Игорь Бобраков: «Я не ощущаю своего возраста»

2018 год

Сыктывкарский журналист и писатель Игорь Бобраков говорит, что не ощущает своего возраста. Но так было не всегда. Радикально изменить образ жизни на здоровый его побудила болезнь, а достичь позитивных результатов – сила воли и любовь к жизни. «Республика» продолжает цикл публикаций, посвященных укреплению общественного здоровья – одному из пяти направлений национального проекта «Демография».

Все началось с депрессии, которая поразила мужчину 12 лет назад, в 2010 году. Он тогда имел лишний вес, массу различных болячек, а тут еще началась депрессия, носившая довольно странный характер – ежедневно в одно и то же время поднималась температура и мучил кашель.

– Сначала меня лечили от бронхита, потом отправили на лучевую диагностику легких. Врач на приеме стала на меня кричать, почему я не пришел сразу, ведь у меня левосторонняя пневмония, на снимке же видно. Но как я мог определить это по снимку? Врач в итоге отправила меня записываться на прием к пульмонологу, – вспоминает Игорь Бобраков.

С температурой и кашлем пациент отправился к пульмонологу, но оказалось, что запись начнется только через месяц. Пришлось идти к платному специалисту. Врач тут же прописала постельный режим и ряд препаратов. Прошла неделя, вторая, третья, ничего не изменилось – все так же температура 37 с небольшим. Тогда больной решил самостоятельно определить свое состояние, набрал в интернете: «рак легких» – и нашел у себя все до единого признаки этой болезни.

– Конечно, я читал «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома Клапки Джерома, где главный герой нашел у себя все болезни, но все равно это «открытие» меня ошарашило и испугало. За год до этого умер мой друг от рака желудка, на поминках узнал в подробностях, как он умирал. Я представил, что меня ждет, и был в ужасе, – рассказал журналист.

Затем была назначена повторная лучевая диагностика, на которую пациент шел как на Голгофу. Думал, что, если подтвердится самый страшный диагноз, напишет родным прощальную записку и что-нибудь с собой сделает.

Рентгенолог попросил захватить с собой первый снимок, и, когда пациент зашел, он, не обращая никакого внимания, продолжал что-то записывать.

– Упавшим голосом я его спросил: «Доктор, что там?» «У вас-то? – вопросом на вопрос отреагировал он абсолютно равнодушным голосом. – У вас ничего нет». Я чуть не сказал ему: «Что, точно рака легкого нет?» Но вспомнил, что мне такого диагноза не ставили, и переспросил: «А левосторонняя пневмония рассосалась?» Он говорит: «А ее и не было». Я подошел к снимкам и увидел, что и на старом, и на свежем снимках на левом легком видно одинаковое пятно, похожее на ладонь. Спросил, что это такое, и врач ответил, что это тень от сердца, которую приняли за пневмонию.

На следующий день Игорь Бобраков должен был быть на приеме у врачей в диагностическом центре и в поликлинике, но никого из них не застал: один врач заболела, а другая уволилась. Новая врач-терапевт заверила, что он абсолютно здоров, а что касается кашля и температуры – то это психическое.

2007 год

Знакомый психотерапевт отправил журналиста в отделение неврозов. Два месяца лечения дали свои результаты: температура к концу третьей недели перестала подниматься, потихоньку утих кашель, и общее состояние постепенно нормализовалось. Но после этого Игорь Бобраков почувствовал тягу к обновлению. Он стал ходить в бассейн, следить за питанием.

А еще случай свел его со специалистом по сну. Сомнолог обследовала пациента и установила, что он плохо спит и часто просыпается по ночам из-за синдрома Пиквика, и связано это с лишним весом. Оказалось, что у него ожирение первой степени. Врач посоветовала сбросить восемь килограммов, чтобы перейти в категорию «избыточная масса тела». После этого можно будет сделать процедуру лазером и устранить причину частого просыпания по ночам – остановку дыхания во сне – апное.

Игорь Бобраков вспомнил, что толстеть начал еще в девятом классе, после того как бросил заниматься спортивным плаванием. К плаванию он приобщился, когда семья жила в Кишиневе. По возвращении в Сыктывкар пришлось отказаться от спорта, потому что бассейн в столице республики был тогда только один – в Эжве и времени на поездки старшекласснику не хватало. Сомнолог посоветовала возобновить занятия плаванием, и Игорь Бобраков стал посещать бассейн пять раз в неделю, где плавал по два километра за сеанс.

Параллельно стал думать, от какой еды можно воздержаться ради похудения.

– Я любил бутерброды и поначалу отказался от масла и белого хлеба, перешел на черный хлеб. Стал уменьшать порции. По утрам решил есть каши без молока и сахара. Получилось жутко невкусно, поэтому просто уменьшил в два раза дозировку сахара и молока. Утром позволял себе одну чашку кофе, на обед – салат и очень скромную порцию второго, на ужин чай без сахара с половинкой сочня, за два-три часа до сна – однопроцентный кефир. Первые недели, особенно по вечерам, испытывал довольно сильное чувство голода, но постепенно оно сошло на нет. Вес стал уменьшаться, и когда я в следующий раз пришел к врачу, то сбросил уже не восемь килограммов, а 15. Сомнолог снова провела обследование и выяснила, что апное у меня прошло, можно обойтись без операции, – рассказал Игорь Бобраков.

