Александр Загородний: «Из наркобизнеса «выбиты» девятнадцать человек»

В конце апреля по Сыктывкару и Эжвинскому району столицы прокатилась волна отравлений синтетическими наркотиками спайсами: «скорая» каждый день доставляла в медицинские учреждения до десяти потребителей зелья. О наркоситуации
в Коми и причинах массовых отравлений «Республике» рассказал начальник регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Александр Загородний.

35

– Рост числа отравлений спайсами свидетельствует о том, что в Коми поступила новая крупная партия наркотиков? Или просто резко выросло количество потребителей спайсов, поэтому пропорционально увеличилось и количество отравившихся?

– Потребителей спайса в республике больше не становится, по разным причинам их даже становится меньше. Да и синтетических наркотиков больше не стало, скорее меньше: недавно мы изъяли крупную партию – тринадцать килограммов спайсов. Задержана группа из девятнадцати человек. Эти люди работали в Коми на межрегиональное наркосообщество, действующее в нескольких регионах России.

Один из членов этого преступного сообщества, житель Екатеринбурга Максим Вотеков, был задержан в Сыктывкаре в прошлом году и уже осужден за преступления, связанные с распространением курительных смесей и психотропных веществ. Он дал признательные показания, заключил досудебное соглашение о сотрудничестве и с учетом этого получил девять лет лишения свободы. Его показания позволили выйти на других участников преступного сообщества, их оперативную разработку мы вели с прошлого года.

Тринадцать килограммов спай-
сов – это миллионы разовых доз, такого количества преступной группе хватило бы на полгода активной работы в республике. После задержания членов этой группы и начались массовые отравления. Как бы дико ни прозвучало, но эти отравления – результат нашей успешной работы.

Вот представьте: распространители спайсов за решеткой, а потребителям нужен товар. Да наркоманы завалили свой интернет-сайт заявками на новую порцию. Создатели этого сайта даже вынуждены были вывесить объявление о том, что сайт временно заблокирован. У них просто не было возможности удовлетворить спрос: распространители арестованы, товар изъят.

Но освободившееся место тут же попытались занять представители другого наркосообщества. Они завезли в Коми крупную партию спайсов – около двух килограммов. Вот только борьба с распространением курительных смесей идет по всей России, поэтому даже для крупного наркосообщества непросто сразу отыскать «свободные» два килограмма зелья. Поэтому для распространения в Коми выделили спайсы с «грязной» формулой – это, условно говоря, бракованный товар, который, возможно, лежал где-нибудь на самый экстренный случай. И выбросить жалко, и клиентам давать опасно. Чтобы завоевать новый рынок сбыта, наркоторговцы решили рискнуть – подсунули нашим потребителям спайсов более сильное вещество. После этого начались отравления, и у некоторых жителей республики возникло впечатление, что сотрудники наркоконтроля ничего не делают. Напротив, делаем, одну крупную группу наркоторговцев изолировали от общества, но на их место уже рвутся другие.

– Во время последнего всплеска отравлений были зафиксированы смертельные случаи?

– Да, один из жителей республики скончался предположительно от отравления спайсом. Сейчас проводится проверка, поэтому я говорю «предположительно». Но на самом деле сомнений в том, что он умер от отравления, нет. Этого человека доставили в больницу с отравлением спайсом, откачали. Как только ему стало лучше, он отправился домой и принял еще одну дозу того же спайса. На этот раз его спасти не успели.

Подчеркну: среди доставлявшихся в апреле с отравлениями не было «новичков» – тех, кто попробовал спайс в первый раз. Все, даже несовершеннолетние, уже бывали в больницах с отравлением. Но ведь подростки, например, не признаются своим родителям, что сознательно регулярно употребляют спайсы. Их послушать, так они – невинные жертвы обстоятельств. То им кто-то дал «затянуться», то они «случайно нашли» закладку, решили попробовать. А кого родители винят в случившемся? Конечно же, кого угодно, только не своих детей. У них сотрудники наркоконтроля виноваты: спайсы, мол, чуть ли не под ногами у деток валяются.

Торговцы спайсами – очень неглупые люди. Да, они делают закладки, но так, что посторонний человек случайно их не обнаружит. Так что если подросток попал в больницу с отравлением спайсами, то родителям надо понять, что это не случайность, что это может повториться, и исход будет самым неблагополучным. И попытаться спасти ребенка, пока еще есть возможность.

– Когда будут задержаны те, кто доставил новую партию спайсов в республику?

– Пока у нас есть о них только оперативная информация. Для того, чтобы задержать подозреваемых, нужна долгая кропотливая работа, иногда требуется несколько месяцев, чтобы собрать доказательства. Так что не могу сказать, когда эти наркоторговцы окажутся за решеткой.

Кстати, сотрудники УФСКН ориентированы именно на ликвидацию организованных преступных групп, а не на возбуждение уголовных дел по фактам продаж разовых доз. Поэтому по уголовным делам мы сейчас в минусе, зато за четыре месяца этого года пресекли деятельность уже двадцати четырех организованных преступных групп. Для сравнения: за весь прошлый год в Коми мы ликвидировали всего двадцать восемь преступных групп.

Те же самые тринадцать килограммов спайсов, о которых я говорил, – если бы изымали их небольшими партиями на протяжении нескольких месяцев, то представляете, сколько уголовных дел можно было бы возбудить! Да мы весь год могли бы себя хвалить. Но мы работаем на реальный результат, а не на показатели.

– Расскажите о задержанных членах группы. Кто они?

