Крузенштерн и Кейзерлинг – исследователи Печорского края

Сто восемьдесят лет назад в Коми край прибыла научно-исследовательская экспедиция под руководством графа Александра Кейзерлинга. Для проведения астрономических и картографических работ на территории Печорского края в отряд был командирован военный моряк – капитан-лейтенант Павел Крузенштерн – сын знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна, совершившего первую русскую «кругосветку». С начала лета и до осени 1843 года отряды Кейзерлинга и Крузенштерна проделали огромный путь почти в восемь тысяч верст от южных районов края до побережья Белого моря и в обратном направлении. По рекам и речушкам они передвигались на лодках, по тундре – на нартах, по лесам и горам – пешком, по немногочисленным дорогам – на подводах. Так два российских немца стали первыми геологами-исследователями Коми края, которые провели научные изыскания на Печоре и севере Урала. Их поездка стала первой широкомасштабной научной экспедицией в Коми крае. Нет ни одного значительного научного труда по геологии и географии нашей республики, где не упоминались бы их работы.

Барельеф на старом доме

В этом году память исследователей решили увековечить в Сыктывкаре и восстановили барельеф с надписью: «В честь первой научной Печорской экспедиции 1843 года. Российским ученым Александру Андреевичу Кейзерлингу, Павлу Ивановичу Крузенштерну – исследователям Коми края». Рядом с портретами исследователей на памятном знаке изображен Троицкий собор, рядом с которым определялись первые гео-графические координаты Усть-Сысольска, карта Печорского края и Урала, а в верхней части – Полярная звезда и роза ветров.

Памятный знак изготовил известный скульптор Владимир Рохин еще в 1993 году. И тридцать лет назад мемориальный барельеф был установлен на стене самого старого каменного здания Сыктывкара – дома купца Суханова. Это единственный сохранившийся дом в городе, где гостили Крузенштерн и Кейзерлинг. Сейчас здесь Литературный музей Ивана Куратова (отдел Национального музея Коми). В конце 1990-х годов барельеф был утрачен – его украли, чтобы сдать как цветной металл. Неоднократно в обществе поднимался вопрос о восстановлении мемориала. В фондах музея истории просвещения Коми края СГУ имени Питирима Сорокина сохранилась модель, по которой производилась отливка оригинального барельефа, поэтому стало возможным сделать его точную копию. Исполнитель копии – известный мастер Игорь Самохвалов.

Александр Кейзерлинг

Экспедиция в загадочную terra incognita

Российская империя в начале XIX века обладала большими, но малоисследованными территориями, которые нужно было изучать. Огромные пространства еще оставались terra incognita (землей неизвестной) для исследователей и промышленников. Геологические изыскания были в зачаточном состоянии и носили характер предварительной разведки. В начале 1840-х годов император Николай I отдал приказ департаменту горных и соляных дел о создании геологической карты европейской части страны. В 1840 году директор департамента мануфактур и внутренней торговли министерства финансов барон Александр Мейендорф, знаток геологии и путешественник, по поручению правительства совершил экспедицию для исследования промышленности и природных богатств внутренних губерний России. К этой работе он привлек европейских геологов – шотландца Родерика Мэрчисона и француза Филиппа Вернейля. В экспедиции был и российский геолог и палеонтолог Андрей Кейзерлинг. На следующий год Кейзерлинг, определенный на службу по горному ведомству в качестве чиновника особых поручений, вновь вошел в состав экспедиции Мэрчисона и Вернейля. Собранный в этих экспедициях материал послужил основой для совместного двухтомного труда Мэрчисона, Вернейля и Кейзерлинга «Геология Европейской России и хребта Уральского». Это была первая сводная научная работа по геологии России и в течение многих лет она служила руководством для отечественных исследователей.

В 1843 году Александр Кейзерлинг уже сам возглавил экспедицию в Печорский край, который, по его словам, «представлял совершенно загадочную землю, подобную внутренней Африке». Экспедиция прибыла в Усть-Сысольск 7 июня 1843 года, местные власти оказывали ей всяческое содействие. Участники экспедиции исследовали верховья Печоры, реку Илыч, посетили гору Саблю, прошли по всей Печоре до ее низовий, из села Оксино (Ненецкий автономный округ) прошли по Тиманской тундре, переехали реку Индигу, возвратились на Печору в Пустозерск, поднялись по Печоре и Ижме до устья Ухты.