Вес продолжал снижаться, и в итоге мужчина похудел на 25 килограммов:

– Сорок лет я был толстяком и вдруг стал стройным. С 95 килограммов похудел до 70-ти. Одна моя знакомая увидела меня и сказала: «Смотрю, на перекрестке половина Бобракова стоит». Изменения, которые стали происходить в моей психике, связаны с тем, что мне очень захотелось жить. В отделении неврозов я спросил у доктора, чем вызвана моя депрессия, и он ответил, что это кризис среднего возраста. Я удивился – 56 лет – это средний возраст? «Да, – говорит, – это самый что ни на есть средний возраст. Посмотрите на режиссера Юрия Любимова, ему 94, а он еще скандалит». Он тогда со скандалом ушел из театра на Таганке. Я подумал: а ведь чтобы скандалить, надо иметь энергию, молодой задор. Любимов в 94 года продолжал работать, ставил спектакли. И я для себя решил: 56 лет – это не возраст дожития, это возраст, когда можно жить активно, осваивать что-то новое.

И Игорь Бобраков действительно стал осваивать новое: научился водить автомобиль, начал заниматься литературой, писать рассказы, романы, размещал их в интернете, и спустя некоторое время в московском издательстве вышла его книга, в драмтеатре поставили его пьесу, рассказы опубликовали литературно-художественные журналы. А сейчас журналист и писатель еще освоил профессию гида и водит экскурсии по Сыктывкару.

Благодаря бассейну он избавился от большинства болезней, которые у него были. В частности, раньше сильно болела спина, а сейчас больше не тревожит. Правда, все-таки новоиспеченный зожник перестарался и на соревнованиях по плаванию «заработал» инфаркт.

Впоследствии, анализируя, почему с ним это случилось, Игорь Бобраков понял, что страдал одним смертным грехом – чревоугодием. Причем не столько сам, сколько по работе – в 90-е и нулевые годы журналистов часто приглашали на банкеты. В результате многие набирали лишний вес, а забитые сосуды приводили к смертям.

– Хорошо, что я похудел, потому что, когда лежал с инфарктом в кардиоцентре, заметил, что в отделении совсем нет толстых людей. Поинтересовался у лечащего врача: «А почему у нас толстых нет? У них, что, инфарктов не бывает?» Врач ответила: «У них инфаркты бывают еще чаще, чем у худых, но они, как правило, не выживают». Это надо иметь в виду.

В продолжение своего здорового образа жизни Игорь Бобраков стал вместе со своими друзьями ездить в велосипедные туры по Европе. Сейчас дважды в день – утром и вечером он мониторит свое давление, пульс и вес. Физическая активность сводится к трем вещам: это прогулки минимум два часа в день или плавание в бассейне, летом велосипедные прогулки.

И, конечно, очень большое значение играет питание.

– Все люди индивидуальны, и нужно учитывать особенности своего организма. Я не верю в легкие способы похудения – таблетки и тому подобное. Для похудения только один рецепт – мало есть и много двигаться. Нужна сила воли, без этого никак. Как я установил на собственном примере, 80 процентов мотивации к еде – это не потребности организма, а желание получить удовольствие. Поэтому если хочется есть, а необходимо худеть, надо найти какой-то другой способ получить удовольствие. Оно у всех индивидуальное. Все вкусное, что создала природа, – фрукты, овощи, мед и прочее – полезно. Все вкусное, что создал человек, – торты, пирожные, колбасы, копчености – вредно. Вкусное от природы есть можно, а вкусное от человека следует максимально ограничить, – считает Игорь Бобраков.

Зожник старается контролировать вес, поскольку знает многих, кто смог похудеть, но не смог затем удержать низкий вес. Похудевший человек расслабляется и постепенно килограмм за килограммом набирает прежний вес. Поэтому тут нельзя давать себе спуску.

Напоследок собеседник издания дал несколько полезных советов.

– Я бы посоветовал пенсионерам, таким как я, четыре вещи. Во-первых, это физические нагрузки. Второе – здоровое питание. Третье – освоение каждый раз чего-то нового. Не идти по привычному пути, а учиться, осваивать новые для себя навыки, новые увлечения. И четвертое, самое приятное, – надо получать удовольствие от жизни. Причем отказаться от самого легкого способа его получения – еды и алкоголя. Удовольствие надо получать по Эпикуру. Эпикур, считавший, что жить надо ради удовольствия, всегда предостерегал от погони за удовольствиями. Удовольствия надо получать от жизни, которые она сама дает. От еды тоже можно, но необязательно гоняться за большим количеством еды. Можно от обычной каши и чашки кофе по утрам. Не надо тратить большие деньги. Хорошая погода, солнце, прогулка, чтение книг, любимая музыка, кино – все это удовольствие. И самое главное – работа. Будучи пенсионером, можно уже выбрать себе такую работу и занятие, от которых получаешь удовольствие. Все вместе – это активный образ жизни.

В заключение Игорь Бобраков признался, что не ощущает своего возраста и не может поверить, что ему 67 лет. Физическая нагрузка не приносит опустошения и усталости.

– Надо просто по жизни быть активным, – заключил собеседник издания.

Галина ВЛАДИС

Фото из личного архива Игоря Бобракова

Оставьте первый комментарий для "Игорь Бобраков: «Я не ощущаю своего возраста»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.