Нювчимские переливы

До поселка Нювчим Сыктывдинского района менее часа езды на машине от столицы Коми – по трассе полсотни километров, а по прямой всего тридцать один. Но далеко не все сыктывкарцы бывали в Нювчиме, и многие не знают, чем знаменит поселок и что здесь можно посмотреть. В рамках проекта «Народный маршрут» мы предлагаем читателям «Республики» отправиться в однодневное путешествие и посетить одно из интереснейших мест родного края. Те, у кого нет автомобиля, могут без проблем съездить в Нювчим на автобусе или даже на велосипеде.

Есть что посмотреть

Более двух с половиной веков назад был пущен в строй Нювчимский чугунолитейный завод. Проработал он до 1995 года. Невозможно подсчитать, сколько за этот период здесь было отлито разнообразных изделий из чугуна. Их и сейчас можно встретить на улицах Сыктывкара: канализационные люки, литые заборные решетки. Нювчим стал единственным местом в Коми крае, где занимались художественным литьем из чугуна. Большая коллекция изделий нювчимских мастеров-чугунолитейщиков собрана в Национальном музее Коми, есть их изделия также в Музее истории и культуры Сыктывдинского района. В самом поселке коллекцию местного литья можно увидеть в библиотеке. Историю завода и изделия местных мастеров собирает поселковый библиотекарь Анна Недорезова.

– Пять лет назад разработали туристический маршрут «Нювчимские переливы», – рассказала Анна Недорезова «Республике». – Он действует, и мы представляем его гостям.

По словам библиотекаря, в Нювчиме существует шесть исторических площадок. Первая достопримечательность – это так называемое «море» – бывший заводской пруд, в котором теперь разводят рыбу, а зимой устраивают соревнования по подледному лову. Вторая – это дом-музей уроженца села, музыковеда и фольклориста Прометея Чисталёва. Третья – развалины чугунолитейного завода. Четвертая – поселковая библиотека с музейно-выставочным комплексом. В библиотеке помимо чугунных изделий можно увидеть работы местных мастериц кружевоплетения (некоторым из кружевных изделий более сотни лет) и копии картин художника-фронтовика Павла Семячкова. К достопримечательностям можно отнести и «маевочный» комплекс (место проведения первых маевочных встреч революционно настроенных рабочих в начале прошлого века). С 2015 года в центре поселка строится православный храм великомученика Димитрия Солунского. Службы в нем уже идут.

– Доехать до Нювчима из Сыктывкара можно на своем транспорте или на автобусе маршрута №107, благо рейсы почти каждый час, – сообщила Анна Недорезова. – Чтобы самостоятельно обойти поселок, хватит пары часов. Можно заранее «ВКонтакте» заказать экскурсию у методиста дома-музея Прометея Чисталёва Валентины Каплун. А вот столовых и гостиниц в поселке, увы, нет. Еду можно купить в продовольственном магазине, а переночевать не получится нигде. Поэтому нужно планировать однодневную поездку.

По словам собеседницы «Республики», в последние годы поселок часто посещают организованные группы туристов:

– Сейчас мы тесно сотрудничаем с туристическим центром «Счастливая жизнь» под руководством Инги Усачёвой, которая по предварительной договоренности привозит туристов. Они начинают экскурсию с посещения дома-музея Чисталёва. Потом идут знакомиться с поселком, тем же самым «морем» и «заводом». В Доме культуры узнают про творчество хора, играют на музыкальных инструментах, проходят мастер-класс. Завершается тур в библиотеке, где мы знакомим гостей с биографией знаменитых уроженцев поселка, показываем документальный фильм про Чисталёва, пьем чай и пишем письмо на необычных открытках с изображением нашей северной природы. Их автор – двоюродная племянница композитора москвичка Алевтина Стручкова.

Валентина Каплун рассказала «Республике», что туристы обращаются к ней довольно часто:

– Мы предлагаем им пеший маршрут. С историей села и чаепитием. Маршрут всем нравиться, и отзывы всегда только положительные. Существует проблема транспорта для больших экскурсий. А по одному-два человека два-три раза в неделю приезжают. Отдельные мероприятия проводим для детей. Бывают и творческие встречи.

Чугунных дел мастера

На территории Коми края развитие горнорудного производства началось еще в XIV веке. В 1569 году московским купцам было дано разрешение на поиски железной руды на реках Вычегде и Сысоле. Но так как завода в Коми крае построено не было, то десять лет руда вывозилась в Англию. Иван Грозный запретил дальнейшую разработку месторождений. В 1750-х годах устюжские купцы Панов и Плотников нашли в бассейне Сысолы месторождения железной руды. В 1754 году они обратились в Берг-коллегию с просьбой о разрешении на строительство завода. Разрешение дали, и в 1757 году началось строительство завода при слиянии рек Нювчим и Дендель.

В 1761 году завод был пущен в строй. Вместе с Кажимским и Нючпасским заводами он стал одним из первенцев индустрии в Коми крае. Он намного пережил те два завода, и только в Нювчиме занимались художественным литьем из металла. При заводе вырос поселок, куда приехали обученные заводскому мастерству государственные крестьяне Вятского и Великоустюжского уездов. Также на производстве были заняты временные работники из местных крестьян. Они добывали и возили на производство руду, рубили лес, выжигали уголь и выполняли подсобные работы. В 1774 году в Нювчиме вспыхнули волнения, которые очевидцы сравнивали с прошедшим в те годы Пугачевским восстанием. Только масштабы были поменьше: рабочие избили на улице представителей заводской администрации, а затем били окна в заводской конторе. В дело вмешались уездные власти: прибывшие на завод военные водворили порядок и арестовали зачинщиков бунта.