Павел Крузенштерн

Итоги экспедиции просто поражают. На реке Соплес был обнаружен каменный уголь, на реках Вымь и Пижма – гипсы, дано первое научное описание Ухтинского нефтеносного района, выявлены водные минеральные источники, выходы медной руды на реке Мутная. Описаны и нанесены на карту Серёговское месторождение каменной соли и залежи точильного камня на реке Вое, выходы кремня на притоках Вычегды. Участники экспедиции изучили Тиманскую малоземельную тундру – озера и реки, их протяженность, расстояния между ними, основные притоки, выяснили, в какие бухты Тиманского берега Северного Ледовитого океана могут заходить морские суда, в каких можно укрыться от бури. Наряду с подробным гидрографическим описанием авторы собрали сведения о том, какой лес растет на берегах рек, материалы о рыбной ловле, охоте и другой хозяйственной деятельности местного населения. В результате проделанной работы в 1846 году была издана первая точная карта Печорского края, долгие годы служившая пособием для ученых.

Часть экспедиции прошла раздельно. В селе Усть-Ухта пути Кейзерлинга и Крузенштерна разошлись: Кейзерлинг с одним проводником на легкой лодке поднялся вверх по реке Ухте, через Ухтинский волок перешел на реку Вымь, спустился по ней до устья на Вычегду и приехал в Усть-Сысольск. А Крузенштерн на четырех лодках с отрядом из тринадцати человек вместе с присоединившимся еще в Усть-Цильме промышленником и путешественником Василием Латкиным поднялся по Ижме до верховий, сделал переход до Вычегды и затем также вернулся в Усть-Сысольск. Он вез с собой все приборы, гербарии, коллекции, собранные в экспедиции. 3 октября 1843 года отряд Крузенштерна прибыл в Усть-Сысольск, где его ожидал приехавший ранее Кейзерлинг.

В августе Кейзерлинг с проводником пешком ходили из деревни Аранец (Печорский район) к горе Сабле посмотреть, нет ли там рудных полезных ископаемых, а Крузенштерн оставался в селе для наблюдений и обработок произведенных наблюдений. На Сабле Кейзерлинг ничего не нашел, но зато познакомился с представителями народа манси. «Соприкасался я также с почти неизвестным народом – с манси-остяками. На санях, запряженных оленями, они меня провезли сквозь заросшие и заболоченные леса вверх, до вершины Уральских гор, где они пасут свои стада. Они питаются сырым мясом и пьют теплую кровь свежезабитых животных. И я тоже должен был это попробовать, так как они в мою честь зарезали трех оленей. Этот народ с мягкими обычаями, невероятной честности и, я бы сказал, с особо тонким чувством», – упомянул в одном из своих писем Александр Кейзерлинг.

Кейзерлинг и Крузенштерн – выходцы из прибалтийских дворян, воспитанные на лучших традициях немецкой и русской культуры. Они получили домашнее образование.

Граф Александр Кейзерлинг (1815-1891 годы) – происходил из знатного остзейского рода, которому принадлежали несколько имений в Курляндии и Эстляндии – западных губерниях Российской империи (ныне это территории Латвии и Эстонии). Один из выдающихся геологов позапрошлого века, крупный специалист по сельскому хозяйству и видный общественный деятель своего времени, палеонтолог, путешественник и общественный деятель. Член-корреспондент по разряду физики и химии отделения физико-математических наук Академии наук. В 1833 году Кейзерлинг поступил в Берлинский университет на юридический факультет, но уже вскоре увлекся естественными науками – геологией, палеонтологией, зоологией.

Павел Крузенштерн (1809-1881 годы) учился в Царскосельском лицее. С 1823 года начал службу на кораблях военно-морского флота России юнкером. В 1826–1829 годах под командованием выдающегося мореплавателя и географа Федора Литке совершил кругосветное путешествие на шлюпке «Сенявин».

Тиманский кряж и плато Маньпупунёр

Вскоре после прибытия в Петербург Павел Крузенштерн получил известие о болезни жены и срочно выехал в Германию, где она лечилась. Кейзерлинг должен был один завершить обобщение материалов экспедиции и затем доложить результаты царю Николаю I. И он успешно справился с этим – 6 декабря 1843 года был с докладом у царя. А окончательные итоги исследований изложены в опубликованной в Санкт-Петербурге в 1846 году книге «Научные наблюдения при поездке в Печорский край в 1843 году». За свой труд авторы получили Демидовскую премию за 1847 год и медаль, присуждаемую за особо выдающиеся заслуги в научных исследованиях.

