Роман Миронов: «Носить женщин на руках – это часть моей работы»

8 февраля отмечается день рождения российского балета. В этот день в 1673 году состоялась премьера первого балетного спектакля в резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенское под Москвой. В преддверии праздника мы побеседовали с премьером балетной труппы Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми Романом Мироновым. В 2003 году он был принят в балетную труппу театра и за двадцать лет станцевал все ведущие мужские партии в балетном репертуаре. Артист ответил на вопросы газеты «Республика».

– В конце минувшего года вы стали одним из лауреатов ХI Республиканского театрального конкурса имени Степана Ермолина. Примечательно, что вас наградили в номинации «Лучшая женская роль» в балете. Как это получилось?

– Награду я получил за исполнение партии Морской колдуньи в балете Туомаса Кантелинена «Русалочка». Вообще в моем репертуаре две женские партии. Помимо Морской колдуньи это злая фея Карабос в «Спящей красавице». Этого персонажа балета Чайковского еще со времен Мариуса Петипа танцуют мужчины.

– В чем сложность исполнения женских партий мужчиной?

– Нужно уметь перевоплощаться. Необходимо создавать женскую пластику движений, меньше грубости, больше мягкости, плавности. Фея Карабос должна быть скрюченной, старой, и ее проще воплотить. А над Морской колдуньей пришлось поработать больше. В этом образе нужно было показать и женскую сексуальность, и убрать мужскую грубость. Для меня ее образ в чем-то близок образу Яг-Морта, эти оба персонажа сказочные, отрицательные. Но есть свои нюансы. Во время работы над образом колдуньи я старался скрывать грубость и угловатость. Прислушивался к советам коллег и главного балетмейстера.

В этой партии есть прыжки и поддержки, а в длинной юбке мужчине это делать сложно и непривычно. Она объемная, многослойная и очень сковывает движения. Если без нее я могу скрутить три пируэта, то в ней только полтора или два. Обычно на сцене я поднимаю партнерш, а в этом балете меня поднимала свита Морской колдуньи. Благо там четыре человека.

– Тяжело ли поднимать партнерш в балете?

– Партнерши все разные, у всех разные весоростовые параметры. Я за эти годы привык работать с Натальей Супрун. Можно и семьдесят килограммов поднять на вытянутой руке. Все дело в технике. Мне с моим ростом под невысокую партнершу нужно подсаживаться, а с высокой мне удобнее. Иногда вроде бы небольшую балерину поднять тяжелее. Если она думает, что много весит, то эти мысли утяжеляют ее. Если оба партнера профессионально делают свою работу, то получается все легко. Точно могу сказать, что штангу тяжелее поднять, чем партнершу такого же веса. Партнерша все-таки помогает, делает плие или прыжок. Можно сказать, что носить женщин на руках – это часть моей профессии.

– Вы заметно выделяетесь на сцене своим ростом. Можете сказать, какой он?

– Сейчас 192 сантиметра. Хотя раньше я был уверен, что он 194 сантиметра. Видимо, все еще зависит от времени суток и физической формы. Вес у меня тоже все время разный – от 86 до 90 килограммов.

– Как вы поддерживаете себя в отличной физической форме?

– Никакой системы питания и диет у меня нет. Могу вечером перед сном позволить себе что-нибудь сладкое. Я прислушиваюсь к своему организму – ем то, что мне хочется в данный момент. Чем больше калорий, тем больше энергии для работы. Физическая нагрузка в балете очень высокая. Днем – репетиции, вечером – выступления: необходимо как-то восполнять энергетические затраты. Поэтому нужно плотно питаться. Очень люблю мясные стейки средней прожарки. Даже купил себе гриль, чтобы готовить мясо.

– Хватает ли энергии и времени на занятия спортом?

– Сейчас нет. Мой спорт – это моя работа. Мне хватает физических нагрузок на работе, но иногда в перерывах делаю упражнения с гантелями. А в детстве я занимался карате. Тренировки проходили по четыре часа. За восемь лет дошел до коричневого пояса, следующий был бы уже черный. Но в девятом классе в связи с переездом пришлось уйти из спортивного клуба. Занятия карате хорошо развивают растяжку и выворотность, которые в балете играет важную роль.

– Вы родились в поселке Нижний Одес. Как мальчик из глубинки смог стать премьером балета?

– Во время учебы в младших классах школы я занимался три года бальными танцами в самодеятельном коллективе. Но затем родители записали меня на карате, и пришлось выбирать: карате или танцы. Я выбрал карате. В старших классах учился в Ухте и там вернулся к бальным танцам. Затем поступил в техникум, где три года учился на техника-электрика нефтяного и газового оборудования. Мне и сегодня не страшно залезть в розетку, починить выключатель. Только за высоковольтные работы бы не взялся.

