Важнейшее из искусств

Народный дом в Сыктывкаре, 1932-1933 годы

Очередная экскурсия по Сыктывкару в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску» была посвящена кинотеатрам и кино. Участники прогулок окунулись в атмосферу 20-30-60-х годов прошлого века, когда кино было по-настоящему властителем дум и, по выражению Ленина, важнейшим из искусств.

Скандалист Лебедев

Дата, когда кино пришло в Усть-Сысольск, известна благодаря письму учителя-инспектора городского училища, в котором он сообщает о безобразном скандале, учиненном одним из зрителей на первом в городе кинопоказе. Первым кинофильмом, который увидели усть-сысольцы, стала французская немая комедия «Погоня за женихом». Ее демонстрация состоялась в Народном доме, где были сцена и зал, то есть, все необходимое для киносеанса. Народный дом – это своего рода клуб, очаг культуры. Он находился в городском саду на окраине центральной базарной площади напротив Духовного училища (ныне Национальной галереи Коми). Перед зданием галереи и стартовала экскурсия.

Необычное зрелище собрало полный зал. Но знаем мы об этом событии, потому что там произошел инцидент. «В здании усть-сысольского народного дома показывались приезжим на один сеанс мещанином города Глазов Вятской губернии Владимиром Михайловичем Платуновичем живые движущиеся и световые картины кинематографа. Сеанс был омрачен присутствующим на нем учителем городского училища Лебедевым, который был в нетрезвом виде. Нарушение общественного порядка и тишины выражалось в том, что он громко говорил и делал замечания каждой картинке. «Картинки надо ставить выше или ниже», — говорил он. – «Ничего не видно, это шантаж», — говорил он. – «Все это ненастоящее», — говорил он. Таковые замечания делались беспрерывно весь сеанс».

Несмотря на замечания полицейского надзирателя, что нарушать порядок в зале нельзя, разбушевавшийся зритель продолжал безобразничать, и был выведен из зала полицейским исправником.

Из этого документа мы знаем не просто дату первого кинопоказа в городе – 16 августа 1905 года, но и имя человека, который привез в Усть-Сысольск кино, — Владимир Михайлович Платунович. Это первый известный киномеханик-любитель. Он со своим небольшим аппаратом ездил по городам Российской империи и показывал короткие немые фильмы. Ездил один, нанимал на сеансы таперов, которые сопровождали кинопоказ музыкой. Всего в 1905 году дирекцией Платуновича-Левандовского в Усть-Сысольске было проведено четыре киносеанса.

Первый кинотеатр

После революции возле Народного дома все на той же базарной площади был построен первый постоянный кинотеатр. Шел 1923 год, повсеместно в стране уже установилась советская власть, которая в том числе и с помощью кино внедряла в сознание трудящихся масс новую идеологию. Кинотеатр был деревянным с большой сценой. В только что отстроенном храме культуры горожане смогли увидеть советские фильмы: «Чапаев», «Семеро смелых», «Александр Невский», «Ленин в октябре», «Путевка в жизнь», «Джульбарс», «Дети капитана Гранта» и, конечно, трилогию о Максиме. А, например, 13 февраля 1929 года в этом кинотеатре показали одну из первых кинокартин о Коми крае – «Охота и оленеводство в области Коми».

Кинотеатр «Родина»

На одной из сохранившихся фотографий кинотеатра видно, что все вывески на здании написаны латиницей. Это позволяет установить время, когда был сделан снимок – 1932-1933 годы.

Коми язык был латинизирован, и к 1931 году такие вывески появились в городе повсеместно. В 1934-м их начали сворачивать, и в 1936-м коми язык снова перевели на кириллицу.

В фойе кинотеатра перед сеансами играл оркестр, состоявший из мальчиков и девочек 14-ти лет, которыми руководил политссыльный. Какое-то время здесь выступал хор. В буфете торговала выпечкой домашнего приготовления буфетчица Людмила Попова. Студенты педучилища, разместившегося в здании бывшего Духовного училища, приходили сюда на кинопоказы и на танцы. К тому времени базарная площадь уже дважды была переименована – сначала в Народную, а затем в Площадь имени десятилетия Коми автономии.