Участники экспедиции составили научное описание и геологическую карту Тиманского кряжа – одну из первых геологических карт России. Пройдя по всей Печоре до ее низовий, отряд прошел по Тиманской тундре, где был исследован северный край низкой, но широкой утесистой гряды. Основываясь на собранных геологических материалах, Кейзерлинг пришел к выводу, что эта гряда, как и возвышенности на реке Воль, принадлежит «к неизвестной до сих пор системе поднятия, из-за своей незначительной высоты, заметной лишь в безлесной тундре». Кейзерлинг назвал эту возвышенность Тиманским кряжем. На карте, составленной исследователями, Тиманский кряж был показан как более древнее горное образование, нежели Урал.

Александр Кейзерлинг и Павел Крузенштерн стали первыми учеными, увидевшими и описавшими столбы выветривания на плато Маньпупунёр. «Итак, мы отправились на нартах к высокой горе, на которой берет свое начало Печора, сначала через глухие сосновые леса, затем по заросшей мхом местности и по заболоченным землям, – писал Кайзерлинг. – После того как мы проехали 15 верст, нам встретились первые выступающие из мховного покрова камни; это была кварцевая порода с белой слюдой и хлоритом, которая переходила то в слюдяной сланец, то в хлоритный сланец, при этом всегда с преобладанием кварца. Такие же скальные породы простирались вплоть до Печоры-Ыл-Из, горы, на которой берет начало река Печора. Вскоре на нашем пути мы увидели Болвано-Из – гору, к которой мы направлялись. Она была сформирована теми же породами. Уже издалека она привлекала наше внимание огромными столбами, стоящими на горном хребте. Их формы причудливы, некоторые сужены вниз, самые высокие из них имеют высоту, пожалуй, более 100 футов, а один из более низких столбов – 87 футов».

К книге «Научные наблюдения при поездке в Печорский край» была приложена геолого-географическая карта Коми края с прямоугольной географической сеткой. Долготы на карте приведены от Парижа, Гринвича и Ферро. Кейзерлинг составил первую геологическую карту Печорского края, а Крузенштерн – первую географическую, с подробным нанесением рек, озер и населенных пунктов. Карта Крузенштерна более века служила основой для общих мелкомасштабных карт Коми края.

Любознательный зырянин

В своем труде ученые обстоятельно проанализировали границы Печорского края, статистические данные о количестве населения, размещении его по территории и сельским обществам; привели много исторических, экономических и этнографических сведений о зырянах. Исследователи отметили у зырян трудолюбие, честность, открытость и стремление помочь другим, ум, смелость и любовь к родной природе.

Уездные власти помогли ученым со снаряжением, выделили проводников. С экспедицией из Усть-Сысольска отправились старший лесничий уезда Греве и местный житель Филипп Попов. Как оказалось, Греве ни разу не побывал в восточной части уезда и оказался неспособным к полевым работам. Он стал обузой для экспедиции, часто прятался от комаров в закрытом пологе лодки, и, в конце концов, сбежал. Филипп Попов стал толковым помощником. Ученые назвали его «знающим литературные источники, грамотным, расторопным и любознательным зырянином», высоко оценили его заслуги в экспедиции. Спустя полтора столетия его правнучка, педагог и ухтинский краевед Раиса Попова написала очерк о Печорской экспедиции. Из него мы узнаем, что Кейзерлинг интересовался жизнью местного населения и в письмах родным часто упоминал о зырянах.

Филипп Попов выбирал дорогу, опрашивал местных жителей по вопросам, которые интересовали ученых, помогал собирать коллекции, находил местных проводников, собирал диалектные слова для русско-зырянского словаря. Для научного труда ученых он составил раздел по гидрографии Усть-Сысольского уезда. Уже после экспедиции Филипп перевел на родной язык «Краткое наставление о посеве, уборке, хранении и употреблении картофеля». Перевод напечатали в мае 1844 года и бесплатно разослали в коми деревни. Напомним, тогда в зырянском краю массово картофель не выращивали. После ознакомления с наставлением местные крестьяне задумались о пользе картофеля.

