Шершавым языком плаката

Искусство было оружием против фашизма

Неотъемлемым атрибутом военного времени были агитационные плакаты. В годы Великой Отечественной они создавались и печатались повсеместно, где только было можно. Коми АССР не стала исключением.

1-1.Лотерея 4.КомиАССР

В Национальном музее республики хранится большая коллекция плакатов военного времени, но наиболее показательным и, если можно так выразиться, типичным образцом наглядной агитации, призванной вдохновить наш народ на ратный и трудовой подвиг в борьбе против фашизма, являются графические работы Виктора Постникова, приехавшего в Сыктывкар из Петрозаводска в 1941 году.

Один из первых плакатов кисти этого художника, выпущенный зимой 1941-го, посвящен лотерее. Старшее поколение хорошо помнит, что одним из способов сбора средств на индустриализацию, а в годы войны на вооружение были займы – облигации граждане приобретали в добровольно-принудительном порядке. Но, оказывается, были и лотереи. «Активнее участвуйте в денежно-вещевой лотерее! Ускорим разгром гитлеровских банд!» – призывает агитационный листок, на котором наглядно изображено, на что будут потрачены вырученные от продажи лотерейных билетов деньги. В нижней части плаката – танк, который гонит вероломных оккупантов с родной земли. Как и полагается, драпающего фашиста Виктор Постников изобразил особенно смачно: ремешок от каски порвался как тряпичный, суконная шинель разрезана на лоскутки, подошва сапог отлетела. Гротеск в плакате – неотъемлемая составляющая, призванная высмеять врага и тем самым поднять дух народа.

Есть плакаты, призывающие местное население на сбор теплых вещей для фронта, посвященные борьбе за урожай, демонстрирующие единство партии и народа, фронта и тыла. Быть может, по своему художественному уровню и точности деталей они сильно уступают лучшим образцам плакатной пропаганды и агитации, но и они тоже работали на победу. Напечатанные большим тиражом в республиканской типографии, черно-белые агитки вывешивались повсеместно, во всех присутственных местах, в зданиях советских учреждений и на стендах.

Создавались плакаты по заказу сверху и на скорую руку, так что неудивительно обилие неточностей. К примеру, поражают своими размерами снопы пшеницы, которые держит в руках самоотверженная колхозница, автомат в руках советского воина изображен почему-то без диска, на одном и том же плакате стоят воин в зимнем полушубке и одетая по-летнему сельчанка. Но к таким нелепостям никто не придирался. Всем было понятно, что язык плаката условен. Главное – идеологический посыл и настрой, а все это присутствовало в работах местных художников.

Лина Перова

Добавить комментарий