Преданность призванию

Сторожевская средняя школа.

В начале декабря в Коми республиканском институте развития образования состоялась презентация лучших исследовательских работ республиканского конкурса творческих проектов «Педагогическая династия». Одним из победителей конкурса стала старший методист лаборатории развития этнокультурного образования КРИРО Эльвира Полякова, собравшая объемный материал о династии педагогов Панюковых-Михайловых, чей общий стаж – 454 года. Исследовательница проследила жизненный путь каждого из 15 представителей этой династии.

«В Корткеросском районе недалеко от села Нёбдино на возвышенности расположилась небольшая деревня Паркерос. Именно в этой деревне в семье Парасковьи Николаевны и Павла Кузьмича Панюковых родились пятеро детей: Маша, Ольга, Саня, Вячеслав и Василий. После окончания школы Маша (Мария Павловна) и Саня (Александра Павловна) выбрали профессию учителя», – так начала свой рассказ о педагогической династии Панюковых-Михайловых Эльвира Полякова.

Мария Панюкова

После Нёбдинской семилетки в 1933 году Мария поступила в Сыктывкарский педагогический техникум, окончила его в 1936 году и была направлена учителем начальных классов в деревню Троицк Корткеросского района. А когда в родной деревне открылась четырехлетка, вернулась в Паркерос и стала единственным учителем для учащихся всех классов. Одновременно Мария выполняла обязанности директора школы.

Особенно тяжелыми для молодой учительницы и ее учеников были военные годы. Как вспоминала дочь Марии Павловны Инесса, в школе во время войны детей не кормили, давали только кипяченую воду с кусочком сахарина. Чай получался горьким, но дети чувствовали в нем какую-то сладость. Хлеб, который мать учительницы приносила из пекарни села Нёбдино, разрезали ниткой и выдавали школьникам по 100 граммов в день, но чаще всего они уносили краюшки домой, потому что их родителям-колхозникам хлеба не выдавали. Чтобы заглушить голод, ребята на уроках иногда жевали смолу. Из-за слабости некоторые не могли досидеть до конца уроков и отпрашивались домой. Мария Павловна за свою работу ежедневно получала 700 граммов хлеба на восемь членов семьи. Временами она делилась хлебом с соседями, которые взамен приносили яйца или картошку.

В начале 1960-х Паркеросскую школу закрыли, и Мария Панюкова перешла работать в Нёбдинскую восьмилетку. Выучила несколько поколений учеников, работу совмещала с наставничеством, помогла становлению многих молодых учителей. Учителем начальных классов она трудилась вплоть до выхода на пенсию, но и затем продолжила работать – воспитателем в школьном интернате. За многолетний добросовестный труд Мария Павловна Панюкова была награждена множеством грамот, но самой главной наградой всегда считала благодарность учеников и уважение односельчан.

Мария Павловна Панюкова с мамой Прасковьей Николаевной.

Александра Михайлова

Младшая сестра Марии Павловны – Александра стала зачинателем другой ветви учительской династии – Михайловых. Она оставила воспоминания о своем жизненном и профессиональном пути. В отличие от старшей сестры, она окончила не только Нёбдинскую семилетку, но и старшие классы в Сторожевской средней школе. Из всех предметов больше всего любила математику, в чем была немалая заслуга педагога Александра Александровича Савельева, умевшего доступно преподнести даже сложные теоремы. Сдав выпускные школьные экзамены, девушка во время летних каникул решила попробовать себя в роли пионервожатой. Лагерь расположился в селе Большелуг. 22 июня, накануне открытия смены, ребята сидели у пионерского костра, угощались вкусным обедом, а после праздника подошел начальник лагеря и объявил, что началась война.

Саня решила отправиться на фронт. Вместе с двумя подругами пришла в военкомат. Но военком Саню и Агнию оставил в тылу, на фронт отправилась только третья подруга – Шура. Александра окончила краткосрочные курсы бухгалтеров в Сыктывкаре, в годы войны работала по специальности в селах Вомын и Нёбдино. Но девушка никогда не забывала слова отца, который говорил: «Ты, Саня, будешь учительницей!», и решила исполнить его мечту. Райком комсомола дал целевое направление. В сентябре 1943-го Александра успешно сдала экзамены и поступила в пединститут на физико-математический факультет.

