Поход к великанам: из запретного места Маньпупунёр превращается в туристическую мекку

Пожалуй, нет в Коми более раскрученного туристического места, чем плато Маньпупунёр, расположенное в Печоро-Илычском заповеднике на Урале в пяти километрах от истока великой реки Печоры. По-настоящему знаменитым оно стало в 2007 году, когда три крупных российских издания организовали проект, в котором с помощью народного голосования выбирали главные достопримечательности страны. Битва длилась почти год, и в 2008-м были подведены ее итоги. В результате в перечень семи чудес России вошли природные и рукотворные объекты: долина гейзеров на Камчатке, озеро Байкал, Петергоф, Маньпупунёр, собор Василия Блаженного, Мамаев курган с монументом «Родина-мать» и горная вершина Эльбрус. При этом в голосовании Мансийские болваны, как еще называют расположенные на плато останцы горных пород, заняли пятое место, набрав более полутора миллионов голосов.

Мифы и легенды

«В далекие-далекие времена, когда туман застилал все на сотни километров вокруг, великаны-самоеды решили уничтожить народ манси. Поднялись они на плато, но вдруг увидели вдалеке священную гору Ялпинг-Ньёр. Всем было известно, что достаточно одного взгляда на гору, чтобы получить проклятье. Великаны попали в ловушку. В сердцах предводитель могучего войска бросил свой барабан на вершину горы, но это не помогло – главный великан и все его приспешники превратились в камень». Это одна из легенд народа манси, для которого плато с величественными каменными фигурами с древнейших времен было священным.

С мансийского «Маньпупунёр» переводится как «малая гора идолов», и на географические карты это название перекочевало именно из языка коренного народа. Впрочем, вплоть до 30-х годов прошлого века манси чаще именовали вогулами. Вогульские охотники и кочевники, перегонявшие по этим землям бесчисленные стада оленей, обходили плато стороной, чтобы не навлечь кару богов. Приходить к каменным истуканам дозволялось лишь посвященным – шаманам для совершения ритуалов. Для всех остальных действовало табу.

Есть еще одна старинная романтичная легенда:

«В далекие-далекие времена в густых лесах, подступавших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины шили красивые меховые одежды.

Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньёр, помогали манси потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Сам Куущай жил в сказочном хрустальном замке на вершине горы Торре-Порре-Из, поднявшей свои грозные утесы недалеко от горы Ялпинг-Ньёр. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум.

Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее сбегались олени из долины Ыджед-Ляги. Многие шаманы хотели, чтобы Аим стала их женой, но прекрасная Аим только смеялась в ответ.

Однажды и великан Торев (Медведь) услыхал о ней и немедленно потребовал вождя отдать дочь ему. Но Аим отказалась, и тогда великан, взяв с собой своих братьев, пошел забирать ее силой. Целый день шла жесточайшая битва у каменных стен Торре-Порре-Иза. Да вот только Пыгрычума, сына вождя, в этой битве не было, он охотился. С самой высокой башни Аим кричала добрым духам – спасите нас! И в одно мгновение небо затянулось тучами, засверкали молнии. Едва она успела выйти из башни, как Торев разнес стены своей огромной дубиной. Хрустальный замок разлетелся на миллионы кусков, и все Уральские горы с этого момента покрылись хрусталем. Аим все же удалось сбежать в густой лес. Великаны ринулись за ней. Но стоило им догнать ее, как из ниоткуда появился Пыгрычум с огромным золотым щитом и сильнейшим мечом, дарованным богами. Он повернул щит в сторону солнца, и свет ударил великана непобедимой силой богов. И тут случилось чудо – на глазах братьев Торев превратился в камень. Не успели они укрыться от божественного света, сын вождя всех обратил в камень. Вот и стоят они уже сотни лет на горе Маньпупунёр».

Наконец, существует миф неместного происхождения и связан он с легендарной Гипербореей. По этой теории Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Якобы в тех самых местах находилась праматерь мировой цивилизации – Гиперборея с населявшими ее ариями. От нее остались священные города Света. Останцы, стало быть, не что иное, как стены давно разрушенных домов. На неподалеку расположенной горе Торре-Порре-Из тоже находятся необычные каменные останцы, и там они действительно напоминают улицы правильной формы. Однако это место является зоной абсолютной заповедности, и посещение его запрещено.

Что говорит наука

В отличие от легенд научное объяснение появления необычных каменных изваяний появилось намного позднее. Плато с идолами почиталось как сакральное до 1920-1930-х годов, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930-м для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании Печоро-Илычского заповедника, и с тех пор сюда стали все чаще добираться исследователи и путешественники, и соответственно, версий происхождения идолов прибавилось.