Кейзерлинг писал матери, что «зыряне – прекрасный, чистый народ простого склада, с тонким чувством открытости всему свету. Они услужливы и умны. Можно у них оставить деньги среди поля, и никто их не возьмет». Крузенштерн в письме к жене писал: «Дай бог, чтобы люди везде были такими честными. Здесь у них и в мыслях нет что-либо запирать и прятать. Деньги могут лежать где угодно, и никому в голову не придет их трогать».

Из занятий населения ученые описали: земледелие, скотоводство, охоту и рыбную ловлю. В низовьях Печоры хлеба сеяли мало, поскольку здесь часто бывали заморозки. «Своего хлеба, – пишут ученые, – в Печорском крае не хватает. Его привозят из двух мест. Чердынские купцы везут по Каме на Печору и вниз по течению. Но этот хлеб дорогой. Купцы здесь монополисты: они привозят хлеб раньше окончания рыбной ловли, дают его в долг, а затем назначают за рыбу очень низкие цены, поэтому зыряне из года в год остаются у них в должниках. Более дешевый хлеб привозят расторопные ижемские купцы на оленях по реке Усе из Сибири. Хлеб этот вдвое дешевле».

Ученые отметили ловкость и предприимчивость ижемцев. «Своим благополучием они обязаны оленеводству, – писали исследователи. – Ижемцы теснят ненцев, которые не могут им сопротивляться. Они постепенно беднеют, теряют земли и стада оленей и все больше попадают в зависимость от них. Оленьи шкуры у ижемцев стали важным предметом торговли».

Кейзерлинг описал и коми охоту: «Здесь я нахожусь среди зырян, многие из которых живут охотничьим промыслом. На целые месяцы они уходят в свои темные дремучие леса промышлять пушных зверей, не встречаясь с людьми… нередко удаляясь от своих селений на 500 верст. В разных местах — здесь и там, в снегу и в земле оставляют прикрытыми свои запасы, но никто из чужих, даже будучи голодными, не возьмет их».

От Печоры до Енисея

В дальнейшем Крузенштерн совершил еще ряд экспедиций на север и участвовал в совместных кампаниях с коми купцами, промышленниками, исследователями. Всего он провел в Печорском крае девять экспедиций, и даже получил прозвище Крузенштерна-Печорского.

В 1847 году Крузенштерн представил правительству проект плавания к Северному полюсу и просил предоставить ему для этой цели командование судном, но получил отказ. Тогда он решил снарядить экспедицию на собственные средства. На деньги, унаследованные им после смерти отца, построил и в 1849 году спустил на воду парусную шхуну «Ермак» для проведения гидрографических исследований Белого, Баренцева и Карского морей. Из-за штормов, разных организационных неурядиц, аварий и связанных с ними ремонтных работ не все намеченные исследования удалось осуществить. В 1849-1850 годах были исследованы берега Белого и Баренцева морей, устья рек Мезени и Индиги, сделаны детальная съемка и промеры глубин рукавов и фарватера Печоры. Морское министерство в 1870 году по результатам работ Крузенштерна издало «Руководство для плавания к устью Печоры».

В 1852 году по заданию министерства государственных имуществ Крузенштерн был послан в экспедицию в Печорский край для описания удобных путей сплава леса. В 1860 году он организовал экспедицию в Карское море в составе шхуны «Ермак» и бота «Эмбрио». Экспедиция потерпела крушение у берегов Ямала, участники с большим трудом сумели вернуться обратно по суше.

В 1855 году Крузенштерн получил от правительства привилегию на бесплатную вырубку и реализацию для собственных нужд лиственничного леса на берегах Печоры в течение 12 лет. Печорскую компанию по заготовке и вывозке лиственничного мачтового леса в Россию и за границу он организовал совместно с промышленниками Михаилом Сидоровым и Василием Латкиным.

В 1862 году Крузенштерн осуществил свою давнюю мечту – прошел морским путем от устья Печоры до устья Енисея.

К шестидесятилетию со дня рождения Павла Крузенштерна ему было присвоено звание вице-адмирала, по возрасту он получил увольнение с военно-морской службы. Но по-прежнему продолжал исследовательские работы в Печорском крае: в 1874-1876 годах проводил исследования реки Усы и правых притоков Оби с целью изыскания водного пути с Печоры на Обь. Он выдвинул идею о возможности постройки канала между притоками этих рек.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора и из открытых источников

1 Комментарий для "Крузенштерн и Кейзерлинг – исследователи Печорского края"

1. Очень интересно и познавательно.