Обучение длилось два года. Студенты в общежитии мерзли, сами ходили за дровами до Лесозавода. Даже натопленная студенческая комната сквозила со всех сторон, поэтому спать приходилось в теплой одежде. В эти же годы в пединституте обучались эвакуированные студенты из Карелии.

На одном из собраний объявили, что не хватает учителей в школах, и администрация пединститута предложила студентам досрочно приступить к педагогической деятельности. По примеру многих однокурсников Александра, чтобы работать, перевелась на заочное отделение. Ее направили учителем начальных классов в Нёбдинскую школу. В этот период в этой же школе работала ее старшая сестра Мария, во всем помогавшая начинающему педагогу. Зимой Александра трудилась учителем, а летом ездила в город на учебные сессии. В 1945 году районо предложило ей поменять место работы. В Кересской семилетке с начала учебного года не было учителя математики, он ушел на фронт. Александре пришлось ускоренно обучать учащихся пятых, шестых и седьмых классов.

Молодой учительнице предоставили съемную комнату в частном доме, рядом жила коллега – учительница начальных классов.

«С раннего утра на голодный желудок мы шли на работу. Учебный день был долгим: шесть-семь уроков. Все занятия начинались с рассказов о событиях на фронте. Я зачитывала статьи о положении дел на войне, приводила примеры героических подвигов советских воинов», – вспоминала Александра Панюкова.

После работы учительницы шли в магазин за хлебом, по карточкам им полагалось 500 граммов. Чтобы не умереть с голоду, люди пекли хлеб из толченой осиновой коры – «кач». Многие из-за этого хлеба заболевали, у них опухали тело, ноги и руки. Некоторые умирали.

В километре от магазина находилась столовая для рабочих. Девушки съедали свой хлеб, еще не дойдя до нее. В столовой ассортимент был неизменным: гороховый суп, гороховая каша и чай. Немного подкрепившись, учительницы возвращались домой, готовились к занятиям, заканчивали работу к полуночи и голодными ложились спать.

В воспоминаниях Александры Панюковой рассказывается о военных займах, на которые приходилось отдавать всю месячную зарплату, о заготовке дров для школы в студеном лесу, о всеобщем ликовании в День Победы.

Учитель математики из Кересской школы был ранен на войне, после лечения в госпитале вернулся работать в школу, а Александру перевели сначала в Важкурскую школу учителем математики, а затем завучем в Богородскую среднюю школу. Здесь она встретила свою вторую половину – Ивана Ивановича Михайлова. В семье родились дети: Инесса, Эльвира, Галина и Александр. В 1947 году Александра Михайлова завершила заочное обучение в Коми пединституте, получив диплом по специальности «учитель математики». В 1954 году семейство переехало в Сторожевск, где родился пятый ребенок – сын Юрий. С 1954 по 1977 год до выхода на пенсию Александра Павловна проработала учительницей математики в Сторожевской школе. Была классным руководителем, вместе с учащимися вела большую краеведческую работу. В частности, ее класс исследовал организацию колхозов в селе Сторожевск. По материалам исследования оформили альбом, который был признан лучшим в школе.

Александра Павловна Михайлова.

«На мой взгляд, учительский труд очень тяжелый и ответственный. Ведь педагогу надо знать своих школьников и их родителей. В течение многих лет первого сентября меня часто приглашали на праздники в школу. В День знаний я всегда давала такие напутствия: уважайте учителей и родителей, будьте внимательными к людям старшего поколения и всегда несите людям добро», – вспоминала Александра Михайлова.

