Все краски белого потока

В Национальной галерее Коми открылась выставка, посвященная истории гиганта на Вычегде – Монди СЛПК. На ней представлены картины и скульптуры из фондов двух музеев, каждый из которых отмечает в этом году юбилей: Национальная галерея Республики Коми – 80 лет, музей комбината – 50 лет.

Начиная с 1960-х годов художники, скульпторы, графики, мастера декоративно-прикладного искусства Коми АССР создавали произведения, отражающие этапы роста первенца целлюлозно-бумажной промышленности Коми. Чаще всего работа носила заказной характер, и произведения оставались в музее СЛПК, часть работ хранится в Национальной галерее.

В экспозицию вошли работы признанных мастеров изобразительного искусства – Энгельса Козлова, Николая Жилина, Станислава Торлопова, Рема Ермолина, Александра Безумова, Владислава Мамченко, Виталия Кокачева. В процессе подготовки выставки было открыто новое имя. Это Роберт Кузьмин, проработавший художником-оформителем на СЛПК почти двадцать лет.  Его портрет работы Рема Ермолина также представлен в Национальной галерее. В пейзажах Роберта Кузьмина и Николая Жилина запечатлены виды деревни Слобода, которая в 1963 году исчезла с карты республики, а затем были разрушены и ее добротные деревенские дома.

Идеологически индустриальная и промышленная тематика в советском искусстве занимала одну из ведущих ролей. Художники Коми АССР получали заказы на производственные сюжеты. Благодаря взаимодействию искусства и промышленности мы можем наблюдать становление «белого потока» на берегах Вычегды, видеть людей, чьими усилиями был воздвигнут огромный комплекс. Самая масштабная работа на выставке – это картина Николая Жилина «Дорога на ЛПК». На ней изображена северная точка проспекта Бумажников (который вначале был улицей Химиков, а затем Комсомольским проспектом).

В экспозиции много живописных и скульптурных портретов рабочих и руководителей производства. В их числе, например, алюминиевый бюст Виктора Гайдаржи. Скульптор Анатолий Неверов запечатлел первого секретаря Эжвинского райкома ВЛКСМ с телефонной трубкой в одной руке и с ручкой в другой. Другая работа Неверова – бюст старшего машиниста картоноделательной машины Петра Власова.

На картине Рема Ермолина групповой портрет бригады Рауфа Шарифуллина. К пятилетию комбината и открытию при нем музея Ермолин сделал серию портретов бумажников. Другой наш классик – скульптор Владислав Мамченко создал скульптурный портрет токаря ремонтно-механического завода Сергея Богданова. А живописец Энгельс Козлов запечатлел шофера Якушева. Кстати, на выставке нет портретов и картин, созданных в наше время.

Экспозиция дополнена подлинными документами, фотографиями, экспонатами других музеев и мультимедийными материалами.

Отдельным блоком расположены самые интересные и необычные экспонаты музеев – подарки к юбилейным датам Сыктывкарского ЛПК. В частности, можно увидеть большой символический ключ, врученный директору комбината Олегу Ширяеву строителями в день пуска лесопромышленного комплекса 25 июня 1969 года. Сейчас ключ хранится в фондах нацмузея Коми.

Выходец из Кировской области, опытный специалист-лесопромышленник Олег Ширяев в должности директора комбината проработал до мая 1970-го, затем предприятие возглавил Николай Балин. Гигантом на Вычегде он руководил 19 лет. На выставке представлен бюст Николая Балина.

1969 годом датирована и модель первого рулона картона, выпущенного на комбинате. Здесь же можно увидеть часть настоящего рулона офисной бумаги. Много на выставке настенных вымпелов победителей соцсоревнований. Есть образцы лиственной и хвойной беленой и небеленой целлюлозы. Интересно увидеть пожелтевшую комсомольскую путевку, по которой на строительство комбината в Коми АССР из Ярославля в 1963 году «по призыву Коммунистической партии и Советского правительства добровольно» приехала Капитолина Толкушкина. В 1963 году ЦК ВЛКСМ объявил СЛПК всесоюзной ударной стройкой, и сюда со всех концов страны поехала молодежь. Неудивительно, что с 1959 по 1967 год численность жителей Сыктывкара выросла с 64 до 102 тысяч человек.

Название выставке дала книга «Белый поток» Виталия Мерца, вышедшая в 1979 году в Коми книжном издательстве. Книга, напечатанная на бумаге СЛПК, рассказывает о первых годах становления сыктывкарского комбината.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Все краски белого потока"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.