Роман Миронов – премьер балетной труппы, исполняющий сольные партии в балетах: Минкуса «Баядерка» – Солор; Прокофьева «Золушка» – Принц; Адана «Жизель» – Альберт; Чайковского «Лебединое озеро» – Зигфрид, Ротбарт; Чайковского «Спящая красавица» – Дезире, фея Карабос; Перепелицы «Яг-Морт» – Яг-Морт; Чайковского «Щелкунчик» – Принц, Дроссельмейер; Амирова «Тысяча и одна ночь» – Шахрияр; Минкуса «Дон Кихот» – Базиль, Эспада; Герцмана «Барышня-крестьянка» – Алексей Берестов, Григорий Муромский; Гуно «Вальпургиева ночь» – Вакх; Кантелинена «Русалочка» – Морская колдунья; Армсгеймера «Привал кавалерии» – Ротмистр и в других, а также партии в современной балетной хореографии, в оперных и опереточных спектаклях и концертных номерах.

Но в 2002 году к нам в город приехал педагог-балетмейстер республиканского театра оперы и балета Мухаммед Муртазин, который собирал по всей республике парней для работы в театре. Он решил, что мне с моими внешними данными и фактурой нужно заниматься балетом, и пригласил меня в Сыктывкар. Так я попал в театр. До этого я вживую не видел ни одного балетного спектакля, и первым балетом, который посмотрел, оказался «Дон Кихот». Он произвел на меня большое впечатление. Я «загорелся», и мне захотелось заниматься балетом. Мухаммед Муртазин учил нас два года, потом уехал, и мы остались без наставника.

«Яг-Морт»

В училище искусств мы перешли к педагогу Ольге Федотовой. Она продолжила наше обучение. Одновременно с учебой я работал в театре. После училища шел на репетицию в театр, вечером приходил домой, а с утра снова на учебу. Так продолжалось четыре года. Почти каждый вечер говорил себе, что мне это все надоело, но утром просыпался и снова шел на занятия. Моя первая партия – крестьянский танец в балете «Жизель». На данный момент я перетанцевал весь театральный репертуар. У меня уже более тридцати партий. В одном и том же спектакле я могу выходить в разных образах.

– А есть ли у вас свои профессиональные приметы и традиции?

– Наверное, нет. Каждый день и каждый выход на сцену имеют свои нюансы, и ничего не повторяется. Главное – перед выходом на сцену хорошо «разогреться» и прислушаться к своему организму. Порой бывает нужно просто полежать, отдохнуть, а в другой раз надо позаниматься.

8 февраля 1673 года в «Комедийной хоромине» (первое театральное здание в стране) при подмосковном Преображенском дворце царя Алексея Михайловича был показан «Балет об Орфее и Эвридике». Этот спектакль был еще далек от современного балета. Помимо танцев и пантомимы в него включались пение и сценическая речь. Предполагается, что музыку к балету написал немецкий композитор Генрих Шютц. Постановкой спектакля занимался балетмейстер Никола Лима, состоявший ранее на службе у царя военным офицером. Он же исполнил роль Орфея.

– Были ли необычные случаи на сцене?

– Иногда во время спектакля из головы может вылететь порядок танца, движений. И, несмотря на то, что уже много раз танцевал эту партию, ты не знаешь, что делать дальше. Это продолжается доли секунды, и зрители даже не замечают. На гастролях в Германии пришлось выступать на покатых сценах. А для этого нужна совсем другая координация движений. Иногда мне не хватает сценического пространства, а если сцена маленькая, можно влететь в кулису.

– Есть ли желание работать в московских или питерских театрах?

– Уже нет. Если бы мне было девятнадцать лет, то я бы задумался об этом. А сейчас за плечами двадцать лет карьеры, и нет смысла где-то начинать все сначала. За эти годы наш театр стал для меня родным, и я себя не мыслю в каком-то другом театре. Я пять лет жил в Москве, когда учился на балетмейстерском факультете Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Приезжал тогда танцевать спектакли в Сыктывкар и возвращался на учебу.

Роман Миронов представлял Коми на зарубежных гастролях в Турции, Испании, Финляндии, Японии, Великобритании, Китае, Австралии, Германии, Новой Зеландии, принимал участие в гастрольных турне театра по Коми и городам России. В составе балетной труппы театра представлял республику в дни открытия зимних Олимпийских игр 7 и 8 февраля 2014 года в Сочи. Принимал участие в мероприятиях, посвященных празднованию 100-летия Республики Коми, в спектаклях и концертах на сценах ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга. Он постоянный участник международных фестивалей оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» и балетного фестиваля «Зарни джыджъяс».

Считаю, что карьеру нужно завершить на пике своих творческих возможностей, а не на их спаде. Хотелось бы полностью исчерпать себя на сцене, а потом уже, возможно, начнется новый этап жизни, и я буду работать в качестве балетмейстера. Мечтаю сам ставить балеты. Небольшой опыт в этом уже есть – для защиты диплома в ГИТИСе поставил балет «Три поросенка» в нашей гимназии искусств. Ставил концертную программу на сцене театра.

«Русалочка»

– Сейчас вы делитесь своим профессиональным опытом с молодыми артистами труппы, юным поколением?

