Мосты особого значения

Завершение строительства дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар на территории Коми требует порядка 25 миллиардов рублей. Такую цифру привел на прошедшей 22 апреля пресс-конференции заместитель министра строительства и ЖКХ Коми Эдуард Слабиков. Также он ответил на вопросы, касающиеся ремонта мостов, освоения инфраструктурного кредита, технической проверки состояния дорог.

Объем Дорожного фонда Коми в нынешнем году составляет 8,508 миллиарда рублей. 876 миллионов из них – средства федерального бюджета, это немного меньше, чем в прошлом году, когда из казны страны республика получила больше миллиарда. Однако, как отметил Эдуард Слабиков, в этом году пошли повышенные акцизы с федерального уровня, и это компенсировало разницу. Из республиканского бюджета на дороги выделено порядка 7,6 миллиарда. Распределены средства следующим образом: более 1,98 миллиарда – на стройку и реконструкцию автодорог (1,3 миллиарда – оплата по концессионному соглашению за уже сделанные участки на трассе Сыктывкар – Нарьян-Мар, платить нужно до 2025 года); 2,1 миллиарда – содержание автодорог; капремонт – более 1,89 миллиарда; на поддержку дорожных работ муниципальным властям – более 1,77 миллиарда. Часть дорожных работ в Коми проводится по линии соцпартнерства с предприятиями. Монди СЛПК, например, в этом году выделяет на такие цели в разных муниципалитетах порядка 130 миллионов рублей.

Заместитель министра напомнил, что в этом году по поручению главы Коми было выделено 800 миллионов рублей на местные дороги, по которым детей возят в школы или садики.

– Плюс в этом же году мы, помимо местных дорог, основной упор делаем на республиканскую сеть таких же дорог, где ездят школьные автобусы. Понятно, что все дороги у нас едины, по одной и той же сети и школьников возят, и другие жители перемещаются. Поэтому в целом дорожная сеть от такого изменения направления в финансировании в пользу школьных маршрутов не пострадает, – пояснил Эдуард Слабиков.

Также заместитель министра ответил на вопросы, касающиеся строительства дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар. В Коми на этой дороге нужно сделать еще 25 километров на территории, относящейся к Усинску. Это участки Акись – Ошкуръя и Ошкуръя – Усть-Уса.

Что касается передачи этой трассы в федеральную собственность, то точных сроков, когда это произойдет, пока назвать нельзя. В конце 2021 года руководитель Дорожного агентства России Роман Новиков провел совещание по видеосвязи с главами Коми и НАО. Тогда было сказано, что в 2022-м будет рассмотрен вопрос о дополнительном финансировании строительства этой трассы. Высказывалась идея о ее передаче на федеральный уровень в 2023 году, а не в 2026-м, как предполагалось ранее. При таком варианте окончание ее строительства можно было финансировать уже из федеральной казны. Но в нынешней политэкономической ситуации конкретное решение по этому вопросу пока откладывается.

В то же время для регионального бюджета Коми окончание строительства трассы сейчас фактически не по карману – нужно порядка 25 миллиардов рублей. Причем большая часть средств пойдет даже не на саму дорогу, там нужна скорее реконструкция, чем стройка, затраты на нее – около четырех миллиардов. Просто на этом участке транспорту нужно преодолевать реку Печору в районе Усть-Усы. Зимой это можно сделать по ледовой переправе, а в прочие сезоны только на пароме, рейсом от Усть-Усы до Усть-Лыжи, который идет порядка двух-четырех часов. Предполагаемые расходы на строительство так называемого внеклассного моста – то есть нестандартного по длине и конструкции – составят порядка 21 миллиарда рублей. Сложность и дороговизна работ обусловлена тем, что в этом месте ширина самой реки 1,2 километра, а еще около шести километров – заливные подходы, по которым обычную трассу не проложить.

– Если брать полностью эстакадную часть, то это 7,2 километра надо построить, либо высокой укрепленной насыпи, либо просто эстакадами такой длины мост, – пояснил Эдуард Слабиков, отметив, что нет ясности, в какую сторону будет смещен створ моста. – Нужны еще предпроектные работы, чтобы определить все-таки, где будет стоять мостовой переход.

По его словам, сейчас финансирования у региона не хватит ни на предпроектные работы, ни на само проектирование, которое должно за ними последовать.

– Мы с федералами договорились, что не будем сами строить ничего. У нас на это нет ни сил, ни средств. Просто определим земельные участки, которые попадут в предпроект. Но дорожная карта по строительству пока не утверждена в Росавтодоре, взяли тайм-аут, – отметил заместитель министра.

При этом Эдуард Слабиков подчеркнул, что сам факт, что на федеральном уровне вообще «начали обращать более пристальное внимание» на трассу Сыктывкар – Нарьян-Мар, обсуждать вопросы, с ней связанные, уже очень хороший знак.

Что касается тех участков дороги, что строятся со стороны НАО, то их строительство профинансировано из федерального бюджета, и, скорее всего, эта часть трассы будет введена в эксплуатацию досрочно.

Вообще мосты, пожалуй, самые проблемные объекты, когда идет речь о дорогах Коми. Рек и ручьев в республике немало, а переправы терпят большие нагрузки из-за перегруженных тяжеловозов. И если по разбитой дороге еще можно проехать, то рухнувший мост – это ЧП если не регионального, то муниципального значения.

– В прошлом году планировалось запустить федеральную программу «Мосты и путепроводы». Но в связи с тем, что не у всех регионов такая ситуация, как у нас с мостами, было принято решение эту программу трансформировать в «Автомобильные дороги, мосты и путепроводы». Некая такая сборная солянка получилась. И мы с федерального уровня по данному направлению получили порядка 300 миллионов. Примерно по столько же, вероятно, будем получать ежегодно. Мы постоянно проводим обследование мостов, у нас есть перечень тех, что требуют первоочередного ремонта. В этом году больше десяти мостов будем строить или ремонтировать. Например, в рамках субсидии планируем делать мост на Подчерье в Вуктыле, по соглашению с Монди СЛПК – небольшие мостики в Удорском районе, – сообщил Эдуард Слабиков.