Увы, жизнь первого кинотеатра оказалась недолгой – в 1939 год деревянная постройка сгорела. К этому времени уже был построен каменный кинотеатр «Родина», и все сотрудники прежнего храма кино перешли на работу туда.

Вспомнили участники прогулки и летний театр, действовавший в 1920-1950-е годы, где летними вечерами тоже крутили кино. Открытая площадка, которую местные уничижительно сравнивали с сараем, находилась рядом с деревянным кинотеатром. Фильмы здесь тоже демонстрировались под музыку – рядом с экраном стояло пианино. Например, на уличном экране впервые показали «Капитанскую дочку», «Таньку-трактирщицу», фильмы «Катусь Калиновский», «Лихое золото» о жизни золотоискателей, германский спортивный фильм «Путь к силе и красоте».

Кинотеатр «Октябрь»

Киномания

В свое время кинотеатром был и дом Охлопкова-Дербеневых, где сейчас размещается отдел этнографии Национального музея Коми. В 1918 году здание было национализировано, и с июня 1918-го по ноябрь 1919-го на первом этаже магазина размещался клуб коммунистов «Звезда». В одном крыле здания открыли библиотеку на 300 мест, в другом – кинозал на 400 мест. На втором этаже в деревянной пристройке располагался усть-сысольский горком партии. Так что, в какой-то момент в одном месте находилось и начальство, и кино. Фильмы здесь крутили коммунистические, о советской власти.

Спустя десять лет, 1 ноября 1929 года в город прибыла экспедиция «Союзкино», приступившая к съемкам документального фильма «Советский Север». Этот фильм есть в интернете, он оцифрован, и его можно посмотреть. Картина рассказывает о жизни простых людей на севере.

А уже в мае 1930-го Сыктывкар посетил представитель кинотреста «Восток-кино» и сообщил, что начато производство двух фильмов о Коми крае – художественной картины «Домна Каликова» – о героине Гражданской войны и документального фильма с говорящим названием «Лесозаготовки в северном крае», которые к тому времени уже велись силами политзаключенных.

В 1932 году в Сыктывкаре появилась аппаратура для звукового кино, а в 1936-м летом к городской пристани прибыл плавучий клуб имени Антона Карманова со звуковым киностационаром, радио и библиотекой. Горожане с удовольствием посещали этот плавучий кинотеатр.

30 января 1937 года, в пиковое время политических репрессий в стране, в столице Коми состоялась премьера фильма «Заключённые» производства Мосфильма.

Таким образом, за десятилетие кино прочно вошло в жизнь каждого советского человека. В мае 1939 года фильм «Человек с ружьем» за неделю посмотрело почти девять тысяч сыктывкарцев, фильм «Александр Невский» за восемь дней – почти 11 тысяч человек. Это при том, что в городе проживало в половину меньше жителей – посмотреть кино приезжали со всех ближних сел, ходили на кинопоказы по несколько раз.

Кинотеатр «Строитель» в Эжве

С чего начинается «Родина»

В 1937 году на месте подворья Ульяновского монастыря началось строительство каменного кинотеатра «Родина». Поскольку в 1939-м деревянный кинотеатр в Кировском парке сгорел, вложения в строительство нового храма искусства увеличили и за три года завершили его возведение. Кинотеатр открылся в мае 1940-го, за год до войны. Авторы проекта – архитектор Изотов и инженер-архитектор Ростовский постарались, чтобы здание гармонировало с расположенным неподалеку на возвышенности драмтеатром. Новый белостенный кинотеатр построен в стиле неоконструктивизма, но с колоннами и лепниной.

С 1940 по 1950 годы новый храм искусства именовался просто «кинотеатр», или «горкинотеатр», а вывеска «Родина» появилась лишь в 1950-м.

В год открытия кинотеатра ежедневно его посещало 1300 человек – зал на 300 мест был заполнен во все сеансы. В среднем горожанин ходил в кино 14 раз в год. Стоимость билетов варьировалась от 50 копеек до четырех-шести рублей. В 1941 году в штате горкинотеатра числилось 23 работника и 15 оркестрантов, исполнявших музыкальные произведения перед кинопоказами. В фойе проводились танцевальные и тематические вечера, устраивались выставки. Старший киномеханик Николай Петров имел оклад 450 рублей, два киномеханика Ершов и Осипов – оклады по 300 рублей, ученик киномеханика – 170 рублей. Киномеханики работали, сменяя друг друга, через день, с 13 до 24 часов, то есть, кинотеатр открывался в полдень и работал до полуночи. В аппаратной стояло по два киноаппарата, это позволяло показывать фильм целиком, без пауз на смену частей кинокартины.