– Да. Преподаю дуэтно-классический танец в гимназии искусств. Работу артиста балета совмещаю с работой педагога-репетитора балетной труппы театра – провожу уроки классического танца, разучиваю с артистами балета партии в спектаклях, работаю с новыми исполнителями в текущем репертуаре. Еще преподаю хореографию в клубе гимнастики «Вдохновение».

– Кто ваши кумиры в большом балете?

– Мне всегда нравились Михаил Барышников, Александр Годунов и, конечно, Владимир Васильев. С ним мне удалось познакомиться лично, почувствовать его энергетику, услышать его советы и рекомендации.

– Совсем недавно сыктывкарская театралка – заслуженный учитель Коми АССР Валентина Соловьёва написала и издала книгу про вас «Его блистательный актерский дар». У вас много поклонниц. Не тяготит бремя славы?

– Не чувствую его. Хотя бывает, что меня узнают на улице или в магазине, благодарят за выступления в театре. Как-то гулял с ребенком на улице, прохожий посмотрел на меня, распахнул куртку и показал надпись на футболке «Яг-Морт». Конечно, это приятно.

– Слышал, что некоторые зрительницы так влюбляются в вас, что готовы выйти за вас замуж. Есть ли у них шансы?

– Нет. Я уже женат. С женой мы познакомились за кулисами театра. Екатерина была на практике в нашем театре в гримерном цехе, сейчас работает имиджмейкером в салоне. Когда она защищала дипломную работу, то попросила меня помочь. И мы выступили на пару с Юлей Чужмаровой (солисткой балета): я был Пьеро, а она – Мальвина. С этого у нас с Катей все началось.

Артист неоднократно отмечен грамотами и благодарностями от руководства театра, является лауреатом I, VII, Х, XI Республиканского театрального конкурса имени Ермолина, лауреатом премии правительства Республики Коми за исполнение партии Яг-Морта в балете Перепелицы «Яг-Морт». Лауреат I степени VI Всероссийского конкурса профессионального исполнительского мастерства «Призвание» в номинации «Хореография». В 2018 году артисту присвоено почетное звание «Заслуженный работник Республики Коми». Член Союза театральных деятелей России.

Воспитываем двоих детей. Дочке Насте – одиннадцать лет, а сыну Яну – четыре года. Балет им интересен, но только как зрителям, пока танцами не занимаются. Сына планирую записать на секцию карате. А может, еще на футбол. Сильного желания агитировать их заниматься балетом у меня нет. Я сам через все это прошел и понимаю, насколько это сложный путь.

Балетный спектакль как таковой начал формироваться в Европе в ХVI веке. Русский балетный театр возник во второй половине ХVII века, а к началу ХХ века занял ведущее место в мировом балетном театре.

Возникновение профессионального балетного искусства в Республике Коми связано с организацией в Сыктывкаре в 1958 году Республиканского музыкального театра, в котором из выпускников Пермского, Воронежского и других хореографических училищ, а также артистов Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР была создана балетная труппа.

Огромный успех выпал на долю первого национального коми балета Якова Перепелицы «Яг-Морт». Впервые поставленный в 1961 году, этот балет считается классикой коми национального искусства. Он основан на народных сказаниях, рассказывает о торжестве человеческого разума над темными силами, о могучей силе любви. Первый постановщик спектакля – главный балетмейстер театра Григорий Ваховский. Главные партии исполняли: Райда – О. Коханчук, Туган – И. Есаулов, Яг-Морт – В. Шестаков, И. Кочетков, Ёма – Л. Бочковская, И. Чуистова, Т. Батиева.

По-настоящему профессионально балет в театре вырос при Людмиле Бордзиловской, возглавлявшей балетную труппу театра с 1966 по 1974 год. Она окончила ГИТИС, училась у Ростислава Захарова и на сцену Коми республиканского музыкального театра перенесла редакции его балетов: «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Большой вальс», «Тропою грома», а также новую редакцию балета «Яг-Морт». В 1968 году Республиканский музыкальный театр Коми АССР получил новое здание. В январе 1969 года театр в него въехал, а 6 февраля состоялось торжественное открытие театра премьерой балета «Лебединое озеро».

Сейчас среди постановок Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми – балеты классического наследия и произведения современных композиторов. В настоящее время в репертуаре театра 21 балетный спектакль. Среди известных балетных постановок последнего времени балеты «Яг-Морт», «Русалочка», «Крик», «Золушка», «Баядерка», «Снежная королева», «Привал кавалерии».

Балетную труппу театра хорошо знают в Европе – в Германии, Великобритании, Финляндии, Турции, а также в России и в Республике Коми. Сегодня балетная труппа – это ансамбль солистов, обладающих яркой индивидуальностью и обширным танцевальным амплуа, и молодые перспективные танцовщики кордебалета. В балетной труппе театра 37 артистов, руководит ими заслуженный артист России, заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Андрей Меркурьев. 

Балетная труппа театра – постоянный участник ежегодного международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». С большим успехом спектакли театра были представлены на фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку», II Международном фестивале балета «Эстетика танца» в Ярославле и фестивале «Балетные сезоны» в Архангельске.

 Беседовал Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Роман Миронов: «Носить женщин на руках – это часть моей работы»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.