Отличник народного образования, она многократно награждалась почетными грамотами, награждена медалью «Ветеран труда», шестью юбилейными медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Одна из учениц Александры Павловны, выпускница Сторожевской школы Т. Королёва оставила такие воспоминания: «Наш класс не отличался спокойным нравом и поведением, наверное, учителям было трудно с нами. А Александре Павловне удавалось с нами ладить и добиваться неплохих результатов. Она всегда говорила очень тихим голосом, но ее слушали и слышали, безропотно решая бесконечные задачи и примеры. Многие ее ученики, в том числе и я, после восьмого класса продолжили успешно учиться уже в старшем звене, значит, была заложена крепкая основа в среднем звене. Александра Павловна не позволяла нам расслабляться и в школьные каникулы, давала задания для самостоятельной работы. В каникулы мы должны были решить около сотни примеров и задач. И странно, ни у кого не возникало протеста, все усиленно добивались правильных ответов. А если не получалось что-то, бежали к друзьям. Вопрос: «Ты сколько уже решил?» – был наиболее частым. Александра Павловна всегда была строга, требовательна, но объективна. Необъективна, на наш ученический взгляд, была лишь к своей дочери Инне, с которой я училась в одном классе: никакого снисхождения, чрезмерно строгое отношение к дочери (порой несправедливо строгое). Там, где остальным ученикам что-то прощалось, Инне не прощалось. Мы даже порой дружно заступались за одноклассницу, когда считали, что оценки у Инны, на наш взгляд, незаслуженно занижены. Вероятно, Александре Павловне хотелось добиваться безукоризненного результата в учебе своих детей. И этого Александра Павловна добивалась: четверо из детей стали, как мама, педагогами. Эльвира стала кандидатом педагогических наук, доцентом, автором учебников и многих книг для детей и учителей. Старшая дочь Инесса после школы пошла по стопам мамы, поступила на физико-математический факультет Коми пединститута. Она так же, как мама, всю жизнь учила детей математике. Александр окончил физико-математический факультет по специальности «физика». Галина, окончив естественно-географический факультет КГПИ, 43 года проработала в школе учителем географии и биологии. Педагогическую династию продолжил и внук Евгений».

Инесса Островская

Инесса Михайловна Панюкова родилась 9 сентября 1937 года в деревне Паркерос в семье Михаила Михайловича и Марии Павловны Панюковых. Ее первой учительницей была мама. Начиная с четвертого класса вместе со своими сверстниками она ходила в школу села Нёбдино, которая находилась в трех километрах от деревни. Окончив семилетку на «хорошо», девочка продолжила обучение в Сторожевской средней школе. Ее любимыми предметами были литература и русский язык, поэтому с выбором профессии и образовательного учреждения она определилась очень быстро – решила поступить в пединститут и, как и мать, стать учителем.

В 1954 году Инесса поступила на историко-филологический факультет Коми государственного педагогического института, по его окончании вышла замуж за Анатолия Островского и уехала с мужем в Кировскую область. После рождения дочери работала директором школы рабочей молодежи.

В 1967 году Инесса Михайловна с дочерью по семейным обстоятельствам вернулись в Коми АССР и спустя некоторое время стала трудиться учителем русского языка и литературы в школе села Зеленец Сыктывдинского района. В 1972 году заняла пост заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Под ее руководством школьники в летние и осенние каникулы занимались благоустройством села и сельхозработами. Лучших награждали путевками. Ребята ездили по ленинским местам. Например, чтобы дети попали в Мавзолей, Инесса Михайловна договорилась с главнокомандующим Красной площади, и тот пропустил их без очереди.

В 1992 году в Зеленце была построена новая двухэтажная школа, у замдиректора и учителя русского языка и литературы появился свой кабинет. Здесь она проводила заседания методического объединения языковедов.

В 1999-м Инесса Островская вышла на заслуженный отдых. Стаж ее педагогической работы составил почти 40 лет. В 2012-м администрация Сыктывдина совместно с управлением образования организовали встречу учительских династий школ района. На этой встрече была отмечена педагогическая работа Инессы Михайловны и ее дочери Марии Анатольевны Цывуниной.

Инессы Михайловны не стало 2 февраля 2018 года. В этот день проходила встреча выпускников Зеленецкой школы. Выпускник Инессы Островской Владимир Кошелев предложил проводить Инессу Михайловну в последний путь громкими аплодисментами: «Именно так должен уходить настоящий учитель». Зал стоя долго рукоплескал.

Инесса Михайловна Островская.