В этом году завершается капитальный ремонт моста через Вычегду в районе Слуды. Возобновятся работы на мосту через Лемъю на участке между Сыктывкаром и Корткеросом.

– Этот мост уже много лет не можем построить из-за ошибки проектировщика, – рассказал представитель минстроя Коми. – Сейчас мы получили новый проект, строительство моста уже находится в торгах.

Недостроенный мост сносить не будут, его лишь частично демонтируют, убрав неправильно установленные сваи, которые нужно будет заменить на новые.

Проектные работы по ремонту или строительству дорожники Коми ведут сегодня в основном по мостам, но есть проектные работы по дорогам. Например, в этом году будет готов проект по 22-километровому участку Ижма – Диюр. Еще один такой участок: Мозындор – Едва в Удорском районе.

Говоря о федеральных средствах для дорожной отрасли Коми, заместитель министра напомнил о работах в Сыктывкаре, которые пройдут за счет инфраструктурного кредита, полученного республикой на льготных условиях. Средства эти – более 800 миллионов рублей – пойдут на капитальный ремонт дороги в човском промузле. Фактически это поддержка от государства для компании «Лузалес», которая намерена построить в этом районе завод по производству фанерных плит, куда вкладывает более 12 миллиардов рублей. Компания в свою очередь развивает социальную инфраструктуру на этой территории, например, открывает детский сад.

Планируется, что под капитальный ремонт должен попасть в этом году участок от пересечения с объездной до пересечения с улицей 2-й Промышленной. Заместитель министра рассказал, что в целом за два года будут отремонтированы почти все дороги в этом районе – улицы 1-я, 2-я и 4-я Промышленная, путепровод. Так что и работать, и жить здесь будет комфортнее.

Заместитель министра отметил, что в нынешнем году при подготовке конкурсных процедур пришлось пересмотреть стоимость работ, поскольку прошлые расчеты делались на основании цен 2021 года.  С учетом удорожания материалов суммы контрактов меняются. Эдуард Слабиков пояснил, что в основном рост цен пришелся на гранитный щебень и битум. И то, и другое завозится из-за пределов Коми.

Раньше в республике производили свой битум, причем хорошего качества, но вряд ли это производство будет восстановлено. Чтобы оно было экономически эффективным, нужно делать объемы битума, в сотни раз превышающие те, что нужны Коми. А вывозить его потом в Центральную Россию невыгодно. Гранитный щебень нужен для нового варианта щебеночно-мастичного асфальтобетона – ЩМА-16. Это более надежное покрытие, чем было раньше, но производителям щебня ради него пришлось покупать новое оборудование, на старом фракцию нужных параметров не произвести. Отчасти с этим, а также с сезонным спросом и связан рост цен. Щебень из Чиньяворыка – доломитовый, он годится только на нижние слои дорожной одежды.

В целом заместитель министра отметил, что рисков невыполнения запланированных работ в этом году он не видит. Все вопросы решаемы, тем более что стройматериалы для дорожной отрасли производятся в России за небольшими исключениями вроде некоторых присадок для битума. Может возникнуть проблема с запчастями для импортной дорожной техники, но пока некий запас прочности есть.

Еще одна тема, поднятая на пресс-конференции, – состояние дорог в Коми, как региональных, так и муниципальных. Сейчас, по словам Эдуарда Слабикова, считается, что в нормативном состоянии находится 51 процент дорог республики. Но замминистра отметил, что эта цифра, вероятно, изменится после того, как республика увидит данные полной технической диагностики. В течение двух лет в регионе продолжалась работа по созданию электронного банка данных. По всем участкам дорог сделаны подробные описания: в каком они состоянии, какова ширина проезжей части, какие установлены знаки, есть ли светофоры, объекты сервиса, памятники и прочее. Для каждой дороги будет оформлен паспорт. Всего нужно было обследовать 4,5 тысячи километров дорог во всех муниципалитетах, кроме Инты и Воркуты. Занимается этим специализированное саратовское предприятие, его услуги обошлись республике в 97 миллионов рублей. Полностью работы должны быть завершены в июне, примерно треть данных регион уже от подрядчика получил.

Эдуард Слабиков объяснил, зачем вообще нужно было создавать такой банк данных, тем более в условиях дефицита средств в дорожной отрасли. Во-первых, возникали вопросы со стороны Контрольно-счетной палаты Коми: как именно дорожники определяют объекты для будущего ремонта. Ответ, что в первую очередь визуально – видно же даже невооруженным глазом, где асфальт уже изрядно разрушен, – контрольный орган не устроил. Теперь же КСП получит официальное подтверждение от экспертов, что на том или ином участке дорожное покрытие действительно в плачевном состоянии. Во-вторых, такие же данные понадобились и федеральному Дорожному агентству, чтобы определять достижение целевых показателей по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». К слову, по этим целевым показателям в Сыктывкаре к 2026 году в нормативном состоянии должно быть не менее 85 процентов дорог, а в Коми в целом не менее 50 процентов.

Плюс от подробного технического обследования дорог в том, что при нем могут обнаруживаться скрытые дефекты, когда визуально асфальт хороший, но глубокие пробы показывают, что в нижних слоях дорожной одежды уже идет какое-то разрушение. Таким образом, средства на ремонт того или иного участка можно запланировать заранее. ↓

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора и Минстроя Коми

Оставьте первый комментарий для "Мосты особого значения"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.