Хитами конца 30-х были фильмы «Высокая награда», «Морской пост», «Подруга», «Партийный билет», «Глубокий рейд» – последний рассказывал о войне и шпионаже.

В годы Великой Отечественной войны количество сеансов урезали, но крутить фильмы не перестали. Появилось военное, патриотическое кино, а с весны 1943-го трофейное. Здесь демонстрировались отечественные кинокартины «Моя любовь», «Вратарь», «Минин и Пожарский», «Светлый путь», «Ошибка инженера Кочина», «Ленин в 18-м году», «Швейк против Гитлера», «Четвертый перископ», «Пятый океан», «Сибиряки», «Любимая девушка» и трофейные – голливудские «Зорро», «Три мушкетера», все серии «Тарзана», а еще «Сестра его дворецкого», «Капитан армии свободы», «Газовый свет», «Леди Гамильтон», «Мост Ватерлоо». Все трофейные фильмы начинались с титров: «Этот фильм был взят в качестве трофея во время Великой Отечественной войны».

В 60-70-80-е огромной популярностью пользовались кинокартины «Фантомас», «Генералы песчаных карьеров», первый советский фильм ужасов «Вий», «Искатели приключений», «А зори здесь тихие», «Пролетая над гнездом кукушки».

Например, сейчас уже никто и не вспомнит, что возле кинотеатра «Родина» стояла телефонная будка (и даже не одна) и столб с часами, возле которого парочки назначали свидание, чтобы пойти в кино. Есть фото, запечатлевшее березки вдоль дороги, а сама дорога представляет собой непролазную грязь, ведь в 50-е годы асфальта в Сыктывкаре практически не было. На снимке 1973 года запечатлен огромный, на всю стену плакат с Лениным, и это изображение Ильича, оказывается, имеет непосредственное отношение к кино. В 1920 году вождь мирового пролетариата снялся в документальном ролике, посвященном закладке памятника «Освобожденный труд». Позже, в 1964 году художник Терещенко использовал эти кадры при создании картины «Верной дорогой идете, товарищи!». Затем на этой основе был создан и растиражирован огромный плакат, который в том числе украсил и фасад «Родины».

Славная история кинотеатра завершилась в 2001 году, когда здание было передано в долгосрочную аренду, после чего кинотеатр закрылся. С 2011 года здесь разместился ночной клуб. Внутри все давно перестроено, от убранства советского кинотеатра уже ничего не осталось.

Типовой «Октябрь»

Еще одним местом остановки экскурсантов стал кинотеатр «Октябрь», построенный в 1954 году.

В послевоенные годы кино для советской власти – мотиватор, призывающий народ трудиться ради блага страны и всего мира. Но при этом власть понимает, что люди должны не только работать, но и отдыхать. Во всех городах и районах страны должны были появиться объекты культурного досуга, и среди них обязательно – кинотеатры.

В 1949 году институт «Союзкинопроект» объявил конкурс на создание типового проекта кинотеатра с залом на 300 мест. Конкурс выиграла архитектор Зоя Брод. Именно ее проект стал самым растиражированным, в СССР таких кинотеатров было построено больше сотни. Они были одинаковыми, вплоть до названия: Уфе, Улан-Удэ, Ейске, в нескольких городах Подмосковья. Именно по такому типовому проекту построен и сыктывкарский кинотеатр «Октябрь».

Проект Зои Брод успел воплотиться за несколько лет до того, как вышло знаменитое постановление о борьбе с излишествами в архитектуре. По сути, это последний проект в стиле неоклассицизма, еще его называют «сталинский ампир». На входе ионические колонны, внутри коринфские колонны, много лепнины. Наибольшее распространение получил вариант с колоннами только на входе, однако в основном проекте Зои Брод присутствовали также и колонны по бокам здания. В сыктывкарском варианте по обеим сторонам фасада белые вертикальные поверхности имитируют эти дополнительные колонны. Над внутренним убранством сыктывкарского «Октября» работал молодой сыктывкарский архитектор Кусков, а художник Сергей Добряков создал монументальные настенные панно «Полярные ночи» и «Северяне». Сейчас этих панно в Центре досуга и кино, как ныне называется это учреждение, больше нет.