– Сейчас идет следствие, и я не хотел бы вдаваться в подробности. Лидер группы прибыл в Коми из другого региона России, где он несколько лет работал на этот наркосиндикат. Его, так сказать, прислали на повышение: в этой структуре люди за активную работу переводятся на следующую «карьерную» ступень.

Многие члены группы сами употребляли спайсы, распространением занимались, чтобы свободно получать наркотики. Они стояли на самой низшей ступени, были тем расходным материалом, которым можно и пожертвовать. Поэтому эти люди выполняли самую опасную часть работы – делали закладки, то есть непосредственно контактировали со спайсами.

В группу входили и граждане, которые занялись наркоторговлей исключительно ради наживы. Они намного опаснее, поскольку действуют с трезвой головой, четко выполняют инструкции, очень осторожны и осмотрительны, у них нет присущих наркоманам слабостей, зато есть цель – заработать денег.

Рядовые исполнители не знали друг друга. Они, конечно, подозревали, что работают не в одиночку, но ничего не могли рассказать о своих «коллегах». Среди распространителей были и двое несовершеннолетних – семнадцатилетние юноша и девушка. Сами они спайсы не употребляли, в организации были на хорошем счету, перед задержанием готовились к переходу на новую карьерную ступень.

– Говорят, что работу наркокурьера с очень хорошей зарплатой открыто предлагают в интернете.

– Да, в последнее время жители Коми, искавшие работу, не раз сообщали о том, что им предлагали «вакансию» закладчика. Причем свои сообщения граждане почему-то отправляют в Москву, в центральный аппарат ФСКН. Видимо, считают, что мы тут ничего не делаем. На самом деле вся эта информация поступает из центрального аппарата к нам же. В последнее время представители наркосообществ действительно активно ищут распространителей в Коми. Но не потому, что совсем уж ничего не боятся, а потому, что испытывают острейшую нехватку кадров, после того как в республике девятнадцать человек буквально были «выбиты» из наркобизнеса.

– Что мешает сотрудникам наркоконтроля внедриться в преступное сообщество под видом наркокурьера?

– Я не буду раскрывать все тонкости, скажу только, что организаторы наркосиндикатов очень хорошо знакомы с приемами оперативной работы, сами их успешно используют. Такие методы применяли иностранные шпионы, а сейчас их взяли на вооружение наркоторговцы – думается, не без помощи заграничных наставников.

– Вы хотите сказать, что в организации торговли спайсами в России видна рука иностранных спецслужб?

– Нашей стране пытаются нанести ущерб разными способами, в том числе и организацией торговли спайсами. Человек без опыта и специальных знаний просто не сможет создать наркосиндикат, который действует в основном в интернете. Так что изначально без профессионалов очень высокого уровня дело не обошлось. Деятельность торговцев спайсами представляется обывателю примитивной: ходят какие-то люди, рассовывают по темным углам пакетики с зельем. На самом деле в наркосиндикатах очень хорошая конспирация, четкое распределение ролей, даже своя «контрразведка» есть. Так что вполне можно говорить и об иностранных спецслужбах – кто-то же придумал эту схему уничтожения граждан России и воплотил ее в жизнь.

– Если место ликвидированной преступной группировки сразу же занимает новая, получается, выхода нет?

– Пока есть спрос, будет и предложение. Работать надо с потребителями спайсов, они должны понять, что у них два пути – либо лечение, либо могила. ФСКН России вносит свои предложения, но только наших усилий здесь недостаточно. Например, по предложению наркоконтроля принят закон, согласно которому в ряде случаев срок лишения свободы для наркомана может быть заменен принудительным лечением. Так ведь желающих лечиться нет.

Среди потребителей спайсов уже есть дети десяти-тринадцати лет. Они учатся в самых обычных школах и вовлекают в потребление наркотиков одноклассников и друзей. Что делать с такими детьми? С ними ведь надо проявлять особую осторожность, чтобы, не дай бог, не травмировать неокрепшую детскую психику. А может, лучше подумать о том, что делает с детьми употребление спайсов? Они теряют человеческий облик, становятся полностью невменяемыми, опасными и для окружающих, и для себя.

Но мы осторожничаем: и ту меру нельзя применять – психологи не рекомендуют, и эту не надо – родители против. Так и топчемся, как витязь на распутье: направо пойдешь – плохо, налево – нехорошо, прямо – еще хуже.

А детям нужна срочная помощь, даже если придется принимать жесткие меры. Я считаю, что школьников, которые употребляют спайсы, надо отправлять в специальные учебные заведения, где они будут лишены возможности приобретать наркотики и рекламировать их среди сверстников. Мера эта спорная, приемлемое для всех решение надо искать общими усилиями с привлечением специалистов министерства здравоохранения и министерства образования.

Беседовала Людмила ВЛАСОВА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

 

Общественная палата Коми и фонд «Город без наркотиков» тоже обеспокоены масштабом распространения курительных смесей в республике. Общественники объявили о сборе предложений по борьбе с распространением спайсов, чтобы продумать механизм системной работы начиная с первичной профилактики.

Как пояснила «Республике» член Общественной палаты Анна Фролова, авторы инициативы намерены узнать точку зрения лидеров общественного мнения, ветеранов, чиновников, сотрудников правоохранительных органов, родителей наркозависимых, самих потребителей наркотиков. 21 мая в Общественной палате республики состоится круглый стол, посвященный обсуждению поступивших предложений.

В ближайшее время в нескольких городах Коми пройдут митинги «За здоровое поколение».

 

Оставьте первый комментарий для "Александр Загородний: «Из наркобизнеса «выбиты» девятнадцать человек»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.