Эмма Панюкова

Эмма Михайловна Панюкова (Макарова) родилась в селе Нёбдино Корткеросского района 9 апреля 1946 года в семье учителя начальных классов Евдокии Ивановны и военрука Михаила Владимировича Макаровых. Окончила Нёбдинскую семилетку и в 1961 году поступила в педучилище. Практику проходила в родном Нёбдино. Сестра матери – Наталья Ивановна Габова работала учительницей в малокомплектной школе в деревне, которая находилась в трех километрах от села. Когда она заболела и ей пришлось лечь в больницу, Эмма заменила ее на работе, одновременно обучая всех детей первых-четвертых классов. По окончании практики директор педучилища рекомендовала способную студентку на должность освобожденного секретаря комсомольской организации.

В 1966 году Эмма Макарова вышла замуж за односельчанина Ринальда Панюкова. Родился сын Альберт. Молодая мать в тот же год поступила на заочное отделение физмата КГПИ, стала инструктором горкома комсомола.

В 1970-м в Сыктывкаре открылось полиграфическое училище, куда Эмму Михайловну пригласили на должность замдиректора по учебно-воспитательной работе. Позднее училище было преобразовано в ПТУ №29. Здесь педагог проработала 14 лет. А когда в столице республики открылась школа №18, стала в ней завучем. После девяти лет работы была переведена инспектором управления образования. С 1988 по 2004 год трудилась завучем школы №11, затем стала заместителем директора по безопасности жизнедеятельности.

Сейчас Эмма Михайловна Панюкова – активный член городского совета ветеранов.

Любовь Ермолаева

В школе Люба Панюкова вместе со своей подругой Лидой Юркиной с удовольствием оставались после уроков, чтобы помочь классному руководителю в выставлении оценок в дневниках. Лида мечтала стать учителем русского языка и литературы, и девочкам даже доверяли проверять домашнее задание по этому предмету. Но после школы Лида поступила в лесной институт, а Любе профессию помогла выбрать ее родная тетя – Эмма Панюкова, работавшая в то время учителем математики в ГПТУ №29. Она посоветовала племяннице поступить в это училище на специальность «полиграфист». Девушка поступила, окончила учебное заведение с отличием и осталась здесь работать мастером производственного обучения. В 1980-1983 годах заочно училась в Ленинградском издательско-полиграфическом техникуме, постоянно повышала свою квалификацию. Но в 1990 году училище ликвидировали. Вновь встал вопрос, куда пойти учиться, и Эмма вновь обратилась за помощью к своей тете. Эмма Михайловна устроила Любу секретарем учебной части в школе №18. Снова заочно поступила на учебу – теперь в КГПИ по специальности «технология и предпринимательство» и стала преподавать в школе черчение, ОБЖ, технологию. Успевала работать воспитателем в «продленке» в начальных классах и классах компенсирующего обучения.

Любовь Васильевна организовывала городские школьные олимпиады по черчению, неоднократно была членом жюри на предметных олимпиадах, представляла профессиональный педагогический опыт работы с одаренными детьми в рамках предметов художественного цикла. Имеет множество профессиональных наград, в том числе ей присвоено звание «Ветеран труда Российской Федерации».

Второе и третье поколения династии

Автор исследования Эльвира Полякова относится к представителям второго поколения педагогической династии Михайловых. В своей работе она подробно остановилась на трудовом пути всех своих родственников, выбравших профессию учителя.

Педагогическую династию Александры Павловны Михайловой (Панюковой) продолжили ее дочери Инесса, Эльвира, Галина и сын Александр.

Инесса Люосева (Михайлова) родилась в Богородске в 1947 году, окончила Сторожевскую школу, причем еще старшеклассницей выработала два года педагогического стажа, поскольку трудилась на полставки лаборантом в химическом кабинете. Поступила в КГПИ, в студенческие годы серьезно занималась спортом, была в сборной команде института, города и республики по спортивному ориентированию.