За свою долгую историю завод неоднократно менял владельцев. В 1856 году его выкупил известный российский промышленник, владелец ряда железоделательных и чугуноплавильных предприятий Дмитрий Бенардаки, ставший прототипом одного из героев поэмы Гоголя «Мертвые души». Основной продукцией были чугун и железо. После 1776 года здесь стали изготавливать орудийные снаряды, якоря, чугунный балласт для кораблей, листовое и штыковое железо. В годы Первой мировой войны завод поставлял балласт для кораблей и корпуса для мин (один такой корпус был найден в поселке). С 1914 по 1916 год выпуск чугуна и железа в Нювчиме достиг наивысших объемов.

В 1880-е на предприятии ос-воили художественное литье, получившее название кабинетного. Оно представлено скульптурами, бюстами, ажурными полочками, декоративными тарелками, рамками для портретов, шкатулками, пепельницами, спичечницами, подсвечниками, чернильницами, рамками и другими предметами. Свою роль в массовом распространении этих изделий сыграла их невысокая стоимость по сравнению с бронзовыми.

Нювчимские женщины славились мастерством плести кружева из нитей, а заводские мастера отливали кружева из чугуна. И эти кружева, как обычные, так и чугунные, в конце позапрошлого столетия стали традиционным украшением в домах жителей Коми края. Для тиражирования мастера выбирали предметы, разработанные на крупных чугунолитейных заводах в городах Касли и Куса. Это бюсты русских писателей, Наполеона, ряда российских царей (а затем вождей советского государства, Кирова, Свердлова), декоративные тарелки, слоники, лошадки. И по сей день во многих домах Нювчима можно встретить местные чугунные украшения. Еще Нювчим славился своими баранками. К сожалению, сейчас их здесь не пекут.

В советские времена предприятие выпускало продукцию военного и хозяйственного назначения, а мастера продолжали «плести» чугунные кружева. В годы Великой Отечественной войны на заводе отливали корпуса для гранат, делали походные кухни, сани, телеги, деревянную мебель, школьные парты и даже коромысла. Предприятие поражало своей всеохватностью. До 1950-х годов работал зеркальный цех. Также здесь были эмаль-цех, лесопильный, литейный, механический, обозный, склад по разделке леса, подсобное хозяйство, электростанция, конюшня, заводская баня, столовая, котельная. До середины 1970-х в пяти километрах от поселка, на Сысоле, находилась пристань, куда на баржах доставляли сырье для производства. Местные руды оказались малоперспективными, и в советское время завод работал только на привозном сырье. В начале 1980-х завод посчитали убыточным, и ставился вопрос о закрытии. Но все-таки приняли решение его реконструировать. В 1988 году был возведен новый корпус, начался монтаж литейного оборудования. Затем грянула перестройка, и финансирование работ прекратилось. В 1993 году завод продали в частные руки, и уже через два года старинное производство было закрыто. Вскоре население поселка сократилось почти втрое.

– Я выросла в Нювчиме и всегда интересовалась историей завода, – поведала Анна Недорезова. – С детства хорошо помню звук заводского гудка. С утренним гудком рабочие спешили на работу, а после полуденного шли на обед. Мои дедушка и бабушка работали на этом заводе, а мама была начальником цеха. В школьные годы мы проходили на заводе практику: после уроков я приходила в горячий цех, любовалась искрами от чугуна, смотрела, как заливальщики несут чугун в ковше к приготовленным формам. А в горячий цех детей не пускали. Что мне запомнилось больше всего, так это земляной пол, рабочие-заливальщики, женщины в кирзовых сапогах, доменная печь с искрами и мрачный горячий цех.

Родина Прометея

В 2004 году в Нювчиме открылся дом-музей Прометея Ионовича Чисталёва, который родился в поселке в 1921 году. Как и большинство его ровесников, был участником Великой Отечественной войны. После демобилизации окончил Коми пединститут и работал учителем математики в Нювчимской школе. В 1952 году учитель-фронтовик поступил в Сыктывкарское музыкальное училище. И три года спустя, будучи еще студентом, возглавил это учебное заведение и преподавал математику и физику студентам музучилища. Тогда же начал сочинять музыку.

Первый успех ему принесла песня «Величальная Москве». Он автор более ста песен, нескольких музыкальных спектаклей и инструментальной музыки. В 1978 году стал первым председателем Союза композиторов Коми АССР. Главной его страстью было собирание, запись и изучение образцов коми народной музыки и национальных музыкальных инструментов. Работая с 1960-х годов в Коми филиале Академии наук СССР, ученый из каждой экспедиции привозил самобытные музыкальные инструменты. Среди прочего он обнаружил сигудки, на которых в коми деревнях играли еще в середине прошлого века. Прометей Чисталёв создал трехтомный свод «Коми народные песни».

С 1971 года в составе авторского коллектива работал над трехтомной «Историей коми литературы», первый ее том целиком посвящен фольклору. Скончался ученый летом 1988 года. Отец композитора Иона Чисталёв и родной дядя Вениамин Чисталёв (Тима Вень) также оставили большой след в культуре и литературе республики. В 2019 году внук Прометея Ионовича Роман Чисталёв официально передал родовой дом Сыктывдинскому музейному объединению. Сейчас дом Чисталёвых принимает туристов.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми

Оставьте первый комментарий для "Нювчимские переливы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.