Открытие второго каменного кинотеатра в столице Коми АССР состоялось в январе 1954 года. Киноаппаратура была прислана из Ленинграда и Самарканда, кинопроекция осуществлялась с помощью постоянного тока. На тот момент это была самая передовая технология – картинка не дрожит, не мелькает полосками в кадрах, изображение яркое. Зрительный зал немного приподнят, чтобы зрителям на задних рядах было удобно смотреть фильм.

Первыми посетителями «Октября» стали его строители, им показали новую кинокартину «Повесть о нефтяниках Каспия».

В августе 1960 года «Октябрь» переоборудовали в широкоформатный кинотеатр, в нем увеличили количество зрительных мест, в два с половиной раза увеличилась площадь экрана.

В апреле 1976 года решением Госкино «Октябрь» был объявлен первым специализированным детским кинотеатром. Возглавила его Галина Семеновна Шуктомова, о ней есть подробный рассказ на сайте кинотеатра. В «Октябре» появились специальные программы для разных возрастов, начиная от дошкольного, клубы по воспитательной работе и трудовому воспитанию, в школах продавались абонементы на месяц, фильмы крутили по воскресеньям. Многие сыктывкарцы с удовольствием и теплотой вспоминают те времена, когда они спешили на воскресный сеанс, по пути покупали мороженое в ларьке, расположенном с торца кинотеатра. Шоколадное мороженое стоило 16 копеек, сливочное – 13 копеек, эскимо – 11 копеек.

Экскурсанты вспомнили еще один примечательный эпизод. В СССР закупили знаменитую французскую кинокомедию «Фантомас» с Жаном Маре и Луи де Фюнесом в главных ролях. Подростки его посмотрели, также посмотрели продолжение «Фантомас разбушевался» и были жутко разочарованы, когда на третий фильм – «Фантомас против Скотланд-Ярда» ввели запрет для детей до 16 лет. А все потому, что на заборах и стенах стали появляться надписи: «Мне нужен труп, я выбрал вас, до скорой встречи, Фантомас». В итоге самые настырные проникали на киносеансы всеми правдами и неправдами, например, через боковой выход из кинозала.

В мае 1982 года кинотеатр «Октябрь» по итогам республиканского смотра, посвященного 60-летию пионерской организации имени Ленина, был признан лучшим детским досуговым учреждением.

В апреле 1992-го очаг культуры был преобразован в Центр национальных культур, а впоследствии – в Центр досуга и кино «Октябрь». Сейчас здесь показывают картины 1920-х годов, арт-хаусное кино, словом, кино не для массового зрителя.

Другие киноточки

Третьим крупным кинотеатром в столице республики конца советской эпохи был большой кинозал «Парма», на месте которого сейчас стоит одноименный торгово-развлекательный центр. В конце 80-х – начале 90-х здесь проходили масштабные российского уровня кинофестивали и кинопремьеры, приезжали крупные кинодеятели, премьеры блокбастеров собирали солидную выручку. Возможно, поэтому возникла иллюзия, что строительство мультиплекса увеличит доходы от кино в разы. Не обошлось без криминальных разборок, о чем много писала пресса той поры.

Помимо больших стационарных кинотеатров были «Волна» и «Луч», кинотеатр «Строитель» в Эжве, стационары в клубах Лесозавода, в Затоне («Красный водник»), а также кинопередвижки, колесившие по учреждениям города и районам.

Участники экскурсии рассказали, что одна из киноточек находилась в нынешнем здании Академии госслужбы, где в советское время размещался Дом политпросвещения. Сначала здесь показывали «запрещенное» кино для узкого круга, прежде всего для крупных партийных работников обкома. Например, там состоялся показ «Андрея Рублёва». «Для своих» даже продавали абонементы. В перестройку сеансы проводились уже для более широкого круга.

Галина Бобракова

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Важнейшее из искусств"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.