Например, появилась версия рукотворного возникновения каменных болванов: давным-давно мастера изготовили гигантские изваяния, и за многие века под действием ветра и осадков они утратили четкие черты. В «скульпторов», которым потребовались такие величественные идолы, записали шаманов, поскольку им истуканы потребовались для совершения обрядов.

Однако, как доказали ученые, Маньпупунёр – геологический памятник, а отнюдь не мегалитический, созданный людьми. Над причудливыми фигурами от начала до конца работал один самый искусный мастер – природа.

Геологи выяснили, что каменные исполины сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, сплошным панцирем покрывавших в древности эту часть Уральских гор. Так что по сути своей истуканы – это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. И правильнее их следует называть столбами выветривания.

Если подойти к останцам совсем близко, в породе можно разглядеть множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов тому подтверждение. Постепенно разрушающееся воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдению сотрудников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. Это означает, что когда-нибудь не останется и останцев, но, к счастью, произойдет это в далеком будущем – они простоят еще несколько тысячелетий.

По оценкам геологов, возраст породы на плато Маньпупунёр составляет 490 миллионов лет. Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там каменные великаны состоят из гранита, а наши, как уже было сказано, из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. И они, как это ни удивительно, ничуть не уступают по твердости гранитным скалам. Как рассказывал ведущий научный сотрудник Института геологии Коми научного центра УрО РАН Евгений Калинин, во время одной из экспедиций на плато он пытался молотком отбить часть породы, что было необходимо для изучения состава останцев, и ему это удалось с большим трудом.

Первые туристы

Семь останцев имеют разную высоту. Самый низкий – 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров, как 12-этажный дом. Один из столбов высотой 34 метра находится в стороне от других и напоминает гигантскую бутылку, которую неведомый великан горлышком воткнул в плато.

Приближаясь к плато, путешественники каждый по-своему воспринимают каменных обитателей возвышенности. «Впереди – самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним – типичный индеец с орлиным носом», – описал то, что разглядел, один из туристов.

До поры до времени посетителей этих мест, тем более туристов, решившихся преодолеть трудный путь до Маньпупунёра, чтобы воочию полюбоваться на каменных идолов, было немного. Да и не особо раскрученными в доинтернетную эру были эти места. Про одно из таких путешествий, совершенных в начале 1990-х, в свое время рассказала газета «Молодежь Севера». Тогда до плато самостоятельно добралась группа сыктывкарцев – работников авиапредприятия. В путь крепкие спортивные мужчины отправились в конце лета, чтобы меньше донимали комары и таежная мошкара. До места группу довел проводник, и когда туристы поднялись на плато, сразу же почувствовали прохладу – комарам здесь было делать нечего. Путешественники внимательно осмотрели все останцы и в расщелинах одного из них, к своему удивлению, обнаружили гипсовую голову Ленина. Кто и зачем ее здесь оставил, так и осталось неизвестным. В отчетах и рассказах о поездках более позднего времени о такой находке больше не упоминалось.

После попадания в список семи чудес России Маньпупунёр стал излюбленным местом паломничества туристов, да так, что власти Печоро-Илычского заповедника всерьез обеспокоились сохранностью этого уникального природного объекта.

Например, зимой 2013 года на столб под названием «Старший брат» поднялся немецкий альпинист Стефан Гловач. О своих впечатлениях он отозвался так: «Никогда ничего подобного не встречал. Я не переставал думать о том, как покорить эти мистические скалы именно зимой, когда северная природа особенно прекрасна».

Между тем манси, поклонявшиеся этим столбам, считали величайшим грехом подниматься на эти вершины. В последние годы все делается для того, чтобы антропогенное воздействие на уникальный природный памятник было минимальным. Туристы обязаны соблюдать определенные правила, инструкции они получают у организаторов и в администрации Печоро-Илычского заповедника.

Сейчас разработаны различные виды туров до Маньпупунёра. Самый дорогой и комфортный – на вертолете, самый бюджетный, но требующий определенной сноровки и выносливости, – пеший. В частности, в этом году к останцам туристов водит путешественник Алексей Ларионов. Его недельный тур пропагандирует Ассоциация по развитию сельского туризма Республики Коми. Туристам из Перми и Екатеринбурга предлагаются пеший поход через перевал Дятлова (200 километров), пеший укороченный поход (100 километров), зимний лыжный классический поход (90 километров) и лыжный поход через перевал Дятлова (150 километров), а также снегоходный тур.

После того как пандемия коронавируса перекрыла возможности заграничных поездок, многие россияне начинают заново открывать для себя родные просторы необъятной Родины. Плато Маньпупунёр завоевывает все большую популярность, и не исключено, что от его посещения у каждого туриста останется значительно больше впечатлений, чем от стандартной поездки на надоевшие пляжи.

Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Поход к великанам: из запретного места Маньпупунёр превращается в туристическую мекку"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.