Работать учителем математики выпускница КГПИ отправилась в школу поселка Мещура, куда добраться можно было только самолетом. Поселок был основан спецпереселенцами, его с нуля построили высланные жители Западной Украины, немцы и раскулаченные. В Мещуре Инесса Ивановна трудилась до 1972 года, когда вышла замуж за Владимира Люосева и переехала в Сыктывкар. В столице республики работала воспитателем в учреждении профтехобразования, а затем ее пригласили в министерство народного образования на должность инспектора-методиста отдела национальных школ. С 1985 по 1992 год по совместительству работала учителем математики в сыктывкарской школе №18, а с 1992 по 1999 год преподавала предмет в лицее при Сыктывкарском университете и в технологическом лицее при Сыктывкарском лесном институте. Ученики Инессы Ивановны занимали призовые места на математических олимпиадах, получали высокие баллы на вступительных экзаменах в вузы, многие связали свою жизнь с математикой.

В 2001-2003 годах Инесса Люосева занимала в СЛИ должность заведующей довузовской подготовки в Центре дополнительного образования.

Эльвира Полякова (Михайлова) стала учителем начальных классов. По окончании сыктывкарского педучилища №1 имени Куратова работала в Парчегской малокомплектной школе Сыктывдинского района. Из-за нехватки кадров ей приходилось быть и учителем, и завучем, и директором школы. Затем была учеба на филфаке КГПИ, аспирантура при кафедре педагогики и методики начального обучения Ленинградского пединститута имени Герцена. В стенах вуза студентка познакомилась с прославленными педагогами-учеными, авторами учебников. В городе на Неве судьба свела Эльвиру Ивановну с Виктором Николаевичем Поляковым. В июне 1979 года сыграли скромную аспирантскую свадьбу. После защиты диссертации Эльвира Ивановна вернулась в Сыктывкар, в родной институт, работала на факультете педагогики начального образования. За 40 лет работы в высшей школе подготовила более двух тысяч специалистов – учителей начальных классов. Она автор учебников и учебно-методических пособий по русскому и коми языкам, победитель профессиональных конкурсов.

Муж Эльвиры Ивановны Виктор Поляков прожил короткую, но яркую жизнь. В 1968 году он поступил на иняз КГПИ, в 1973-м получил диплом по специальности «английский и немецкий языки». Преподавал английский в Богородской средней школе, окончил аспирантуру в ЛГПИ имени Герцена, работал в КГПИ. Побывал в длительной командировке на Кубе, по возвращении из которой тяжело заболел и ушел из жизни в возрасте 38 лет.

Галина Смирнова (Михайлова) по окончании в 1969 году Сторожевской средней школы поступила в КГПИ на естественно-биологический факультет, семь лет трудилась в Корткеросской средней школе. Был период работы в школе поселка Нижний Одес. Преподавала биологию и географию в ПТУ №32. В дальнейшем продолжила учительствовать в школе №30 Эжвы и в школе №43 Сыктывкара.

Александр Михайлов в 1976 году окончил Коми пединститут по специальности «физика», работал в Ачимской восьмилетней школе Княжпогостского района. В 1978 году был назначен директором Железнодорожной вечерней средней школы №1. В начале 1980-х трудился в московском НИИ, затем в нефтяной отрасли Коми АССР.

Супруга Александра Михайлова Людмила Михайлова (Крынина) тоже имеет непосредственное отношение к педагогике. Она преподавала математику в Ачимской восьмилетке, в вечерней школе рабочей молодежи в Москве, средних школах №602 и №618 Москвы, школе №6 Усинска.

Лидия Канева посвятила свою жизнь дошкольному образованию, работала в детсадах Сыктывкара, Сторожевска.

Продолжателями династии являются представители третьего поколения – внучка Марии Панюковой, дочь Инессы Михайловны Островской Марина Цывунина, дочь Любови Ермолаевой Елена Петухова, внук Александры Михайловой, сын Эльвиры и Виктора Полякова Евгений Поляков. О каждом из них в исследовании написано подробно.

В общей сложности педагогический стаж трех поколений династии Панюковых-Михайловых составляет 454 года. Каждый из 15 ее представителей внес значительный вклад в развитие системы образования Республики Коми.

Подготовила Галина ВЛАДИС

Фото из семейного архива Панюковых-Михайловых

Оставьте первый комментарий для "Преданность призванию"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.