По руслу сердечных артерий

Эндоваскулярный хирург Ухтинской городской больницы Андрей Бойков видит своих пациентов буквально насквозь, а они без колебаний доверяют ему свое сердце. При этом, даже зная всю прозаическую «изнанку» человеческого тела, врач верит в существование высших сил, которые иногда приходят на помощь в совсем безнадежных случаях – а такие бывали в практике хирурга. В Ухту выпускник престижного московского медвуза приехал по программе «Земский доктор». Положенная выплата помогла его семье улучшить жилищные условия.

Эндоваскулярная хирургия – суперсовременное направление лечения. Ее главное отличие от традиционной хирургии в том, что все вмешательства производятся без разрезов – через небольшие проколы на коже под рентгеновским контролем в специальной рентгеноперационной. В большинстве случаев для выполнения эндоваскулярного вмешательства не требуется наркоз, выполняется только местное обезболивание. Так что эндоваскулярный хирург, в отличие от хирурга обычного, в процессе операции может еще и беседовать с пациентом, успокаивать его, объясняя смысл выполняемых действий.

Тому, кто со стороны наблюдал за работой эндоваскулярного хирурга, кажется, что она довольно однообразна: врач водит «трубочкой» где-то внутри тела. На взгляд специалиста, каждая операция уникальна.

– Эндоваскулярный хирург – как архитектор, мы видим русла сердечных артерий. У каждого пациента они разные. Конечно, есть определенные анатомические закономерности, которые мы знаем, но наряду с этим есть и анатомическая вариабельность, и врожденные аномалии развития сердечных артерий. В этом и различия, – описал свою работу врач.

Эндоваскулярные хирурги – специалисты, обладающие квалификацией хирургов и рентгенологов одновременно и умеющие работать со сложной медицинской аппаратурой. Всему этому приходится учиться не один год.

Андрей Бойков в той или иной форме учился медицине одиннадцать лет. Сначала шесть лет в Московском государственном медико-стоматологическом университете имени Евдокимова, известном в народе как «третий мед». После получения диплома молодому перспективному специалисту предложили на выбор два места прохождения ординатуры – в Москве и Новосибирске. Выбор врача был трудно предсказуем – Новосибирск.

– Национальный медицинский центр имени академика Мешалкина в Новосибирске мне в вузе знающие люди рекомендовали, потому что это один из немногих кардиохирургических центров, где ординаторам дают оперировать. Я поехал в Новосибирск, поступил в ординатуру бесплатно. Проучился два года, получил специализацию. Потом остался в Новосибирске еще на три года в аспирантуре по профилю сердечно-сосудистой хирургии, получил квалификацию преподавателя-исследователя, еще пять лет учился, – рассказал Андрей Бойков.

Обучение медиков после получения диплома происходит в первую очередь на практике. Хирург – один из тех специалистов, которые буквально держат жизнь человека в руках. Андрей Бойков не скрывает: удержать ее удается не всегда, хотя врач в каждом, даже безнадежном, случае делает все, что от него зависит.

– Если пациент изначально нестабильный, с гемодинамическим шоком, отеком легких, множеством сопутствующих патологий, то, бывает, его судьба предрешена еще до того, как его положат на операционный стол. И я прекрасно понимаю, что прогноз неблагоприятный. Все, что могу, – профессионально выполнить свои обязанности и положиться на волю судьбы, – объяснил хирург.

Каждая потеря пациента – тяжелый удар, не скатиться в депрессию помогает именно осознание добросовестно выполненного долга.

Но иногда случаются чудеса, которые хирурги с многолетним опытом рационально объяснить не могут: по законам анатомии и физиологии не может такого быть. Только руками разводят: чудо.

Однажды Андрей Бойков ставил стент в коронарную артерию немолодой пациентке.

– Все шло хорошо, но на контрольных снимках я увидел, что у пациентки произошла перфорация артерии, то есть артерия порвалась. Видно было массивное кровоизлияние в полость перикарда, своеобразной «сумки», в которой находится сердце. При поражениях сердца, при перфорациях артерий в эту сумку изливается кровь до тех пор, пока полностью на сдавит сердце так, что оно не может выполнять функцию насоса. Происходит остановка сердца. Сначала я немного опешил, потом сориентировался, кровотечение остановил процентов на тридцать, больше ничего сделать было нельзя, – вспоминает хирург.

Врач считал, что все закончится остановкой сердца и смертью пациентки. Женщину после операции перевели в блок интенсивной терапии в кардиологическое отделение. Через час провели ультразвуковое исследование, крови в перикарде не оказалось.

– По съемкам в операционной картина была очень страшной, я думал, что пациентка и часа не проживет. Но через час в перикарде было сухо. Я не знаю, как это объяснить, очевидно, есть силы свыше, которые остановили фатальный процесс. Пациентка выписалась из больницы, хорошо себя чувствует, у нее хорошие показатели. Все коллеги, которые видели снимки, тоже не могли понять, как такое возможно, – до сих пор, кажется, недоумевает врач.

Но хирург уверен, что на операционный стол лучше не попадать, поэтому имеет смысл заняться профилактикой атеросклероза, приводящего к инфарктам и инсультам. Как отметил Андрей Бойков, у медиков до сих пор нет единого мнения о причинах возникновения этого грозного заболевания, которое до поры до времени протекает абсолютно незаметно. Однако здоровый образ жизни, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек в любом случае благотворно скажется на состоянии здоровья.

В Ухтинскую городскую больницу, расположенную в поселке Шудаяг, Андрей Бойков приехал в мае 2021 года. Говорит, что город пришелся по душе сразу: небольшой, уютный, со своей неповторимой атмосферой. А главная особенность – это тишина, которой так не хватает в мегаполисах и которой так хочется после тяжелого дня в операционной.

Людмила ВЛАСОВА

Фото из личного архива Андрея Бойкова

Оставьте первый комментарий для "По руслу сердечных артерий"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.