-си. В 1927 году «за умелое и смелое руководство операциями в Чже-Цзяне и Цзян-су и личное участие в боях под Шанхаем» Блюхер представил Панюкова к награждению орденом Красного Знамени.

В 1932-1936 годах наш земляк – сотрудник разведуправления: военный советник 3-го отдела Главного штаба Монгольской народной армии, начальник 6-го (внешних сношений) отдела, начальник 9-го (монголо-синьцзянского) отдела. В 1934-м Владимиру Панюкову присвоено звание комбрига, что соответствует нынешнему званию генерал-майора.

В 1937-м в стране началась вторая волна Большого террора. К сожалению, к его развязыванию у себя в армии имел непосредственное отношение Василий Блюхер, возглавлявший военный трибунал по «делу военных». Комсостав Дальневосточной армии был репрессирован практически полностью.

А в октябре 1938-го арестовали  самого Блюхера. Его обвиняли в военно-фашистском заговоре и пытались заставить признаться во вредительских действиях во время террора и боев на Хасане. Репрессированный маршал погиб во время допросов в Лефортовской тюрьме спустя месяц после ареста.

Владимира Панюкова к этому времени уже не было в живых. Его арестовали еще в августе 1937-го. Из материалов, собранных однофамильцем контрразведчика – историком из села Корткерос Александром Панюковым, явствует, что сестра Владимира Панюкова Мария много раз пыталась передать ему продукты, но каждый раз тщетно. Марию Николаевну попросту выгоняли, а продукты отбирали.

Семь месяцев во внутренней тюрьме НКВД СССР из арестованного выбивали признание об участии в военном заговоре и шпионаже. 15 марта 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу, в этот же день приговор был приведен в исполнение.

Владимира Панюкова реабилитировали в апреле 1956 года. Военная коллегия пересмотрела его дело и посмертно вернула ему звание генерал-майора.

Но, увы, на родине героя о нем нет никаких упоминаний – ни памятника, ни даже памятной доски.

– Надо обязательно увековечить память нашего выдающегося земляка. Памятную доску Владимиру Панюкову можно установить, например, на фасаде краеведческого музея в Небдино, – считает ученый секретарь Национального музея РК Валентина Сова.

Кстати, эта публикация о Владимире Панюкове появилась именно с подачи Валентины Алексеевны, которая хотела бы через нашу газету обратиться к руководству Управления ФСБ РФ по Республике Коми с просьбой оказать помощь и содействие в увековечении памяти талантливого контрразведчика – уроженца нашей республики.

Галина Бобракова

Фото из фондов
Национального музея РК

1 Комментарий для "Разведчик по имени Коми"

  1. «Широко известно, что Кузнецов был Коми пермяком»?! Кузнецов Николай (при рождении Никанор) Иванович родился в д. Зыряновка ныне Свердловской области. Во всех автобиографиях указывал национальность как русский! В Коми пермяцком округе работал непродолжительное время земле (лесо) устроителем, был женат 3 месяца на Коми пермячке (Чугаевой). Есть мнение, что происхождением все-таки из обрусевших коми-зырян, хотя его родственники (племянник) это отрицают. Хотел бы узнать на каких источниках автор столь безапелляционен?!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.